Пресвятая Богородица, спаси нас!
Welcome
Username:

Password:


Remember me

[ ]
Поиск по нашему Кольцу сайтов
Биография св.Дмитрия Ростовского стр 8

by Елена

Повторяется подобное выражение и в проповеди его на день Успения Пресв. Богородицы»1.

1 Попов М., свящ. Св. Димитрий Ростовский и его труды. СПб., 1910. С. 83. См. Поучение на
празднество Успения Пресв. Богородицы // Сочинения св. Димитрия, митрополита
Ростовского. Т. III. М., 1840. С. 142


Исследователь выставляет и причину этого — мнение
это тогда было лишь частным мнением, а не составляло еще вероисповедальной
догматической особенности2.

2 Учение о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы было догматизировано Ватиканом в
1854 году


Другой причиной можно поставить горячую
любовь свт. Димитрия к Божией Матери. Окончательное мнение свт. Димитрия
по данному вопросу, наверное, так и останется тайной. Интересно заметить, что
Троицкий собор Спасо-Яковлевского монастыря, в котором по своему
собственному желанию был захоронен свт. Димитрий, был построен на месте
храма конца XIV века в честь зачатия прав. Анною Пресв. Богородицы, а в 1754
г. был переосвящен как Зачатьевский.
После критики патриарха в тираж первой книги Четий-Миней была
внесена правка. В «Слове на Рождество Пресвятой Богородицы» цитированное
чтение было заменено текстом: «Она отлученна от земных грешных, ибо греха
во всей жизни своей не единаго же позна… Венчанна честию, яко ангельским
Благовещением и служением почтенная». Так или иначе, но Промыслом
Божиим в столь нужную для Русской Церкви книгу вошло мнение
православное.
Касаясь данной темы, заметим и о противоположном мнении,
встречающемся в рассуждении некоторых современных богословов — о
проявлении личной греховности Божией Матери. В утверждении личной
безгрешности Божией Матери свт. Димитрий является выразителем
православного учения. Так, в «Зерцале православного исповедания»
свт. Димитрий пишет о грехе несмертном: «Все таковые, кои суть
простительны и бесчисленны, и коих не един человек избежать не может,
кроме Христа и Богородицы»3.

3 Сочинения св. Димитрия, митрополита Ростовского. Т. V. М., 1835. С. 24


Учение о личной безгрешности Божией Матери
высказывают подавляющее большинство Отцов и Учителей Церкви и
церковных писателей4.

4 Свт. Прокл Константинопольский, прп. Исихий Иерусалимский, прп. Роман Сладкопевец,
свт. Модест Иерусалимский, свт. Софроний Иерусалимский, прп. Андрей еп. Критский, свт.
Герман Константинопольский, прп. Иоанн Дамаскин, свт. Тарасий Константинопольский,
прп. Феодор Студит, прп. Иосиф Пенописец, свт. Фотий Константинопольский, свт.
Евфимий Константинопольский, прп. Неофит Затворник, Герман II патр.
Константинопольский, свт. Григорий Палама, св. Николай Кавасила, св. царь Мануил II
Палеолог, Иосиф Вриенний, свт. Симеон Солунский, Геннадий Схоларий патр.
Константинопольский. Список предоставлен прот. Валентином Асмусом. Толкование блаж.
Феофилакта Болгарского на Мф. 12, 46-49, упоминаюшее о проявлении тщеславия Пречистой Девой, является частным мнением толкователя и не разделяется большинством
авторитетных церковных экзегетов.


Известный современный богослов, архим. Рафаил (Карелин), замечает:
«Учение о непорочном зачатии Девы Марии не увеличивает, а скорее
приуменьшает Ее славу. Как раз унаследованный Ею первородный грех,
который оказался в Ней присутствующим, но не действующим, делает подвиг
Девы Марии единственным и неповторимым, через который Она возвысилась
над Херувимами и Серафимами. Этот подвиг больший, чем, если бы Она была
бы изъята из участи детей Адама, унаследовавших грех своего праотца. В таком
случае Дева Мария не нуждалась бы в Голгофской Жертве, в Искуплении и
Таинстве Крещения1;

1 См. Синаксарь на Вознесение

тогда Христос не был бы Ее Спасителем и Искупителем;
тогда можно было бы спастись без Воплощения и Распятия Христа. Любовь
Божией Матери к Своему Сыну и Богу, которая парализовала первородный
грех в Ее душе — большее чудо и больший подвиг, чем, если Она была бы
непричастна к первородному греху»2.

2 Написано специально для статьи «Богословие святителя Димитрия Ростовского». Учение о
причастности Пречистой Девы первородному греху вошло в общецерковные изложения
веры и в учебные пособия, рекомендованные Св. Синодом для преподавания в духовных
школах: Послание Восточных патриархов. Член 6; Сильвестр (Малеванский), еп. Опыт
православного догматического богословия. Том III. § 64. Замечания и рассуждения по
поводу возникших и существующих на Западе разных превратных и ложных о
прародительском грехе и его следствиях мнений. К., 1889. С. 462-478; Малиновский Н., прот.
Православное догматическое богословие. Т. III. § 84. Догмат римской церкви о непорочном
зачатии Божией Матери. Сергиев Посад, 1904. С. 164-191. Преосвящ. Платон, архиеп.
Костромской и Галичский пишет: «Дева Мария не была изъята от греха прародительского;
Она и по рождению и по зачатию соделалась участницею в наследственной порче (Пс. 50,7.
Рим. 3,10-12. 23). Сама Благодатная Приснодева Богородица исповедует Сына Божия
Спасителем Своим (Лк. 1,43. ср. Мф. 1,21); ибо и Она имела нужду в Искупителе, как всякий
человек (Рим. 3,15. 5,17). Но Святый Дух, по изъяснению св. Иоанна Дамаскина, сошед на
нее, очистил ее и даровал ей способность как принять в себя Слово Божие, так и родить».
Платон, архиеп. Костромской и Галичский. Сокращенное изложение догматов веры по
учению Православной Церкви, С. 97. (От Московского Комитета для цензуры духовных книг
печатать дозволяется. Июня 22 дня, 1870 года. Цензор профессор Петр Казанский).




Весьма примечательно скромное отношение свт. Димитрия к своим
богословским изысканиям. Это относится и к «Житиям», и к другим творениям.
Свящ. М. Попов пишет: «Считая свой труд поручением от всей малороссийской
Церкви [речь идет о «Житиях» — свящ. А.П.] он относился к нему с
внимательной осторожностью. Все писанное им отдавалось для прочтения
многим лицам, как светским, так и духовным, с просьбой высказать свое
суждение о написанном»3.

3 Попов М., свящ. Св. Димитрий Ростовский и его труды. СПб., 1910. С. 65


Вина не одного только свт. Димитрия, что
неправильное мнение вошло в издание первой книги Четий-Миней. Эта книга, законченная, вероятно, еще до 1688 года, была рассмотрена не только
архимандритом Варлаамом и соборными старцами, но и митрополитом
Киевским и архиепископом Черниговским. Это мнение разделяли тогда многие.
Важность окончания написания «Житий» осознавали все. Еще в процессе
составления «Житий», после выяснения недоумений в Москве, свт. Димитрием
было получено личное благословение патриарха Иоакима на продолжение
работы над Четьи-Минеями. Патриарх Адриан 3 октября 1690 года прислал
похвальную грамоту свт. Димитрия, опубликованную впоследствие во второй
книге Четий-Миней. По окончании работы Московская академия почтила
составителя поднесением конклюзии. Новгородский митрополит Иов писал свт.
Димитрию о его трудах, что «дороже злата и сребра и предорогих маргаритов
душеспасительная и животворивая Минея честная и святая книга Житий
Святых»1.
1 Странник, 1861, № 4, 2 отд., с. 121-122


Заканчивая рассуждение о составлении Четьих-Миней свт.
Димитрием Ростовским, приведем слова еп. Виссариона (Нечаева): «Жития
святых, им изложенные, сделали доступным для всей Церкви Российской
сокровище духовной жизни и опытности, собранное веками»2.

2 Виссарион (Нечаев), еп. Св. Димитрий, митрополит Ростовский. М., 1910. С. II


Рассмотрим теперь, как понимал свт. Димитрий и другие вопросы
христианского вероучения, в которых, несомненно, он явился мерилом
Православия. В первую очередь мы будем опираться на вышеуказанное
замечательное исследование митр. Макария (Булгакова) «Святаго Отца нашего
Димитрия Ростовскаго Святителя и Чудотворца догматическое учение,
выбранное из его сочинений»3.

3 Христианское чтение, 1842, IV, с. 311-521


Проделав огромную подготовительную работу,
митрополит Макарий изложил в систематическом порядке православные
догматы веры, рассеянные словно жемчужины среди многочисленных творений
свт. Димитрия. Думается, что эта работа послужила хорошим приуготовлением
к составлению лучшего в Русской Церкви догматического труда,
обессмертившего, наряду с историческими исследованиями, имя автора —
«Православно-догматического богословия»4.

4 Работа митрополита Макария о богословии свт. Димитрия была составлена в 1842 году, за
десять лет до выхода в свет его «Догматики». «Православно-догматическое богословие»
вышло в свет в 1852 году в пяти томах. За него автор получил благодарность от Государя
Императора и полную Демидовскую премию.






Посетите наши сайты
http://www.duhovskoy.ru

http://www.eroshka.ru

http://www.etika-prav.ru

Последние комментарии на сайте:
[новости] Рядовой ополченец Русской Церкви
Posted by Catherine on 04 Mar : 14:52
"...Я видела перед собой человека, который после крещения не накрыл свою душу стеклянным колпаком, ч [ далее ... ]

[новости] Екатерина
Posted by Catherine on 04 Mar : 14:27
Шуточное к своей свадьбе :)Не даю обещания пустыеИ привыкла судить по делам.Мои правила очень просты [ далее ... ]

[новости] Екатерина
Posted by Catherine on 04 Mar : 14:23
Писала тогда еще будущему мужу:КРЕСТИККрестик - это начало.Начало Пути Домой.Начало Пути прямого,Вед [ далее ... ]

[новости] 15 февраля Сретение Господне
Posted by Арси on 16 Feb : 20:43
Большое спасибо,очень интересно и познавательно!

[новости] Екатерина
Posted by Арси on 14 Feb : 05:46
Замечательные стихи,от души! Спасибо,что разместили их для нас♡♡♡

[новости] Святого Серафима Саровского житие
Posted by Москвичка on 11 Feb : 20:25
Большое спасибо,очень любим и почитаем этого дивного святого в семье!♡♡♡

[новости] Тот, кто осуждает других, впадает в те же грехи
Posted by Москвичка on 11 Feb : 12:25
Да,зачастую в своем глазу дубинку не разглядим,а в чужем соринку видим((((

[новости] Надо так уметь доверить себя Богу, чтобы сказать: Господи, делай со мной все, что ты хочешь! Все мое — Твое.
Posted by Анастасия1982 on 29 Nov : 13:50
Лена, спасибо за статью! Стоит задуматься.

[новости] УСПЕНСКИЙ ПОСТ
Posted by Анастасия1982 on 15 Aug : 13:20
Елена, спасибо за такую полезную статью! Очень интересно было почитать! Спаси нас, Пресвятая Дева Бо [ далее ... ]

[новости] От Меня это было
Posted by Анастасия1982 on 07 Jun : 21:13
Спаси, Господи, Елена! Всё так и есть.

Счетчики
Яндекс цитирования Союз образовательных сайтов ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Рейтинг@Mail.ru

2007-2017. Все права защищены. При перепечатке обязательна ссылка http://www.isfarinka.ru