Пресвятая Богородица, спаси нас!
Welcome
Username:

Password:


Remember me

[ ]
Поиск по нашему Кольцу сайтов
Биография св.Дмитрия Ростовского стр 4

by Елена

Иеродиакон Димитрий жил в Кирилловом
монастыре довольно долго — около семи лет. Здесь в 1671 году он начал
писать свой «Диарий»1 или записки на польском языке.

1 Диарий — дневник польских сеймов // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона


В 1675 году состоялось назначение иеродиакона Димитрия
проповедником в Чернигове при блюстителе Киевской митрополичьей кафедры
архиепископе Лазаре (Барановиче). В этом же году от руки архиепископа
Лазаря в день Св. Духа он принимает сан иеромонаха. В Чернигове иеромонах
Димитрий оставался до 31 июля 1677 года, находясь к кругу таких ученых
людей, как Иоанникий Голятовский и Адам Зерникав2

2 Парижский учитель, добровольный изгнанник за свои православные убеждения.
Прославился составлением монументального труда «Об исхождении Св. Духа от Одного
только Отца». Этот труд, написанный еще в Париже, остался при его жизни неизданным. Им
впоследствии пользовался Феофан Прокопович в противолютеранской полемике об
исхождении Св. Духа, уверяя, что на обоснованные доводы Зерникава немыслимо никакое
возражение. Труд Зерникава был издан митрополитом Киевским Самуилом Миславским в
Кенигсберге в двух частях. Первая вышла в 1774 г., а вторая в 1776 г.


В течении двух лет он
проповедовал не только в самом Чернигове, но и в других храмах епархии.
Здесь он написал и первое, дошедшее до нас, свое сочинение — «Руно
орошенное», содержащее описание чудес от чудотворной иконы Пресвятой
Богородицы, находящейся в Черниговском Троицко-Ильинском монастыре.
С 1677 года начинаются разъезды иеромонаха Димитрия в качестве
проповедника. Новодвор, Вильно, Слуцк — места его пребывания. В 1679 году
он возвращается в Чернигов, затем прибывает в ставку гетмана в Батурине. В
марте 1681 г. иеромонах Димитрий был избран и поставлен игуменом
Максаковского Преображенского монастыря, через год он избран игуменом
Крупицкого во имя свт. Николая монастыря в Батурине. 26 октября 1683 года
игумен Димитрий оставил управление обителью и по приглашению Варлаама
(Ясинского), избранного в конце того же года архимандритом Киево-Печерской
Лавры, переехал в Киев. 23 апреля 1684 года он поселился в Киево-Печерском
монастыре, стал братским проповедником. Здесь, в стенах Киево-Печерской
Лавры, начинается новый этап жизни будущего святителя. 6 мая 1684 года он
начинает работу над составлением книги «Житий Святых».
Заметим, что идея создания такого труда была не нова, и игумен
Димитрий начинал трудиться не на пустом месте3.

3 О житийном материале, существовавшем в Русской Церкви в то время, смотри работу
еп. Виссариона (Нечаева) «Св. Димитрий, митрополит Ростовский». М., 1910. С. 19-21



В Великороссии
существовали Великие Четьи-Минеи Макария, митрополита Московского.
Однако, как собиратель, митрополит Макарий не брал на себя труда
перерабатывать материалы, он только собирал разные списки житий, выбирал
из них лучшие и иногда исправлял слог, переводя на русскую понятную речь иностранные (болгарские, сербские) слова. Состав его Четий-Миней изумляет
своей многосложностью и разнородностью: прологи, торжественники, жития,
творения святых, патерики, акты, путевые записи. Это была полная
энциклопедия тогдашней духовной образованности1.

1 Изданные до революции Императорской Археографической комиссией Четьи-Минеи
свт. Макария переизданы в наше время в электронном виде на компакт-диске «Свт. Макарий,
митр. Московский и всея Руси. Великие Минеи Четии». СПб., Аксион эстин, 2009.



Церковь же малороссийская не имела такого богатства. После Батыева
нашествия, литовских и польских разорений погибло множество драгоценных
духовных книг, и, вместе с ними, жизнеописаний святых. Приходилось
пользоваться римскими мученикословиями и легендами на польском и
латинских языках, не всегда согласными с духом Православия2.
2 См. Свт. Димитрий, митрополит Ростовский. Жития святых. Книга первая. Сентябрь,
октябрь, ноябрь. Киево-Печерская Лавра, 1764. Второе предисловие. Лист 3


Свящ. М. Попов пишет: «Сознавая неудобство и опасность от такого
недостатка, еще митрополит Киевский Петр Могила начал дело составления
житий святых в православном духе. Уже им выписывались для этого в Киев с
Афона рукописные жития святых Симеона Метафраста, чтобы составить
переведенные с греческого языка. Но все начинание прекратилось за смертью
его. Делал в этом отношении неудачную попытку черниговский владыка Лазарь
(Баранович)… Печерский архимандрит Иннокентий (Гизель) продолжил дело
митрополита Петра Могилы, потому что Четьи-Минеи стали необходимы по
всем монастырям для уставного чтения, а во время борьбы с унией чтение в
православных обителях однородных с униатскими житийных книг не
представляло большого удобства. Для этой цели выпросили у московского
митрополита [правильно патриарха – свящ. А.П.] Иоакима выслать Великие
Макарьевские Четьи-Минеи. Высланный экземпляр их оказался, однако,
писанным не уставным письмом, а скорописным, очень трудным для чтения3.

3 Прот. Александр Державин предполагает, что это были не Макарьевские, а Милютинские
Четьи-Минеи. Державин А., прот. Радуют верных сердца. Четии-Минеи Димитрия,
митрополита Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник. Часть I.
М., ИИПК «ИХТИОС», 2006. С. 106-10


Книги так и отослали обратно в Москву, не использовавши их для
малороссийских нужд и целей»4.

4 Попов М., свящ. Св. Димитрий Ростовский и его труды. СПб., 1910. С. 55-56


Архимандрит Киево-Печерской Лавры Варлаам (Ясинский),
впоследствии митрополит Киевский, также осознавал необходимость такого
начинания, только труд осуществления этой мысли он не решился взять на
себя, а искал человека более способного к этому делу и менее занятого. Выбор
пал на игумена Димитрия, уже известного своей ученостью и ревностью к
душеспасительным трудам, и был одобрен единодушным согласием всех отцов и братии Лавры. Как замечает прот. А. Горский, «смиренный игумен
Батуринский, не без основания устрашенный тяжестью возлагаемого на него
дела, отклонял его от себя, но потом, возложив все упование на помощь Божию,
страшась греха непослушания, и сам осознавая нужды Церкви, покорился
настоятельному требованию Архимандрита и братии, и, через несколько недель
после переселения в Лавру, именно в июне 1684 года, приступил к писанию
житий святых»1.

1 Горский А., прот. Св. Димитрий, митрополит Ростовский. М., 1849. С. 18


Труд предстоял необъятный. Четьи-Минеи свт. Димитрия — самое
большое по объему небогослужебное издание в старопечатной славянской
книжности. Свод житий был опубликован в четырех томах, каждый из которых
содержит материал, относящийся к трем месяцам: сентябрь – ноябрь (К., 1689.
Т. 1), декабрь — февраль (К., 1695. Т. 2), март – май (К., 1700. Т. 3), июнь –
август (К., 1705. Т. 4). Кроме житий и других крупных статей Четьи-Минеи свт.
Димитрия содержат «памяти» (по терминологии прот. А. Державина,
«месяцеслов»), т. е. краткие, часто в одну фразу, заметки о лицах и событиях,
которым не посвящены большие статьи. Обыкновенно «памяти» помещаются в
конце дня и печатаются петитом. В основном тексте четырех томов — 765
статей, не считая «памятей», в т.ч. 91 русских и славянских статей.
Подавляющее большинство статей — жития. Кроме житий Четьи-Минеи
содержат также 22 Слова на большие праздники (6 Слов принадлежат свт.
Иоанну Златоусту, по одному — свт. Василию Великому и прп. Иоанну
Дамаскину). Две статьи (обе в 3-й книге) посвящены вопросам календаря2

2 Материал заимствован из XV тома Православной энциклопедии. М., 2007. С. 13.
Димитрий, свт.






Посетите наши сайты
http://www.cveti-uhod.ru

http://www.etika-prav.ru

http://www.clir.ru

Последние комментарии на сайте:
[новости] Рядовой ополченец Русской Церкви
Posted by Catherine on 04 Mar : 14:52
"...Я видела перед собой человека, который после крещения не накрыл свою душу стеклянным колпаком, ч [ далее ... ]

[новости] Екатерина
Posted by Catherine on 04 Mar : 14:27
Шуточное к своей свадьбе :)Не даю обещания пустыеИ привыкла судить по делам.Мои правила очень просты [ далее ... ]

[новости] Екатерина
Posted by Catherine on 04 Mar : 14:23
Писала тогда еще будущему мужу:КРЕСТИККрестик - это начало.Начало Пути Домой.Начало Пути прямого,Вед [ далее ... ]

[новости] 15 февраля Сретение Господне
Posted by Арси on 16 Feb : 20:43
Большое спасибо,очень интересно и познавательно!

[новости] Екатерина
Posted by Арси on 14 Feb : 05:46
Замечательные стихи,от души! Спасибо,что разместили их для нас♡♡♡

[новости] Святого Серафима Саровского житие
Posted by Москвичка on 11 Feb : 20:25
Большое спасибо,очень любим и почитаем этого дивного святого в семье!♡♡♡

[новости] Тот, кто осуждает других, впадает в те же грехи
Posted by Москвичка on 11 Feb : 12:25
Да,зачастую в своем глазу дубинку не разглядим,а в чужем соринку видим((((

[новости] Надо так уметь доверить себя Богу, чтобы сказать: Господи, делай со мной все, что ты хочешь! Все мое — Твое.
Posted by Анастасия1982 on 29 Nov : 13:50
Лена, спасибо за статью! Стоит задуматься.

[новости] УСПЕНСКИЙ ПОСТ
Posted by Анастасия1982 on 15 Aug : 13:20
Елена, спасибо за такую полезную статью! Очень интересно было почитать! Спаси нас, Пресвятая Дева Бо [ далее ... ]

[новости] От Меня это было
Posted by Анастасия1982 on 07 Jun : 21:13
Спаси, Господи, Елена! Всё так и есть.

Счетчики
Яндекс цитирования Союз образовательных сайтов ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Рейтинг@Mail.ru

2007-2017. Все права защищены. При перепечатке обязательна ссылка http://www.isfarinka.ru