Пресвятая Богородица, спаси нас!
Welcome
Username:

Password:


Remember me

[ ]
Поиск по нашему Кольцу сайтов
Биография св.Дмитрия Ростовского стр 10

by Елена

Для Искупления человека воплощается Сын Божий, а само Искупление
есть удовлетворение божественному правосудию: «Един грех Адамов, в раи
содеянный, толикия бяше тяжести, яко всех святых праотцев премногия слезы,
святых Пророк излиянныя крови не возмогоша зань возмерити: но требе бяше, да Сам Сын Божий, с небеси сошед, воплотится и постраждет, и Своею Кровию
за грех человеческий воздаст долг Божию правосудию»1.

1 Сочинения св. Димитрия, митрополита Ростовского. Т. IV. Летопись, сказующая деяния от
начала миробытия до Рождества Христова. М., 1849. Ч. I. С. 208



«Понеже Адам и Ева
не можаста сами собою довлетворити Богови за грех, наведенный на весь род
человеческий, того ради в рай не введостася, даже приидет Избавитель рода
человеческаго Сын Божий, и довлетворит Богу Отцу своим вольным за
всемирный грех страданием, и крестом отверзет рай»2.

2 Сочинения св. Димитрия, митрополита Ростовского. Т. IV. Летопись, сказующая деяния от
начала миробытия до Рождества Христова. М., 1849. Ч. I. С. 84


Именно такое понимание Искупления войдет в Пространный
Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви,
составленный свт. Филаретом Московским. Три богословские комиссии
утвердят этот Катехизис, и сама церковная рецепция (в этом году исполняется
170 лет со времени принятия последней редакции — 1839 г.) поставит
окончательную точку в утверждении формулировки этого православного
догмата. Точно такое же определение догмата войдет и в «Православно-
догматическое богословие» митр. Макария (Булгакова) — учебник по
догматике, рекомендованный Св. Синодом для духовных школ. Нет, наверное,
другого догмата, на который либеральное богословие не нападало бы со столь
открытой неприязнью. Случались ошибки и у прославленных впоследствие
святых3.

3 Архиеп. Илларион (Троицкий), будучи еще архимандритом в своей речи «Богословие и
свобода Церкви. О задачах освободительной войны в области русского богословия»
призывал к борьбе с таким пониманием искупления, тем самым серьезно искажая
православный догмат. О взглядах архим. Иллариона на Искупление см. статью прот.
Валентина Асмуса «Архиепископ Илларион Троицкий и православное богословие» //
Богословский сборник. Вып. 7. М., ПСТБИ, 2001. С. 56-81


Пусть читатель увидит, что такое понимание искупления — древнее
святоотеческое учение, запечатленное свт. Димитрием в своих творениях.
(Выше уже упоминалось, что свт. Димитрий тщательно переработал всю
доступную святоотеческую литературу, посвященную вопросу Страстей
Христовых). Примечательно, что Летопись — последнее сочинение свт.
Димитрия, подводящее, можно сказать, итог его богословию.
Заметим, что понятие «удовлетворение», внесенное в формулировку
догмата, настораживает многих современных богословов, пытающихся увидеть
в нем отзвуки латинских заблуждений. Но так ли это на самом деле?
рассуждает об этом известный и авторитетный современный богослов прот.
Валентин Асмус

Примечательно, что богословы, отрицающие необходимость
Божественного Правосудия, зачастую реагируют достаточно резко, когда
отсутствие справедливости, мнимое или действительное, проявляется к ним
лично. Завершая рассмотрение темы Искупления отметим, что еще в середине
XX века архиеп. Серафим (Соболев) писал о том, что отрицающие
юридический взгляд на Искупление, явленный, как мы видели выше в
святоотеческих творениях, являются жертвой тлетворного духа своего
времени2.

2 Серафим (Соболев), архиеп. Искажение православной истины в русской богословской
мысли». М., 1997. С. 9

Вернемся, однако, собственно к богословию свт. Димитрия. Господь в
воплощении принимает человеческое естество до грехопадения, но берет на
Себя неукоризненые страсти — наказание за грех: «Подобаше же диаволу
побеждену быти от того, иже от него побежден бысть. Человек от него
побежден бысть, человек же не по обычаю естества рожденный, не от
смешения, глаголю, мужеска, но от земли созданный, от земли же таковыя, яже
бе аки дева чиста и нерастленна: еще бо не бе тогда проклята от Бога: сицеваго
и сице рожденнаго человека егда победи всезлобный диавол, подобаше убо, да
и сам от таковаго человека победится: таков же есть Господь наш Иисус
Христос, не по обычаю и закону естества рожденный, но якоже Адам от земли
нетленныя, тако Он от утробы чистыя девическия и святыя3…

3 Житие иже во святых Отца нашего Сильвестра, папы Римского // Четья-Минея. Книга II.
Январь. 2 число. Киево-Печерская Лавра, 1764. Л. 258 – Л. 258. Оборот


Приим рабий
образ, и вся тела нашего немощи, кроме греха»4.

4 Страдание святых мучеников пяточисленных: Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и
Ореста // Четья-Минея. Книга II. Декабрь. 13 число. Киево-Печерская Лавра, 1764. Л. 101.
Оборот


Воплощение Сына Божия — дело всей Св. Троицы: «Воплощение Бога
Слова бысть благоволением Бога Отца, осенением и действием Духа Святаго, и
Самаго Слова соизволением»5.

5 Поучение на Благовещение Пресвятыя Богородицы, и понедельник Воскресения Христова
светлый // Сочинения св. Димитрия, митрополита Ростовского. Т. II. М., 1840. С. 144


Воплощается Сын, чтобы сохранилось свойство
Ипостаси: «Яко да сохранит свойство ипостаси Своея, яко быти Тому на небеси
Сыну и на земли Сыну»6.

6 Вопросы и ответы краткие о вере // Сочинения св. Димитрия, митрополита Ростовского.
Т. I. М., 1839. С. 76



Интересно повествует свт. Димитрий о Первоевангелии, раскрывая
некоторые подробности, редко встречающиеся в святоотеческой письменности: «Глаголя бо Господь о жене к змию, яко семя ея сотрет главу его, провозвести
Адаму и Еве, яко от семени их имать родитися Пречистая Дева, клятвы их
потребительница, а от Девы родится Христос, иже своею кровию искупит я, и весь
род человеческий от работы вражия и от адовых уз изведет, паки рая и небесных
селений сподобит, диавольскую же поперет и сотрет главу в конец1…

1 Сочинения св. Димитрия, митрополита Ростовского. Т. IV. Летопись, сказующая деяния от
начала миробытия до Рождества Христова. М., 1849. Ч. I. С. 30


По
исполнении шести сот от создания мира лет, егда праотец Адам острейшим
покаянием благоугодил Богови, бысть ему (по свидетельству Геория Кедрина2)

2 Георгий Кедрин — византийский историк конца XI или начала XII века, автор Σύνοψις
ίστοριών (Обозрение Истории)


Божиим изволением, от Архангела Уриила, иже есть Князь и хранитель человеков
кающихся, и ходатай о них к Богу, откровение известнейшее о воплощении Божии
от Пречистыя, безмужныя, приснодевствующия Девицы. Аще же о воплощении: убо
и о прочих спасения нашего таинствах открыся ему, си есть: о вольном страдании
и смерти Христовой, о сошествии во ад и свобождении от ада праведных, и о
тридневном Его от гроба возстании, и о инех Божиих тайнах, и о мнозех
имевших потом быти вещех, яко о развращении сынов Божиих Сифова племени,
и о потопе, и о будущем суде, и о общем всех воскресении. И наполнися Адам
великаго пророческаго дара, и прорицаше будущая, грешников к покаянию
возставляя, праведных же надеждою спасения обвеселяя»3.


3 Сочинения св. Димитрия, митрополита Ростовского. Т. IV. Летопись, сказующая деяния от
начала миробытия до Рождества Христова. М., 1849. Ч. I. С. 117


Несколько слов о сакраментологии свт. Димитрия. «Крещение есть омытие
греха первороднаго, а в возрастных и произвольнаго4.

4 Вопросы и ответы краткие о вере // Сочинения св. Димитрия, митрополита Ростовского.
Т. I. М., 1839. С. 102


Миропомазание есть тайна
изливаемой благодати Духа Святаго на новокрещеннаго5».

5 Вопросы и ответы краткие о вере // Сочинения св. Димитрия, митрополита Ростовского.
Т. I. М., 1839. С. 104


В Таинстве
Евхаристии со всей определенностью свидетельствует святитель о
пресуществлении Св. Даров: «Существо хлеба и вина претворяется в существо
Тела и Крови Христа Бога нашего, действием Св. Духа и молитвою иерейскою.
Требе хранить в сей тайне [таинстве — свящ. А.П.] три вещи: 1) да будет
священник правильно посвященный; 2) да будет жертвенник, сиречь, престол от
Архиерея освященный, или антиминс; 3) да имать священник всю несумненную
веру, что существо хлеба и вина претворяется в существо Тела и Крови Господа
нашего Иисуса Христа действием Св. Духа»6.

6 Вопросы и ответы краткие о вере // Сочинения св. Димитрия, митрополита Ростовского.
Т. I. М., 1839. С. 106. Одно из творений свт. Димитрия направлено непосредственно на
утверждение и раскрытие этого православного догмата — «Двенадцать статей, иже уверяют сомнящихся, или неверство имущих человеков о пресуществлении хлеба в Тело и вина в
Кровь Господа нашего Иисуса Христа, многие образы показующи» // Сочинения св.
Димитрия, митрополита Ростовского. Т. V. М., 1835. С. 130-134


Последнее условие, думается, сказано не в смысле того, что Таинство не совершится при отсутствии такой веры,
а в том смысле, что неверующий священник служит себе в осуждение1.

1 Свт. Димитрий испытывал глубокое благоговение перед Св. Дарами. Примечателен
следующий случай из его жизни. В Ростове, в доме архиерейском, жил монах Варлаам,
скончавшийся до 1709 года. Он обладал большой бородой и усами и однажды, сослужа свт.
Димитрию, причащался. При этом он замочил усы Св. Тайнами, и не отерши их, так и пошел
к умывальнику. Святитель, ужаснувшись о таком небрежении, запретил ему навсегда
сослужение с собою. Шляпкин И.А. Св. Димитрий Ростовский и его время. СПб., 1891.
С. 449


Интересно
замечание о браке: «Какова благодать Божия преподается в сей тайне? Честное
рождение детей, еще же любовь к жене не бывает препятствием к любви
Божией»2.

2 Вопросы и ответы краткие о вере // Сочинения св. Димитрия, митрополита Ростовского.
Т. I. М., 1839. С. 113


Повторяя прп. Исидора Пелусиота, свт. Димитрий учит, что девство
можно уподобить солнцу, вдовство — луне, а честное супружество — звездам.
Высказывает Святитель и мнение о большей удобопреклонности женщины ко
греху


3 Хотя, безусловно, основными источниками богословия свт. Димитрия, кроме Св. Писания и
богослужебных книг, являются восточные и западные Отцы Церкви. Священник М. Попов
отмечает: «Научную опору для Летописных исследований и моральных трактатов давали
Димитрию церковные писатели и историки; некоторым из них он отдавал предпочтение
перед другими. В проповедях и Летописи писатели упоминаются в следующем порядке:
Иоанн Златоуст; затем св. Амвросий (37 раз), И. Лествичник (18), Иероним (17), Феофилакт
(до 16 раз), Григорий Двоеслов (16), Августин (12), Афанасий В. (12), И. Дамаскин (15),
Киприан Карфагенский (18), Григорий Богослов (6)». Иные встречаются реже. Полный
список см. Попов М., свящ. Св. Димитрий Ростовский и его труды. СПб., 1910. С. 238.
Сноска. — свящ. А.П.
4 Некоторые из молитв, переведенные св. Димитрием с латинского языка, не были им
опубликованы или рекомендованы для общего пользования, а оставались в его архиве; так,
например, пяточисленная молитва была найдена среди бумаг св. Димитрия, и опубликована
много времени спустя после его смерти. Нам точно не известно назначение таких переводов,
и остается открытым вопрос, употреблялись ли самим Димитрием Ростовским молитвы,
заимствованные из католических молитвословов. Лев Карсавин в своей диссертации об
итальянском монашестве XII-XIII веков приводит прототипы молитв, вошедших в Розарий (в частности пяточисленную молитву), распространенный уже в тот период, так что
возможно, что они имели еще более раннее происхождение — архим. Рафаил (Карелин)


Свт. Димитрий Ростовский своими богословскими трудами оказал
неоценимую услугу Русской Церкви2. И до нашего времени в нашей богатой
духовной литературе он остается одним из самых читаемых авторов.

2 Свящ. М. Попов замечает: «Если собрать все написанное св. Димитрием, то собралось бы
до 20 объемистых томов». Попов М., свящ. Св. Димитрий Ростовский и его труды.
СПб., 1910. С. 223






Издательство православной
богословской литературы
“АКСИОН ЭСТИН”

(Санкт*Петербург)
Книги издательства “Аксион эстин” — это православные исследования, удачно сочетающие
высокий научноакадемический уровень и доступную форму изложения. Они будут
интересны и полезны преподавателям и студентам богословских и гуманитарных ВУЗов,
православных духовных академий и семинарий, всем верующим, желающим лучше понять
христианское вероучение.

Посетите наш сайт в интернете по адресу:
www.axion.org.ru




Посетите наши сайты
http://www.etika-prav.ru

 

http://www.clir.ru

Последние комментарии на сайте:
[новости] Рядовой ополченец Русской Церкви
Posted by Catherine on 04 Mar : 14:52
"...Я видела перед собой человека, который после крещения не накрыл свою душу стеклянным колпаком, ч [ далее ... ]

[новости] Екатерина
Posted by Catherine on 04 Mar : 14:27
Шуточное к своей свадьбе :)Не даю обещания пустыеИ привыкла судить по делам.Мои правила очень просты [ далее ... ]

[новости] Екатерина
Posted by Catherine on 04 Mar : 14:23
Писала тогда еще будущему мужу:КРЕСТИККрестик - это начало.Начало Пути Домой.Начало Пути прямого,Вед [ далее ... ]

[новости] 15 февраля Сретение Господне
Posted by Арси on 16 Feb : 20:43
Большое спасибо,очень интересно и познавательно!

[новости] Екатерина
Posted by Арси on 14 Feb : 05:46
Замечательные стихи,от души! Спасибо,что разместили их для нас♡♡♡

[новости] Святого Серафима Саровского житие
Posted by Москвичка on 11 Feb : 20:25
Большое спасибо,очень любим и почитаем этого дивного святого в семье!♡♡♡

[новости] Тот, кто осуждает других, впадает в те же грехи
Posted by Москвичка on 11 Feb : 12:25
Да,зачастую в своем глазу дубинку не разглядим,а в чужем соринку видим((((

[новости] Надо так уметь доверить себя Богу, чтобы сказать: Господи, делай со мной все, что ты хочешь! Все мое — Твое.
Posted by Анастасия1982 on 29 Nov : 13:50
Лена, спасибо за статью! Стоит задуматься.

[новости] УСПЕНСКИЙ ПОСТ
Posted by Анастасия1982 on 15 Aug : 13:20
Елена, спасибо за такую полезную статью! Очень интересно было почитать! Спаси нас, Пресвятая Дева Бо [ далее ... ]

[новости] От Меня это было
Posted by Анастасия1982 on 07 Jun : 21:13
Спаси, Господи, Елена! Всё так и есть.

Счетчики
Яндекс цитирования Союз образовательных сайтов ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Рейтинг@Mail.ru

2007-2017. Все права защищены. При перепечатке обязательна ссылка http://www.isfarinka.ru