Пресвятая Богородица, спаси нас!
Welcome
Username:

Password:


Remember me

[ ]
Поиск по нашему Кольцу сайтов
Биография св.Дмитрия Ростовского стр 5

by Елена

Писание житий так увлекало игумена Димитрия, что он, работая по
ночам, ложился иногда спать не раздеваясь, только за час до заутрени, которую
посещал весьма исправно. В это время в его жизни происходят события,
свидетельствующие, с одной стороны, о несомненной близости писателя к
духовному миру, с другой, о явном покровительстве Божием начатому труду.
Сам Святитель свидетельствует: «Августа десятаго 1685 года, в понедельник,
услышал я благовест к заутрени, но по обыкновенному моему ленивству
разоспавшись, не доспел к началу, но проспал даже до чтения Псалтири. В сие
время видел следующее видение: казалось, будто поручена была мне в
смотрение некоторая пещера, в коей почивали святыя мощи. Осматривая со
свещею гробы святых, увидел тамже якобы почивающую св. великомученицу
Варвару. Приступив к ея гробу, узрел ее лежащую боком, и гроб ея являющий
некоторую гнилость. Желая оную очистить, вынял мощи ея из раки, и положил
на другом месте. Очистив раку, приступил к мощам ея, и взял оныя руками для
вложения в раку, но вдруг, узрел в живых Варвару святую. Вещающему мне к ней: «Святая дево Варваро, благодетельнице моя! умоли Бога о гресех моих»,
— ответствовала святая, будто бы имея сомнение некое: «не ведаю, — рекла, —
умолю ли, ибо молишися по-римски».
Иногда встречаются мнения, что этим видением обличаются некоторые
догматические заблуждения свт. Димитрия, якобы заимствованные от латинян.
Но слова эти со свойственным ему смирением объясняет сам Святитель:
«Думаю, что сие мне сказано для того, что я весьма ленив к молитве, и
уподоблялся в сем случае римлянам, у коих весьма краткое молитвословие, так
как у меня краткая и редкая молитва». Примечательно, что свт. Димитрий
скончался во время молитвы, стоя на коленях. Еп. Виссарион (Нечаев) пишет:
«Такова была кончина Святителя Димитрия! Молитва услаждала его при
жизни, молитва сопровождала его и к смерти»1.

Виссарион (Нечаев), еп. «Св. Димитрий, митрополит Ростовский». М., 1910. С. 95



«Слова сии услышав от святой, — продолжает свт. Димитрий, — начал я
тужить, и акибы отчаиваться. Но святая, спустя мало времени, воззрела на меня
с веселым и улыбающимся лицем, и рекла: «не бойся», — и иныя некоторые
утешительные произнесла слова, коих я и не вспомню. Потом, вложив в раку,
облобызал ея руки и ноги; казалось, тело живое и весьма белое, — но рака
убогая и обветшалая. Сожалея о том, что нечистыми и скверными руками и
усты дерзаю касатися святых мощей, и что не вижу хорошия раки, размышлял,
как бы украсить сей гроб, и начал искать новой и богатейшей раки, в которую
бы преложить святыя мощи: но в том самом мгновении проснулся. Жалея о
пробуждении моем, почувствовало сердце мое некоторую радость»2.

2 Диарий, 1685 г. // Сочинения св. Димитрия, митрополита Ростовского. Т. I. М., 1839.
С. 481-483


Св. великомученица Варвара была небесной покровительницей свт.
Димитрия, и он благоговел перед ее памятью. Своими усиленными просьбами
св. Димитрий получил дозволение от гетмана Самойловича перенести часть
мощей великомученицы Варвары в свой Батуринский монастырь, и с
торжественным ходом перенес их 15 января 1691 года, во вторник. В память
сего перенесения он установил в своем монастыре каждый вторник совершать
молебное пение Великомученице.
Другое сновидение, еще более показательное, случилось через три или
четыре месяца после первого и имело отношение к ученым занятиям св.
Димитрия. «В 1685 году, — пишет он, — в Филиппов пост, в одну ночь окончав
письмом страдания святаго мученика Ореста, котораго память 10 ноября
почитается, за час или меньше до заутрени, лег отдохнуть не раздеваясь, и в
сонном видении узрел святаго мученика Ореста, лицем веселым ко мне
вещающаго сими словами: я больше претерпел за Христа мук, нежели ты
написал. Сие рек, открыл мне перси свои, и показал в левом боку великую рану, сквозь во внутренность проходящую, сказав: сие мне железом прозжено.
Потом открыл правую по локоть руку, показав рану на самом противу локтя
месте, и рекл: сие мне перерезано; — при чем и видны были перерезанныя
жилы. Также и левую руку открывши, на таком же месте, такую же указал рану,
сказуя: и то мне перерезано. Потом наклонясь, открыл ногу, и показал на сгибе
колена рану, также и другую ногу до колена открывши, такую же рану на таком
же месте показал, и рекл: а сие мне косою разсечено. И став прямо, взирая мне
в лице, рекл: видиши ли? Больше я за Христа претерпел, нежели ты написал. Я
противу сего ничтоже смея сказати, молчал и мыслил в себе: кто сей есть
Орест, не из числа ли пяточисленных1?

1 память 13 декабря


На сию мою мысль святый мученик
ответствовал: не тот я Орест, иже от пяточисленных, но той, егоже ты нынче
житие написал. Видел и другаго некоего человека важнаго, за ним стоящаго, и
казался мне также некий мученик быти, но тот ничтоже изрекл. В то самое
время учиненный к заутрени благовест пробудил меня, и я жалел, что сие
весьма приятное видение скоро окончилось»2.

2 Диарий, 1689 г. // Сочинения св. Димитрия, митрополита Ростовского. Т. I. М., 1839.
С. 487-488


Заметим, что видения св.
Димитрием святых не были обычными сновидениями, но были, действительно,
общением с миром небожителей. Так понимал их сам свт. Димитрий, и свои
рассказы о них подтверждал клятвою священническою.
Ценность труда свт. Димитрия в том и заключается, что он не просто
собрал множество источников, повествующих о житиях святых, но переработал
их, отобрал в свои Четьи-Минеи чистую пшеницу Церковного Предания.
Будучи сам святым и имея обостренную духовную интуицию, он и изложение
житий святых составил с чувством глубокого благоговения и назидательности,
запечатлев в неизменности и удивительной простоте чудеса святых, без
которых житие превращается в просто жизнеописание. Неспроста именно его
«Жития», а не «Жития» архиеп. Филарета (Гумилевского), лишенные этого
мистического элемента, столь полюбились русскому народу.
Чтобы продемонстрировать насколько бережно нужно относиться к этому
святоотеческому труду, сдерживая порой свой критический пыл, приведем
высказывание замечательного русского дореволюционного патролога — архим.
Порфирия (Попова) — человека искренней веры, прожившего небольшую
(1825-1864), но насыщенную жизнь, и оставившего после себя исследования о
жизни многих великих святых; исследования, написанные в научном стиле, но
не отравленные духом псевдонаучного скепсиса. Архим. Порфирий вносил
предложение в Общество любителей духовного просвещения об издании житий
святых в хронологическом порядке. Он писал: «С изданием таких житий, без
сомнения можно надеяться и на большее распространение церковно-исторических сведений. Представьте, каким ярким светом озарится, например,
век Апостольский, когда в связи будут изображены и миссионерские
путешествия Свв. Апостолов, и, по возможности, собраны будут предания о
лицах упоминаемых в Евангелии, например, волхвах, Лазаре, Корнилии и
Лонгине сотниках, сродниках Спасителя по плоти, Марии Магдалине,
Самаряныне и многих других сотрудниках Апостольских. Это будет история
не по тощим — чуждым всяких церковных преданий — протестантским
сочинениям»1.

1 Порфирий (Попов), архим. Об издании житий Святых в хронологическом порядке // Чтения
в Обществе любителей духовного просвещения, 1869, VI, с. 5


Ученый как бы смотрел в наш век. «При издании в
хронологическом порядке житий Святых, — продолжает архим. Порфирий, —
Обществу2,

2 Имеется ввиду Общество любителей духовного просвещения


разумеется, надобно будет принять на себя и критическое
исследование о достоверности тех или других, дошедших до нас,
жизнеописаний Св. мужей. Теперь нередко можно слышать насмешки над
Четьи-Минеями, как над собранием басен, сказок. Критический труд покажет
неосновательность многих подобных обвинений»3.

3 Порфирий (Попов), архим. Об издании житий Святых в хронологическом порядке // Чтения
в Обществе любителей духовного просвещения, 1869, VI, с. 6


Но и таким «большим» людям, как архим. Порфирий, иногда свойственно
ошибаться. Ученый замечает: «Само собою понятно, что издатели не убоятся,
где окажется нужным, например — при явных анахронизмах, указать
сомнительность сказания: каково, например, повествование о молитве
Святителя Николая в храме Воскресения на Голгофе, тогда как храм еще не
был устроен при Диоклитиане, в царствование которого Святитель
путешествовал во Иерусалим»4.

4 Порфирий (Попов), архим. Об издании житий Святых в хронологическом порядке // Чтения
в Обществе любителей духовного просвещения, 1869, VI, с. 6


Таким образом, архим. Порфирий высказывает
мысль об ошибке в житии одного из самых почитаемых на Руси святых — свт.
Николая Чудотворца. Но была ли сама ошибка?
Вот как повествует декабрьская Четья-Минея о путешествии свт. Николая
в Палестину: «Угодник Божий святый Николай… достиг святаго града
Иерусалима, взыде на Голгофу, идеже Христос Бог спасение содела
человеческому роду на Кресте пречистые Свои простерши руце, тамо о сколь
теплые излия мольбы от горящего любовию сердца, благодарение возсылая
Спасителю нашему; обыде же и вся святые места всюду довольное творя
поклонение; и егда нощию хотяше внити во святую церковь на молитву, двери
церковныя заключенныя сами отверзошася, дающе вход невозбранный тому,
емуже и небесная врата бяше отверста»5.

5 Четьи-Минеи. Книга вторая. Декабрь, январь, февраль. Киево-Печерская Лавра, 1764. Л. 53.
Оборот



Этот момент жития свт. Николая объясняется в примечании переработки «Житий», сделанной под руководством
В.О. Ключевского1:

1 Четьи-Минеи свт. Димитрия так и не были переведены на русский язык. Существует
выполненная под редакцией В.О. Ключеского переработка Четий-Миней — «Жития святых
на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского с
дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых». М., 1903-1911



«Это была небольшая церковь на Сионской горе,
единственная в то время во всем городе Иерусалиме, населенном язычниками и
носящем название Элии Капитолины. Церковь эта, по преданию, была
построена в том доме, где Господь Иисус Христос установил Таинство
Причащения, и где потом было сошествие Святаго Духа на Апостолов»2

2 Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия
Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых».
Декабрь. М., 1906. С. 181


Мы
видим, как духовная интуиция святого оказалась точнее логичного, на первый
взгляд, но неверного замечания ученого.
Нужно заметить, что апологетическая задача по подтверждению
подлинности «Житий Святых» свт. Димитрия Ростовского была выполнена уже
во дни жизни архим. Порфирия (Попова). Сличение жизнеописаний,
составленных свт. Димитрием, с их первоначальными источниками провел
прот. Александр Горский вместе со своими помощниками. Этот раздел
занимает немалую часть его труда3.

3 Горский А., прот. Св. Димитрий, митрополит Ростовский. М., 1849. С. 132-191


Достаточно ознакомиться с этими
исследованиями великого ученого, чтобы растаяли все сомнения в подлинности
жизнеописаний святых, составленных свт. Димитрием. В наши дни в
несравненно большем масштабе эта работа была проделана прот. Александром
Державиным4.

4 Неизданными пока остались три обширных тома приложений к магистерской диссертации
прот. А. Державина. В них подробно разбирается текст каждого жития Четьих-Миней,
сопоставляются тексты житий, принадлежащие св. Симеону Метафрасту, Лаврентию Сурию,
Петру Скарге, находящиеся в Макарьевских Великих Четьих-Минеях и многих других
источниках, и устанавливаются источники, которыми, действительно, пользовался
свт. Димитрий. См. Державина Е.И. Протоиерей А.М. Державин. Жизнь и научная
деятельность // Святитель Димитрий, митрополит Ростовский. Исследования и материалы.
Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. Ростов Великий, 2008. С. 365-366







Посетите наши сайты
http://www.eroshka.ru

http://www.etika-prav.ru

http://www.clir.ru

Последние комментарии на сайте:
[новости] Рядовой ополченец Русской Церкви
Posted by Catherine on 04 Mar : 14:52
"...Я видела перед собой человека, который после крещения не накрыл свою душу стеклянным колпаком, ч [ далее ... ]

[новости] Екатерина
Posted by Catherine on 04 Mar : 14:27
Шуточное к своей свадьбе :)Не даю обещания пустыеИ привыкла судить по делам.Мои правила очень просты [ далее ... ]

[новости] Екатерина
Posted by Catherine on 04 Mar : 14:23
Писала тогда еще будущему мужу:КРЕСТИККрестик - это начало.Начало Пути Домой.Начало Пути прямого,Вед [ далее ... ]

[новости] 15 февраля Сретение Господне
Posted by Арси on 16 Feb : 20:43
Большое спасибо,очень интересно и познавательно!

[новости] Екатерина
Posted by Арси on 14 Feb : 05:46
Замечательные стихи,от души! Спасибо,что разместили их для нас♡♡♡

[новости] Святого Серафима Саровского житие
Posted by Москвичка on 11 Feb : 20:25
Большое спасибо,очень любим и почитаем этого дивного святого в семье!♡♡♡

[новости] Тот, кто осуждает других, впадает в те же грехи
Posted by Москвичка on 11 Feb : 12:25
Да,зачастую в своем глазу дубинку не разглядим,а в чужем соринку видим((((

[новости] Надо так уметь доверить себя Богу, чтобы сказать: Господи, делай со мной все, что ты хочешь! Все мое — Твое.
Posted by Анастасия1982 on 29 Nov : 13:50
Лена, спасибо за статью! Стоит задуматься.

[новости] УСПЕНСКИЙ ПОСТ
Posted by Анастасия1982 on 15 Aug : 13:20
Елена, спасибо за такую полезную статью! Очень интересно было почитать! Спаси нас, Пресвятая Дева Бо [ далее ... ]

[новости] От Меня это было
Posted by Анастасия1982 on 07 Jun : 21:13
Спаси, Господи, Елена! Всё так и есть.

Счетчики
Яндекс цитирования Союз образовательных сайтов ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Рейтинг@Mail.ru

2007-2017. Все права защищены. При перепечатке обязательна ссылка http://www.isfarinka.ru