Пресвятая Богородица, спаси нас!
Welcome
Username:

Password:


Remember me

[ ]
Поиск по нашему Кольцу сайтов
Биография св.Дмитрия Ростовского стр 6

by Елена

Отсылая для подробного рассмотрения к работе прот. А. Горского, мы
лишь перечислим в чем собственно заключалась работа свт. Димитрия. Общее
построение жизнеописаний требовало, во-первых, расположения событий в
известном порядке, и, во-вторых, соблюдения обстоятельности описаний. В
частности, сводя в одно целое различные материалы св. Димитрий, смотря по
надобности: 1) дополнял недостающее в одном источнике из другого; 2)
сокращал подлинный текст; 3) переменял форму подлинника: надгробное или
похвальное слово в простой исторический рассказ; 4) приводил посторонние свидетельства без перемены в дополнение или подтверждение повествования;
5) только указывал на согласные свидетельства о предмете повествования
других историков, без выписки их.
Прот. А. Горский замечает: «Есть еще критическая сторона в Четьих-
Минеях, которая показывает, что св. Димитрий заботился об удовлетворении
требованиям исторической истины. Критические замечания св. Димитрия
обыкновенно присоединяются к концу жизнеописаний в виде примечаний.
Большая часть сих замечаний состоит в различении одного Святого от другого,
ему соименного (напр. вмч. Феодора Стратилата от вмч. Феодора-Тирона1,

1 Оба они упомянаются в проскомидийной молитве девятичинной просфоры


двух
различных пророков Михеев), иногда в уничтожении кажущегося различия…
Иногда св. Димитрий обнаруживает сомнение в предполагаемом различии двух
лиц (ап. Варфоломей – Нафанаил)… Предметом критических замечаний
св. Димитрия служит также разрешение каких-нибудь недоумений, на которые
может навести читателя чтение какого-либо повествования… Не всегда
св. Димитрий в своих критических замечаниях позволяет себе произносить
решительный суд. Иногда он ограничивается только снесением различных
мнений и свидетельств (свидетельства о чуде при воздвижение Честного Креста
— 14 сентября; разные свидетельства о летах жизни Пресв. Богородицы в
повествовании об Ее Успении)»2.

2 Горский А., прот. Св. Димитрий, митрополит Ростовский. М., 1849. С. 195-198


Необходимо отметить наличие в «Книге Житий» такого принципиально
нового момента, как элементы научно-справочного аппарата (даваемые
петитом, частично в маргиналиях3

3 на полях
ссылки на источники, указание сходных
сюжетов в житиях и чудесах разных святых (например, вмч. Георгия и свт.
Николая), исторические справки, превращающиеся порой (как, например,
статья «О хазарах» при Житии равноапостольных Константина (Кирилла) и
Мефодия в 3-м томе) в небольшие исследования.
Критический метод был использован свт. Димитрием и в других его
трудах. Так, при составлении Летописи, он не был доволен отечественной
хронологией, указывая на то, что она не согласуется ни с гражданской, ни с
библейской: «Именно русские хронографы не согласны с Библиею. Что
касается до соблазна раскольников, то мне и хотелось показать, что у наших
держится неправое летоисчисление (на основании хронографов), чего до сих
пор не хотят увидеть и признать. Помню [святитель обращается к митр.
Стефану Яворскому – свящ. А.П.] некогда в Преображенском селе Талицкий4


4 Типографщик, вздумавший проповедовать пришествие антихриста в 1703 г. Против него
митр. Стефан писал книгу «О знамениях пришествия антихристова».митр. Стефану Яворскому и архиеп. Феофану (Прокоповичу), готовится к выходу в
издательстве «Аксион эстин»


спорил с вашим преосвященством о летах, утверждая, что Отцы святые так
положили (считать, как считалось по хронографам). Если Отцы святые: то для
чего же они не соглашаются с Библиями? Почему греческие хронографы
(Георгий Кедрин, Дорофей Монемвасийский) полагающие 5506 лет до Р.Х., не
согласны с мнением наших, считающих 5500 лет, а другой церковный писатель
(Никифор Ксанфопул) полагает Рождество Христово в 5505 году? Разве о
таковых несогласиях молчати, и что ложно, того не обличати, а упрямству
людскому снисходити?»1

1 Горский А., прот. Св. Димитрий, митрополит Ростовский. М., 1849. С. 61


В свой Летописец свт. Димитрий поместил
специальное исследование «О несогласном числении лет известие»2,

2 Сочинения св. Димитрия, митрополита Ростовского. Т. IV. М., 1835. С. 33-36


а чтобы не
входить в новые споры о хронологии он положил не относить описываемого
события или деяния к какому-либо году, но только к столетию.
Завершая, наконец, тему составления Четий-Миней, невозможно пройти
мимо и той неточности, которая была допущена при издании первой книги
Четий-Миней. Вопрос этот уходит корнями в отношения между
малороссийским духовенством и высшей церковной властью Русской Церкви в
лице патриарха Иоакима. Еп. Виссарион (Нечаев) писал: «Для Церкви
малороссийской тогда оканчивался период ее отдельного существования.
Сливаясь с Церковью великороссийскою, она принимала новое ограждение
своему православию и более строгий порядок управления; в то же время
передавала сама зачатки духовной учености, возникшей из особых
потребностей того края»3.

3 Виссарион (Нечаев), еп. Св. Димитрий, митрополит Ростовский. М., 1910. С. 1-2


В Москве возникли сомнения о православии малороссийского
духовенства. К этому подали повод открывшиеся в 1687 году между
греческими учителями братьями Софронием и Иоанникием Лихудами и
Сильвестром Медведевым споры о том: чем совершается пресуществление
хлеба и вина в Тело и Кровь Христову в таинстве Св. Евхаристии4.


4 Заметим, что ни у кого из противоборствующих сторон не возникало сомнение собственно
в пресуществлении хлеба и вина в Тело и Кровь Христову; вопрос стоял лишь о времени
пресуществления. Отрицание пресуществления рассматривалось как уклонение к
протестантстким воззрениям. Так, Шляпкин, упоминая о некоем Яне Белободском,
отрицавшем пресуществление, замечает: «Все это были помышления люторския, а их уже
побаивались в Московском государстве». /Шляпкин И.А. Св. Димитрий Ростовский и его
время. СПб., 1891. С. 145/. Достойно замечания, что вследствие этих споров православное
учение о пресуществлении Св. Даров в 1696 году было внесено в текст архиерейской клятвы.


Медведев,
вопреки древнему учению Православной Церкви, защищал мысль об
освящении Евхаристии одними словами Спасителя, без призывания Св. Духа. Эту мысль, заимствованную у латинских богословов, он старался подкрепить
свидетельством разных книг, изданных в XVII столетии киевскими учеными, и
особенно сочинением скончавшегося игумена Киевомихайловского монастыря
Феодосия Софоновича «Выклад о Церкви святой и о службе». Сильвестр был
учеником Симеона Полоцкого, наставником которого был архиеп. Лазарь
Баранович (вспомним, что архиеп. Лазарь рукополагал св. Димирия в
иеромонаха). К большему смущению Патриарха Московскаго, около того
времени был получен от Патриарха Иерусалимскаго Досифея весьма
невыгодный отзыв о малороссийских ученых из монашества и белого
духовенства.
Патриарх Иоаким отправил к митр. Гедеону (Четвертинскому) и архиеп.
Лазарю (Барановичу) запрос об их отношении к Ферраро-Флорентийскому
Собору1.

1 Первый запрос был отправлен 29 марта 1686 г.


Главной целью запроса было узнать позицию малороссийского
духовенства о времени пресуществления Св. Даров2

2 Шляпкин замечает: «Сам патриарх принял пострижение в киевском Межигорском
монастыре, и, конечно, знал отступление малороссов от православных обычаев. /Шляпкин
И.А. Св. Димитрий Ростовский и его время. СПб., 1891. С. 176/. Дело было не только в
позиции малороссийского духовенства по вопросу о времени пресуществления Св. Даров.
Еще в 1677 году патриарх Иоаким приказал «выдрать из псалтири, что печатан в Черкасском
Новгородке лист 239 для того, что ектении в молебне несходны с их же книгами и
московскими… да лист 146 для того, что на том листе напечатан летописец несходно с их
книгами и московскими». /Мансветов. Как у нас правились церковные книги. М., 1883.
С. 20/. Укорял он и епископа Черниговского Лазаря (Барановича) за то, что тот посвящает на
литургии зараз несколько диаконов и иереев. Сумцов. Лазарь Баранович. Харьков, 1885.
С. 174


Затянувшаяся переписка
едва ли могла успокоить патриарха Иоакима, т.к. архиеп. Лазарь (Баранович) в
одном из своих ответов прямо отвечал: «Научихомся и научихом, веровать
несумненно и исповедахом, яко словесы Христа Господа… бывает
пресуществление; сие же не от коих новосечений растленных латинских книг
прияхом, но в различных учителей греческих, соблюдших догматы, учении
обретохом и веровахом»3.

3 Шляпкин И.А. Св. Димитрий Ростовский и его время. СПб., 1891. С. 189


Какую позицию занимал по этому вопросу св. Димитрий? Вопрос
непростой. Однозначных собственноручных свидетельств того времени св.
Димитрия по этому вопросу не обретаются, а по косвенным можно думать, что
в это время он разделял позицию малороссийского духовенства. Игумен
Димитрий, гостивший в то время в Киево-Печерской Лавре, и исполнявший
обязанности секретаря, писал от лица архим. Варлаама (Ясинского) в письме к
гетману Мазепе: «Мы якоже научихомся от отец наших, тако исповедуем»4.

4 Шляпкин И.А. Св. Димитрий Ростовский и его время. СПб., 1891. С. 186




Посетите наши сайты
http://www.duhovskoy.ru

http://www.edinstva.ru

http://www.clir.ru

Последние комментарии на сайте:
[новости] Рядовой ополченец Русской Церкви
Posted by Catherine on 04 Mar : 14:52
"...Я видела перед собой человека, который после крещения не накрыл свою душу стеклянным колпаком, ч [ далее ... ]

[новости] Екатерина
Posted by Catherine on 04 Mar : 14:27
Шуточное к своей свадьбе :)Не даю обещания пустыеИ привыкла судить по делам.Мои правила очень просты [ далее ... ]

[новости] Екатерина
Posted by Catherine on 04 Mar : 14:23
Писала тогда еще будущему мужу:КРЕСТИККрестик - это начало.Начало Пути Домой.Начало Пути прямого,Вед [ далее ... ]

[новости] 15 февраля Сретение Господне
Posted by Арси on 16 Feb : 20:43
Большое спасибо,очень интересно и познавательно!

[новости] Екатерина
Posted by Арси on 14 Feb : 05:46
Замечательные стихи,от души! Спасибо,что разместили их для нас♡♡♡

[новости] Святого Серафима Саровского житие
Posted by Москвичка on 11 Feb : 20:25
Большое спасибо,очень любим и почитаем этого дивного святого в семье!♡♡♡

[новости] Тот, кто осуждает других, впадает в те же грехи
Posted by Москвичка on 11 Feb : 12:25
Да,зачастую в своем глазу дубинку не разглядим,а в чужем соринку видим((((

[новости] Надо так уметь доверить себя Богу, чтобы сказать: Господи, делай со мной все, что ты хочешь! Все мое — Твое.
Posted by Анастасия1982 on 29 Nov : 13:50
Лена, спасибо за статью! Стоит задуматься.

[новости] УСПЕНСКИЙ ПОСТ
Posted by Анастасия1982 on 15 Aug : 13:20
Елена, спасибо за такую полезную статью! Очень интересно было почитать! Спаси нас, Пресвятая Дева Бо [ далее ... ]

[новости] От Меня это было
Posted by Анастасия1982 on 07 Jun : 21:13
Спаси, Господи, Елена! Всё так и есть.

Счетчики
Яндекс цитирования Союз образовательных сайтов ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Рейтинг@Mail.ru

2007-2017. Все права защищены. При перепечатке обязательна ссылка http://www.isfarinka.ru