Пресвятая Богородица, спаси нас!
Welcome
Username:

Password:


Remember me

[ ]
Поиск по нашему Кольцу сайтов
Биография св.Дмитрия Ростовского стр 7

by Елена

Более поздние работы святителя дают противоречивый ответ. Шляпкин
замечает: «В собственноручных его Notata per Alphabetum (синод. библ. № 187
л. 21) встречаем выписки из слов Златоуста, книги «Мир с Богом», «книжицы,
печатанной в Москве 1649 года» и другие, говорящие в пользу латинского
мнения. В его же сборнике 1704 года «Неисправлении вещи различии» находим
трактат «О священии Пречистых Таин», представляющий ряд выписок о
пресуществлении в духе латинской партии из свв. Иоанна Златоуста, Василия
Великого, Иоанна Дамаскина, Григория Двоеслова, Иустина, Киприана,
московского катехизиса, Кирилла Иерусалимского и Александрийского,
Григория Нисского, Евсевия Самосатского, Прокла Константинопольского,
Игнатия и др.»1.

1 Шляпкин И.А. Св. Димитрий Ростовский и его время. СПб., 1891. С. 224-225


Такое же мнение видим и в «Зерцале православного
исповедания»2.

2 Сочинения св. Димитрия, митрополита Ростовского. Т. V. М., 1835. С. 106


Тем не менее, в «Вопросах и ответах о вере»3

3 Свящ. М. Попов, не приводя никакого объяснения, отказывает в принадлежности перу свт.
Димитрия «Вопросов и ответов о вере». Эту позицию из всех исследователей занимает лишь
он один. На основании самого текста «Вопросов» мы не можем согласиться с подобным
утверждением. В этом сочинении угадывается стиль и дух свт. Димитрия. Неверным считаем
мы и оценку исследователя труда митр. Макария: «Попытка составления «догматического
учения» св. Отца нашего Димитрия, выбранного из его сочинений представлена в
Христианском Чтении (1842, IV, с. 311-531). К сожалению, в основе статьи положены
«Вопросы и ответы о вере», которые Димирию не принадлежат, хотя и помещены в числе его
творений в I части (М. 1839, с. 60-117). Если удалить из статьи выдержки из «Вопросов», то
она уже теряет и целость и ценность». /Попов М., свящ. Св. Димитрий Ростовский и его
труды. СПб., 1910. С. 204-205/. В указанной работе митр. Макария (Булгакова) приводятся
цитаты практически из всех творений свт. Димитрия: житий, проповедей, «Летописи»,
«Розыска» и др., а не лишь только из упомянутого творения. Нелишним будет заметить, что
именно «Вопросы» использовались Святителем в качестве учебного пособия в Ростовской
школе, а потому, по крайней мере, он был согласен с написанным.


свт. Димитрий высказывает
мнение греческое: «Вопрос: Какая форма таинства Евхаристии? Ответ: Словеса
к Богу Отцу реченная: и сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего, а
еже в чаши, честную Кровь Христа Твоего; и тогда существо хлеба и вина
претворяется в существо Тело и Крови Христа Бога нашего, действием Святаго
Духа и молитвою Иерейскою»4.

4 Сочинения св. Димитрия, митрополита Ростовского. Т. I. М., 1839. С. 12


И.А. Шляпкин замечает: «В начале августа
1705 года Димитрий составил для себя разнообразный сборник из
всевозможных статей его интересовавших. Тут есть и летописец, и о свободе
Святыя Церкве, и о пресуществлении и мн. др… Отсюда видно, что святитель
интересовался в это время… и старым вопросом о пресуществлении»5.

5 Шляпкин И.А. Св. Димитрий Ростовский и его время. СПб., 1891. С. 378


Обратимся к изложению данного вопроса в символической книге Русской
Православной Церкви — Пространном Христианском Катехизисе: «Вопрос.
Какое важнейшее действие в сей части Литургии? Ответ. Произнесение слов,
которые сказал Иисус Христос при установлении Таинства: примите, ядите:
сие есть Тело мое <…> пийти от нея вси, сия бо есть Кровь Моя, Нового
Завета (Мф. 26, 26. 27-28); и потом призывание Святого Духа и благословение
Даров, то есть принесенного хлеба и вина. Вопрос. Почему сие важно? Ответ.
Потому что при сем самом действии хлеб и вино прелагаются, или
пресуществляются, в истинное Тело Христово и истинную Кровь Христову»1.
1 Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви.
М., 2006. С. 78-79



Нужно сказать, что неверное мнение о времени пресуществления Св.
Даров было достаточно широко распространено в Малороссии, встречается оно
даже в Требнике такого великого борца за Православие, как свт. Петр (Могила).
Митр. Макарий (Булгаков) замечает по этому поводу: «Эти мнения
существовали в Малорусской Церкви еще до Могилы, излагались даже в
печати, и не Могила заимствовал их у латинян»2.

2 Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. М., 1996. Кн. 6, т. XI, с. 568
Интересно, что и один из предводителей «греческой» партии инок Евфимий первоначально в
своем «Воумлении иереям» (рук. Синод. библ. № 297) приписывает пресуществление словам
Христа Спасителя и лишь впоследствии (рук. № 298) исправил свое мнение. См. Горский А.,
прот. Описание рукописей Синодальной библиотеки, II, 3, с. 449. Шляпкин И.А. Св.
Димитрий Ростовский и его время. СПб., 1891. С. 168


Свящ. М Попов пишет: «В
Москве составилось убеждение, что за рубежем обитают только плевосеятели
униаты и иезуиты, тогда как Димитрий там-то и видел неутомимых борцов
против унии и защитников православного народа, живущего среди униатов»3.

3 Попов М., свящ. Св. Димитрий Ростовский и его труды. СПб., 1910. С. 76-77


Жесткая расправа над латинствующей партией, свидетелем которой был и св.
Димитрий по своем приезде в Москву, закончившаяся казнью Сильвестра
Медведева (хотя пострадал он более, пожалуй, по политическим причинам)
лишь подливала масла в огонь4.

4 Спутник Димитрия в поездке в Москву игумен Иннокентий (Монастырский),
продолжавший рьяно отстаивать свои ложные взгляды, «яко гнил уд, проклят был и
отослан». Шляпкин И.А. Св. Димитрий Ростовский и его время. СПб., 1891. С. 206-207


Еще более неоднозначным в богословии свт. Димитрия оказался вопрос о
Непорочном зачатии Пресв. Богородицы. Именно это мнение, включенное в
первую книгу Четий-Миней, было поставлено патриархом Иоакимом на вид лаврским издателям, как неправославное. В «Слове на Рождество Пресвятой
Богородицы» о Ней говорилось: «Отлученна от земных, от грешник, ибо греху
первородному непричастна… Венчанна честию, яко без греха первороднаго
зачатая и рожденная».
Патриарх Иоаким писал: «Напечатасте в книзе своей оной, яко Пресвятая
Богородица зачата и рождена без первородного греха, от Адама
происходящего, и такое слово в нашех книгах, с нихже списавше, печатаете,
[речь идет о Четьих-Минеях митрополита Макария — свящ. А.П.] не
обретается; токмо видим таковое мудрование в книгах латиномудрствующих,
но и тии о сем великия при и раздоры меж собою имут»1.

1 Виссарион (Нечаев), еп. Св. Димитрий, митрополит Ростовский. М., 1910. С. 36-37


Далее следовали
доказательства противной мысли из свт. Григория Богослова, свт. Афанасия
Великого и прп. Иоанна Дамаскина. Патриарх повелевал заменить листы с
ошибочным мнением, а раздачу непроданных экземпляров приостановить до
нового рассмотрения сей книги.
Это обвинение сильно поразило Димитрия, и, по замечанию проф. И.А.
Шляпкина2,

2 Шляпкин И.А. Св. Димитрий Ростовский и его время. СПб., 1891. С. 193


он даже намеревался отвечать на него и собирал материалы для
поддержки высказанного мнения3

3 Ситуацию осложнило то обстоятельство, что в замечаниях патриарха Иоакима была и
несправедливая укоризна, или, как замечает прот. А. Державин, «придирка к слову». Так,
патриарх обличал издателей первой книги Четий-Миней в том, что в именах творцов и
летописателей «житий положисте Иеронима, его же именовасте учителя православного».
/Шляпкин И.А. Св. Димитрий Ростовский и его время. СПб., 1891. С. 191-192/. Прот.
Александр Державин приводит более подробную выписку из послания патриарха Иоакима:
«Чесо ради вы в книзе своей Восточныя Святыя Церкви учителей святых духоносных отец просто
имена написавше, ни единому приписавше имя православнаго учителя, того точию единаго
изъяснисте православна быти учителя, а суще в подзоре велицем»? Исследователь объясняет и
причину такого замечания свт. Димитрия: «Называя Иеронима «православным», свт. Димитрий
вовсе не думал выделять его из ряда других Св. Отцов, как наиболее правильно мыслящего. Он
хотел только показать, что хотя Иероним и латинский писатель, но он чужд ошибок ка-
толичества, и поэтому православные не должны смущаться, если в Четиих-Минеях встретятся
жития, написанные этим учителем Церкви. Москва, как известно, считала латинян самыми
страшными еретиками и всего более опасалась их. А в то время, когда писалась первая книга
Четиих-Миней, это опасение латинства было особенно сильно». Державин А., прот. Радуют
верных сердца. Четии-Минеи Димитрия, митрополита Ростовского, как церковно-
исторический и литературный памятник. Часть I. М., ИИПК «ИХТИОС», 2006. С. 57-59


В своих «заметках к алфавиту» им были
сделаны выписки из книг Барония о Пресв. Деве Марии, прп. Иоанна
Дамаскина о Ее рождении, Иоанна де-Картагена в защиту учения о непорочном
зачатии4.

4 Шляпкин И.А. Св. Димитрий Ростовский и его время. СПб., 1891. С. 193


И.А. Шляпкин также свидетельствует, что в сохранившейся черновой
рукописи декабрьской Минеи (рукопись от С.Т. Большакова, поступившая в Имп. Публичную Библиотеку в 1888 г.) на 98 листе в «Слове на зачатие Св.
Анны, егда зачат Пречистую Деву Богородицу Марию» учение о immaculata
conceptio подтверждается ссылкой на стихи патриарха Сергия на вечерни
Рождества Богородицы: «Тако и одушевленное небо ова чистая зиждется чисто,
кроме всякия скверны»1.


1 Шляпкин И.А. Св. Димитрий Ростовский и его время. СПб., 1891. С. 238-239.
Справедливости ради стоит отметить, что, возможно, эта рукопись была написана до
замечаний патриарха Иоакима. Когда в 1688 году патриарх, раздраженный позицией
малороссийского духовенства, потребовал возвращения в Москву Великих Четий-Миней
митр. Макария, высланных еще по ходатайству гетмана Самойловича, сам Димитрий писал
патриарху: «Отдаю их [Четьи-Минеи — свящ. А.П.] вашему святейшеству с благодарением и
извещаю, что я в святом послушании, возложенном на меня Малороссийской Церковию
(1684 г., когда Малороссия еще не была подчинена в духовных делах московскому
патриарху) написал жития святых на шесть месяцев [следовательно, и на декабрь — свящ.
А.П.], пользуясь книгами митр. Макария и других христианских историков». /Попов М.,
свящ. Св. Димитрий Ростовский и его труды. СПб., 1910. С. 79/. Это послание свт. Димитрия
было написано еще до издания первой книги Четий-Миней.


Однако прот. Александр Державин не разделяет этого
«предположения почтенного ученого»: «Свт. Димитрий был чужд всякого
ученого самомнения; несмотря на свои великие заслуги в Православной
Русской Церкви и духовной литературе, он до конца дней своих сохранял
удивительную скромность… Он никогда не отстаивал тех мнений, в которых
сам был не совсем уверен. В таких случаях он обыкновенно высказывался
предположительно или прямо оставлял вопрос открытым. Если же в его
черновых тетрадях и находятся выписки из разных книг — о времени
пресуществления Святых Даров, о непорочном зачатии Девы Марии, об
Иерониме и Августине, то эти выписки — не материал для ответа противнику, не
средство для борьбы, а работа пытливого ума, который для себя ищет истины и
внимательно изучает всё, что может дать ее»2.

2 Державин А., прот. Радуют верных сердца. Четии-Минеи Димитрия, митрополита
Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник. Часть I. М., ИИПК
«ИХТИОС», 2006. С. 160-161



Свящ. М. Попов замечает: «Мнение Димитрия о непорочном зачатии
Девы Марии заметно и после, например, в его собственноручных заметках от
1708 года и в «Поклонении Пресв. Богородице»3,

3 Свящ. М. Попов называет другое творение свт. Димитрия — «Поклонение Страстям
Господним». /Попов М., свящ. Св. Димитрий Ростовский и его труды. СПб., 1910. С. 83/.
Вероятно, это просто ошибка, незамеченная при корректуре текста. Данная цитата
встречается именно в «Поклонении Пресв. Богородице».


где говорится: Покланяемся
Твоему безгрешному зачатию и рождению от св. родителей, Иоакима и Анны4.

4 Сочинения св. Димитрия, митрополита Ростовского. Т. I. М., 1839. С. 284. В недавно
изданном трехтомнике творений свт. Димитрия эти слова выпущены. См. Свт. Димитрий
Ростовский. Том 3. М., 2005. С. 620






Посетите наши сайты
http://www.duhovskoy.ru

http://www.edinstva.ru

 

Последние комментарии на сайте:
[новости] Рядовой ополченец Русской Церкви
Posted by Catherine on 04 Mar : 14:52
"...Я видела перед собой человека, который после крещения не накрыл свою душу стеклянным колпаком, ч [ далее ... ]

[новости] Екатерина
Posted by Catherine on 04 Mar : 14:27
Шуточное к своей свадьбе :)Не даю обещания пустыеИ привыкла судить по делам.Мои правила очень просты [ далее ... ]

[новости] Екатерина
Posted by Catherine on 04 Mar : 14:23
Писала тогда еще будущему мужу:КРЕСТИККрестик - это начало.Начало Пути Домой.Начало Пути прямого,Вед [ далее ... ]

[новости] 15 февраля Сретение Господне
Posted by Арси on 16 Feb : 20:43
Большое спасибо,очень интересно и познавательно!

[новости] Екатерина
Posted by Арси on 14 Feb : 05:46
Замечательные стихи,от души! Спасибо,что разместили их для нас♡♡♡

[новости] Святого Серафима Саровского житие
Posted by Москвичка on 11 Feb : 20:25
Большое спасибо,очень любим и почитаем этого дивного святого в семье!♡♡♡

[новости] Тот, кто осуждает других, впадает в те же грехи
Posted by Москвичка on 11 Feb : 12:25
Да,зачастую в своем глазу дубинку не разглядим,а в чужем соринку видим((((

[новости] Надо так уметь доверить себя Богу, чтобы сказать: Господи, делай со мной все, что ты хочешь! Все мое — Твое.
Posted by Анастасия1982 on 29 Nov : 13:50
Лена, спасибо за статью! Стоит задуматься.

[новости] УСПЕНСКИЙ ПОСТ
Posted by Анастасия1982 on 15 Aug : 13:20
Елена, спасибо за такую полезную статью! Очень интересно было почитать! Спаси нас, Пресвятая Дева Бо [ далее ... ]

[новости] От Меня это было
Posted by Анастасия1982 on 07 Jun : 21:13
Спаси, Господи, Елена! Всё так и есть.

Счетчики
Яндекс цитирования Союз образовательных сайтов ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Рейтинг@Mail.ru

2007-2017. Все права защищены. При перепечатке обязательна ссылка http://www.isfarinka.ru