Пресвятая Богородица, спаси нас!
Welcome
Username:

Password:


Remember me

[ ]
Поиск по нашему Кольцу сайтов
Биография св.Дмитрия Ростовского стр 3

by Елена

свящ. М. Попова, еп. Виссариона (Нечаева),
прот. Феодора Титова, в обширном и фактологически богатом, хотя и
несколько светском, исследовании И.А. Шляпкина; прот. Александра
Державина и др. Однако, полностью избежать жизнеописания Святителя
невозможно — жизнь всегда связана с богословием, а богословие с жизнью.
Тем не менее, хотелось бы больше внимания уделить именно богословию свт.
Димитрия, а наиболее темам, спорным в современном богословии. Думается,
что всем будет интересно узнать, как смотрел на эти вопросы сам ростовский
Святитель. Наконец, невозможно обойти вниманием и главное детище свт.
Димитрия, принесшее ему всероссийскую славу — Четьи-Минеи. Особо
отметим два специальных исследования, посвященных затрагиваемым темам:
труд митр. Макария (Булгакова) «Святаго Отца нашего Димитрия Ростовскаго
Святителя и Чудотворца догматическое учение, выбранное из его сочинений»1

1 Христианское чтение, 1842, IV, с. 311-521


и исследование прот. Александра Державина «Четьи-Минеи свт. Димитрия,
митрополита Ростовского, как церковно-исторический и литературный
памятник»2.

2 Державин А., прот. Радуют верных сердца. Четии-Минеи Димитрия, митрополита
Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник. Часть I. М., ИИПК
«ИХТИОС», 2006. Часть II. М., ИИПК «ИХТИОС», 2008. См. также: Богословские труды,
1976, №15, с. 61-145; 1976, №16, с. 46-141


Святитель Димитрий, нареченный в крещении Даниилом, родился в
местечке Макарове, что в сорока верстах3 от Киева, в декабре 1651 года. Его
родители — рядовой казак макаровской сотни киевского полка Савва
Григорьевич Туптало, дослужившийся впоследствии до сотника, и жена его
Мария Михайловна — были людьми глубоко благочестивыми. Об их глубокой
религиозности свидетельствует и тот факт, что все их дети избрали монашеский
путь: дочери Памфилия, Феврония и Параскева были преемственно игуменьями
при Никольском Иорданском монастыре, где Савва Григорьевич выстроил на
свои средства особый придел во имя вмч. Димитрия Солунского4; а сын
золотыми буквами вписал шляхетскую фамилию Савичей в страницы истории
Русской Церкви.
Трогательны воспоминания свт. Димитрия о кончине своей матери: «В
самый великий пяток спасительныя Страсти, мать моя преставися в девятый
час дня, точно в тот час, когда Спаситель наш, на Кресте страждущий за
спасение наше, дух Свой Богу Отцу в руце предал. Имела лет от рождения
своего более семидесяти... да помянет ю Господь во царствии Своем небесном!
Скончалася с хорошим расположением, памятью и речью. О, дабы и мене
таковой блаженной кончины Господь удостоил ея молитвами! И подлинно,
христианская ея была кончина: ибо со всеми обрядами христанскими и с
обыкновенными таинствами, безстрашна, непостыдна, мирна. Еще же да
сподобит ю Господь добраго ответа на Страшном Своем Суде, якоже и не
сомневаюсь о Божием милосердии, и о ея спасении, ведая постоянную
добродетельную и набожную ея жизнь. А и то за добрый спасения ея знак
имею, что того же дни и того же часа, когда Христос Господь разбойнику, во
время вольныя Своея Страсти, рай отверзл, тогда и ея душе от тела разлучиться
повелел»1.

1 Диарий, 1689 г. 29 марта // Сочинения св. Димитрия, митрополита Ростовского. Т. I.
М., 1839. С. 488-489


Вообще, тема Крестных Страданий Спасителя, упоминаемая и в
обстоятельствах кончины родительницы, красной нитью проходит по всему
богословию свт. Димитрия2

2 Свящ М. Попов пишет: «Искупление человека — это средоточный пункт всякого его
поучения». Попов М., свящ. Св. Димитрий Ростовский и его труды. СПб., 1910. С. 202


Можно смело сказать, что это центральная тема
его богословия. Многие важные события в его жизни происходили именно в
пятницу: в этот день он закончил Четьи-Минеи, в пятницу он сам скончался, в
пятницу обретены его мощи. На каждой неделе святитель Димитрий особенно
чтил этот день, тщательно изучал все написанное о Страстях Господних. У него
сохранился перечень писателей, оставивших поучения на эту тему3.

3 Вот эти писатели: свв. Афанасий Великий, Евсевий Самосатский, Златоуст, Киприан,
Епифаний Кипрский, Лествичник, Амвросий, Исидор Пелусиот, Иероним, Дамаскин, блаж.
Феодорит, папа Леонтий // Сочинения св. Димитрия, митрополита Ростовского. Т. I.
М., 1839. С. 242


О Страстях
сам он написал «Целование ран Господа на всяк день»4,
4 Сочинения св. Димитрия, митрополита Ростовского. Т. I. М., 1839. С. 243-244



О Страстях
сам он написал «Целование ран Господа на всяк день»4,

«Размышление о
Страстях Христовых»5.

5 Сочинения св. Димитрия, митрополита Ростовского. Т. I. М., 1839. С. 244-260


Первоначальное образование Даниил получил дома. Под руководством
своего отца, знавшего грамоту, он научился читать, прошел Часослов,
Псалтирь, читал Библию и Жития Святых. В 1662 году его отдали в
Богоявленское Братское училище в самом Киеве. Здесь был ректором и
преподавал знаменитый проповедник Иоанникий Голятовский6.

6 Автор «Науки альбо способа о сложении казаний». Впоследствии он стал архимандритом
Черниговского монастыря.



Особенную
склонность обнаружил Даниил к «стихотворству и витийству». Сохранилось
известие, что Даниил чуждался товарищества и тяготел к одиночеству,
предаваясь чтению Священного Писания, творений Св. Отцов, посещению
богослужений.
Времена были неспокойные: Киев не раз переходил из рук в руки, то к
русским, то к полякам. Большинство исследователей7

7 Митр. Макарий (Булгаков), еп. Виссарион (Нечаев), прот. Александр Горский,
свящ. М.С. Попов, И.А. Шляпкин и др.



полагают, что в 1665 году занятия Даниила закончились: войска Выговского1

1 Иван Выговский — малороссийский гетман, расстрелянный впоследствии по приговору
военного суда как бунтовщик


при взятии Киева
совершенно разрушили Киево-Братский монастырь с находящимся в нем
училищем. Прот. Александр Горский видит в этих скорбных обстоятельствах и
промыслительный момент: «Через это схоластика, господствовавшая в
Киевской Коллегии, не успела произвести на его сочинения решительного
влияния, а язык его, отличающийся чистотой и изяществом, легко мог усвоить
себе общие с другими недостатки в школе, где говорили странной смесью
русской речи с польской и латинской»2.

2 Горский А., прот. Св. Димитрий, митрополит Ростовский. М., 1849. С. 4


Димитрия прот. Александр Державин прямо признает его ошибочным:
«Исследователь истории юго-западной России Эйнгорн утверждает, что в 1665 году
никакого нашествия на Киев гетмана Дорошенко не было, а, следовательно, и
Коллегия в этом году разрушена быть не могла3.

3 Эйнгорн. Очерки по истории Малороссии XVII в. С. 325, прим. 315


Ссылаясь затем на показание
киевского воеводы Шереметева, который в мае 1666 года говорил дьяку Евстафию
Фролову, что «в Киеве школа заведена до приезду его, боярина и воеводы, при
прежних воеводах, и в той школе ныне учатца Киевские жители, всяких чинов
люди»4,
4 Акты юго-запалной России, т. VI, № 37, с. 93


Эйнгорн полагает, что в 1665 и 1666 годах ученье в Киевской коллегии не
прекращалось, и, следовательно, Даниил Саввич Туптало мог закончить в ней свое
образование»5.

5 Державин А., прот. Радуют верных сердца. Четии-Минеи Димитрия, митрополита
Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник. Часть I. М.,
ИИПК «ИХТИОС», 2006. С. 118


Склоняется к этому мнению и прот. Ф.И. Титов, указывающий на
то, что сочинения свт. Димитрия, не исключая и самых ранних по времени
написания, являют в нем человека вполне научно образованного6

6 Титов Ф.И. Святитель Димитрий, митрополит Ростовский. Киев, 1908. С. 5-6

Из Коллегии
Даниил вынес хорошее знание риторики, латинского и, в меньшей степени,
греческого языков.
В восемнадцать лет, 9 июля 1668 года, Даниил принимает монашество в
Кирилловом монастыре, расположенном в трех верстах от Киева, получив в
постриге имя Димитрий в честь вмч. Димитрия Солунского7.

7 Свящ. М. Попов замечает: «Есть известие, что юный Даниил стал иноком, вероятно, из
подражания св. Венедикту Нурсийскому». Попов М., свящ. Св. Димитрий Ростовский и его
труды. СПб., 1910. С. 13


Постриг совершил
игумен монастыря Мелетий (Дзик). Весной 1669 года монах Димитрий прибыл
из Киева в зарубежный город Канев, и в праздник Благовещения
был рукоположен в сан иеродиакона митрополитом Иосифом




Посетите наши сайты
http://www.duhovskoy.ru

http://www.edinstva.ru

http://www.etika-prav.ru

Последние комментарии на сайте:
[новости] Рядовой ополченец Русской Церкви
Posted by Catherine on 04 Mar : 14:52
"...Я видела перед собой человека, который после крещения не накрыл свою душу стеклянным колпаком, ч [ далее ... ]

[новости] Екатерина
Posted by Catherine on 04 Mar : 14:27
Шуточное к своей свадьбе :)Не даю обещания пустыеИ привыкла судить по делам.Мои правила очень просты [ далее ... ]

[новости] Екатерина
Posted by Catherine on 04 Mar : 14:23
Писала тогда еще будущему мужу:КРЕСТИККрестик - это начало.Начало Пути Домой.Начало Пути прямого,Вед [ далее ... ]

[новости] 15 февраля Сретение Господне
Posted by Арси on 16 Feb : 20:43
Большое спасибо,очень интересно и познавательно!

[новости] Екатерина
Posted by Арси on 14 Feb : 05:46
Замечательные стихи,от души! Спасибо,что разместили их для нас♡♡♡

[новости] Святого Серафима Саровского житие
Posted by Москвичка on 11 Feb : 20:25
Большое спасибо,очень любим и почитаем этого дивного святого в семье!♡♡♡

[новости] Тот, кто осуждает других, впадает в те же грехи
Posted by Москвичка on 11 Feb : 12:25
Да,зачастую в своем глазу дубинку не разглядим,а в чужем соринку видим((((

[новости] Надо так уметь доверить себя Богу, чтобы сказать: Господи, делай со мной все, что ты хочешь! Все мое — Твое.
Posted by Анастасия1982 on 29 Nov : 13:50
Лена, спасибо за статью! Стоит задуматься.

[новости] УСПЕНСКИЙ ПОСТ
Posted by Анастасия1982 on 15 Aug : 13:20
Елена, спасибо за такую полезную статью! Очень интересно было почитать! Спаси нас, Пресвятая Дева Бо [ далее ... ]

[новости] От Меня это было
Posted by Анастасия1982 on 07 Jun : 21:13
Спаси, Господи, Елена! Всё так и есть.

Счетчики
Яндекс цитирования Союз образовательных сайтов ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Рейтинг@Mail.ru

2007-2017. Все права защищены. При перепечатке обязательна ссылка http://www.isfarinka.ru