Пресвятая Богородица, спаси нас!
Welcome
Username:

Password:


Remember me

[ ]
Поиск по нашему Кольцу сайтов
Биография св.Дмитрия Ростовского стр 9

by Елена

Исследование митр. Макария о
свт. Димитрии как догматисте ценно тем, что дает нам в руки свидетельство
Святого Отца, жившего в период завершившегося отпадения католиков и
распространения протестантизма.
Со всей определенностью свидетельствует свт. Димитрий о
невозможности спасения вне спасительной ограды Православной Церкви: «Та,яже вне православныя Церкви, делаются добрыя дела, аще и зело будут добрая,
обаче суть бесплодна, не заслугующая себе спасения, понеже вне Церкви, ейже
глава Христос… Сице и человек христианский, аще бы и добродетельное житие
проходил, егда отлучится от соединения православныя Христовы Церкве, не
может спасения получити… Никтоже может спасен быти вне православныя
Кафолическия Церкве; якоже во дни Ноевы никтоже спасеся от потопа, иже вне
корабля Ноева обретеся; но токмо тии спасошася, иже в корабль внидоша, не
вшедшии же вси погибоша: сице разумети есть, и о святей Христовой Церкви
(тоя бо корабль Ноев бе прообразованием); яко ни един от тех получат
спасение, иже не обретается внутрь ея»1.


1 Св. Димитрий, митрополит Ростовский. Розыск о раскольнической брынской вере.
М., 1855. C. 556-557


Святитель замечает: «Многие и во агарянах обретаются добродетельные
человецы, правду хранящие, милосердие показующие, никого не обидящие, не
только своим, но и Христианам (благодеяния) творящие, обаче та их добрая
дела спасения им не соделовают, понеже чужды суть Христа и Христовы
Церкви… Мы же внемлем, яко и пост, и чистота, аще и девственная, и
проповедь еретичествующих, и прочии их подвиги и труды, не точию им
спасения не приносят, но и муку вечную ходатайствуют»2.

2 Св. Димитрий, митрополит Ростовский. Розыск о раскольнической брынской вере.
М., 1855. C. 558


В вопросах творения мира свт. Димитрий стоит на строго
креационистских позициях, приравнивая дни творения к длительности
обычных суток: «Начиная же Создатель первую оную тварь невидимую и
неукрашенную производити в совершенство и во украшение, в первых повеле
из тмы свету возссияти (2 Кор. 4). Возсиявшу же свету во тме безденной,
раздели Бог свет от тмы, и нарече свет днем, а тму именова нощию, и бысть то
день первый, егоже мы ныне нарицаем неделею (т.е. воскресеньем), и месяц
первый, иже потом наречен бысть Март, и число месяца того первое. По первом
дни, во вторый день, его же мы ныне нарицаем Понедельником, небеса
всесильным словом своим от вод бездны произведе, якоже глаголется во
псалме: Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их
(Псал. 32). В третий, нарицаемый от нас Вторник, собрав воды в совокупление
едино, явил есть сушу, и нарече землею, и сотвори ю прозябати семена, и всяку
траву, и древеса растити. В четвертый день, егоже мы зовем Среда, сотвори два
светила велицыи на небеси: солнце и луну, такожде и звезды. В пятый день,
иже от нас Четверток именуется, созда рыбы, и гады водныя, и птицы от воды
произведе. В шестый, иже у нас есть Пяток, созда звери, скоты и гады земныя,
по роду их: последи же всех тварей созда Адама и Еву, и введе я в рай пышный. А в седмый день почи Бог от всех дел своих, и наречеся день той Суббота, си
есть покой, яко почи в онь Создатель, и освятил есть день оный»1.

1 Сочинения св. Димитрия, митрополита Ростовского. Т. IV. Летопись, сказующая деяния от
начала миробытия до Рождества Христова. М., 1849. Ч. I. С. 2-7


Интересно рассуждение Святителя об образе и подобии Божии в
человеке: «Образ Божий в человеке изъявляет душа невидимая, разумная
живая, бессмертная и самовластная, над всею землею начальствующая, и три
силы душевныя: ум, слово и дух… Образ Божий приемлет душа во время
своего от Бога создания, подобие же Божие в ней совершается в Крещении;
образ в разуме, подобие в произволении; образ в самовластии, подобие в
добродетелех, яко и Христос в Евангелии глаголет: будите подобны Отцу
вашему, иже есть на небесех: подобни же кротостию, благостию, незлобием, и
прочее… Да вемы убо, яко образ Божий есть и в невернаго человека души,
подобие же токмо в Христианине добродетельном; и егда согрешает смертне
Христианин, тогда подобия токмо лишается Божия, а не образа: и аще и в муку
вечную осудится, образ Божий тойже в нем во веки, подобие же уже быти не
может»2.

2 Св. Димитрий, митрополит Ростовский. Розыск о раскольнической брынской вере.
М., 1855. C. 292-294


Блаж. Августин говорил, что грехопадение и Искупление — два
средоточия, вокруг которых вращается все христианское учение. Неправильное
понимание этих основополагающих моментов истории человечества неизбежно
будет сказываться и на всем остальном богословии. Как понимал свт.
Димитрий первородный грех и Искупление?
Преступление Адамом данной заповеди вызвало гнев Божий, лишило его
благодати, внесло расстройство в само естество человеческое: «Егда Адам
бысть прельщен, и прогнева Создателя преступлением заповеди Его, и лишися
преждния благодати Того: тогда познав зло, сотворися к нему зело удобен. И
вниде в естество человеческое всякое греховное желание: гордость, лакомство,
ярость, гнев, зависть, плотская вожделения»3.

3 Летопись. Цит. по: Макарий (Булгаков), митр. Святаго отца нашего Димитрия Ростовскаго
Святителя и Чудотворца догматическое учение, выбранное из его сочинений // Христианское
чтение, 1842, IV, с. 378


Это преступление повлекло за
собою праведное наказание Божие: «Бог гласом своим воззвал я, и лицу своему
представив, и в гресе испытав, издаде на ня праведный свой суд: еже из рая
изгнанным им быти, и от труда рук своих и от пота лица своего питатися; Еве в
болезнех чада родити, Адаму землю, терние и волчец родящую, возделовати:
обема же по долгом жизни сея злострадании умрети, и в землю обратитися
телом, душею же во адовы отъити узилища»4.

4 Сочинения св. Димитрия, митрополита Ростовского. Т. IV. Летопись, сказующая деяния от
начала миробытия до Рождества Христова. М., 1849. Ч. I. С. 30


«Что же последствует греху, — рассуждает Святитель? — Последствует
прогневание Бога, благих лишение и казнь. Яко же бо Царь земный, аще кий
раб того противен сотворится заповеди его, абие то в досаду себе вменяет и
гневается нань, и лишает онаго преждния милости своея и предает его казни;
подобнее небесный Царь, Бог, на человека, егоже Он созда… гневается, в
досаду же и безчестие вменяет злая онаго дела, яко противная Божественной
Его воле. Первее убо лишает того преждния благодати Своея, таже
правосудием Своим устрояет его (аще не покается) на казнь смертную,
ждущую грешников во аде»1.

1 Сочинения св. Димитрия, митрополита Ростовского. Т. IV. Летопись, сказующая деяния от
начала миробытия до Рождества Христова. М., 1849. Ч. I. С. 197-198


Первородный грех передается с зачатием человека, человек рождается с
мертвой душой: «Начат Ева Мати всех живущих, в болезни родити чада, к
смерти паче, неже к животу: прежде рождения бо умертви я, наведши грехом
своим всему человеческому роду смерть сугубую, душевную и телесную. И не
первее начинаху родящиися жити, неже умирати, душею бо абие мертвы
бываху, телом же к смерти течаху, происходяще от утробы матерни в жизнь
сию купно с мертвым тлением»2.

2 Сочинения св. Димитрия, митрополита Ростовского. Т. IV. Летопись, сказующая деяния от
начала миробытия до Рождества Христова. М., 1849. Ч. I. С. 77. Ср. с высказыванием свт.
Игнатия (Брянчанинова): «Человеческое тело рождается зараженным смертию и грехом,
родится оно в смерть, по образу того тела, каким сделалось тело перваго, сотвореннаго из
персти и возвратившагося в персть, погибшаго человека; но возраждается в купели
крещения во спасение по образу тела, которое приял Небесный Человек, зачавшийся и
родившийся от Духа Святаго и Пречистыя Девы». Беседа в понедельник Первой Недели
Великого Поста // Творения иже во Святых Отца нашего Святителя Игнатия, епископа
Ставропольского. Аскетическая проповедь. Т. IV. Сретенский монастырь, 1997. С. 75


Человек в таком состоянии удобопреклонен
ко греху: «Естеству человеческому, грехом прародительным растленному и
добра перваго лишившемуся, и в зло поползшемуся, природнейше есть зло: в
беззакониях (рече) зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя (Псал. 50, 7). А в
чесом родится, того от детства и желает, о том и помышляет, якоже и Писание
извествует глаголя: прилежит помышление человека на злая от юности его
(Быт. 2). Того ради неудобны есмы к добродетелем, ниже послушливы есмы
добрым увещаниям, на злое же дело зело есмы скоры»3.

3 Летопись. Цит. по: Макарий (Булгаков), митр. Святаго отца нашего Димитрия Ростовскаго
Святителя и Чудотворца догматическое учение, выбранное из его сочинений // Христианское
чтение, 1842, IV, с. 379






Посетите наши сайты
http://www.edinstva.ru

http://www.eroshka.ru

http://www.clir.ru

Последние комментарии на сайте:
[новости] Рядовой ополченец Русской Церкви
Posted by Catherine on 04 Mar : 14:52
"...Я видела перед собой человека, который после крещения не накрыл свою душу стеклянным колпаком, ч [ далее ... ]

[новости] Екатерина
Posted by Catherine on 04 Mar : 14:27
Шуточное к своей свадьбе :)Не даю обещания пустыеИ привыкла судить по делам.Мои правила очень просты [ далее ... ]

[новости] Екатерина
Posted by Catherine on 04 Mar : 14:23
Писала тогда еще будущему мужу:КРЕСТИККрестик - это начало.Начало Пути Домой.Начало Пути прямого,Вед [ далее ... ]

[новости] 15 февраля Сретение Господне
Posted by Арси on 16 Feb : 20:43
Большое спасибо,очень интересно и познавательно!

[новости] Екатерина
Posted by Арси on 14 Feb : 05:46
Замечательные стихи,от души! Спасибо,что разместили их для нас♡♡♡

[новости] Святого Серафима Саровского житие
Posted by Москвичка on 11 Feb : 20:25
Большое спасибо,очень любим и почитаем этого дивного святого в семье!♡♡♡

[новости] Тот, кто осуждает других, впадает в те же грехи
Posted by Москвичка on 11 Feb : 12:25
Да,зачастую в своем глазу дубинку не разглядим,а в чужем соринку видим((((

[новости] Надо так уметь доверить себя Богу, чтобы сказать: Господи, делай со мной все, что ты хочешь! Все мое — Твое.
Posted by Анастасия1982 on 29 Nov : 13:50
Лена, спасибо за статью! Стоит задуматься.

[новости] УСПЕНСКИЙ ПОСТ
Posted by Анастасия1982 on 15 Aug : 13:20
Елена, спасибо за такую полезную статью! Очень интересно было почитать! Спаси нас, Пресвятая Дева Бо [ далее ... ]

[новости] От Меня это было
Posted by Анастасия1982 on 07 Jun : 21:13
Спаси, Господи, Елена! Всё так и есть.

Счетчики
Яндекс цитирования Союз образовательных сайтов ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Рейтинг@Mail.ru

2007-2017. Все права защищены. При перепечатке обязательна ссылка http://www.isfarinka.ru