Пресвятая Богородица, спаси нас!
Добро пожаловать,
Пользователь:

Пароль:


Запомнить

[ ]
[ ]
[ ]
Поиск по нашему Кольцу сайтов
Пасха Всечестная
Пасха — одно из самых драгоценных слов христианина. С ним для нас связаны многочисленные священные воспоминания, им же мы выражаем и радость о нашем спасении по благодати Воскресшего Христа Бога нашего.

Богословское содержание слова Пасха раскрывает нам церковное песнопение Плотию уснув (эксапостиларий Пасхи), заканчивающееся словами Пасха нетления — мира спасение. Пасха — спасение мира, наше спасение, спасение, дарованное нам Иисусом Христом, Который умер за грехи наши, по Писанию, и воскрес в третий день, по Писанию (1 Кор 15:3-4). А святой апостол Павел прямо говорит: Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор 5:7).

Свидетельство апостола Павла о том, что Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос, умер за грехи наши и воскрес в третий день, по пророчествам, содержавшимся в Священных книгах Ветхого Завета, согласуется со свидетельством Самого Воскресшего Христа. На пути в Эммаус Воскресший Христос говорил двум скорбевшим после голгофских событий ученикам: О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании (Лк 24:25-27).

И ближайшим ученикам Своим, явившись по Воскресении, Христос отверз ум к разумению Писаний: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах (Лк 24:45,44). Так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему (Лк 24:46-48).

Получив в день новозаветной Пятидесятницы языкоогнеобразную Святого Духа благодать, ученики Христовы начиная с Иерусалима (Деян 2:5) стали непрестанно проповедовать о великих делах Божиих (Деян 2:11), открывшихся миру Воскресением Христовым. Благовествуя о страданиях, крестной смерти и Воскресении Иисуса Христа, Апостолы постоянно ссылались на Божественные обетования, пророчества и прообразы Ветхого Завета, которые предуказывали и предуготовляли Пасху Нового Завета — Воскресение Христово.

Воскресение Христово — Пасху Нового Завета — мы всегда исповедуем и в Символе Веры, хотя в тексте самого Символа Веры нет слова Пасха. Читая или воспевая Символ Веры, мы исповедуем веру Церкви и вместе с тем свою веру во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, распятого за нас при Понтийском Пилате и страдавша, и погребенна, и воскресшаго в третий день по Писанием.

Воскресение Христово неотделимо от искупительных страданий и крестной смерти Христа Спасителя: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф 20:28). И радость Воскресения к нам пришла через Крест Христов: Се бо прииде Крестом радость всему миру! — поем мы в пасхальной песни «Воскресение Христово видевше».

Поэтому, празднуя ежегодно Светлое Христово Воскресение, мы прежде поклоняемся страданиям Христовым — совершаем Пасху Крестную, как говорили древние христиане, а затем переходим к пасхальному ликованию Пасхи Воскресения, или Пасхи Воскресной. К сожалению, для многих христиан утратилась богословская многозначимость слова Пасха. Некоторые в этом слове слышат только ликующие нотки величайшего церковного праздника Воскресения Христова и не чувствуют неотделимого от этого же слова ужаса Голгофы. В прежние же столетия, как свидетельствуют богослужебные книги, когда на всенощных бдениях согласно Уставу богослужебному читались избранные места из лучших богословских творений Святых Отцов Церкви, на ночной пасхальной службе кроме Огласительного Слова Святителя Иоанна Златоуста, которое читается повсеместно и в нынешнее время, перед 4-й песнью Пасхального канона читалось также «Слово на Пасху» (45-е) Святителя Григория Богослова. Оно начиналось словами из книги пророка Аввакума На стражу мою стал я (Авв 2:1), а после чтения этого Пасхального Слова следующая (4-я) песнь канона начиналась ирмосом: На Божественней стражи Богоглаголивый Аввакум...

В этом изумительном Пасхальном Слове раскрываются величайшие тайны Церковного Богословия, в нем же дается и этимология самого слова Пасха. Древнееврейское слово Пасха, означавшее 'прохождение' или 'перехождение', по словам святителя Григория Богослова, в греческой огласовке обогатилось новым смыслом, ибо стало созвучно греческому слову, означающему 'страдание'. Такому преображению слова, несомненно, содействовало то, что и в первом, и во втором случае оно означало спасение, пришедшее от Господа. В Ветхом Завете — это исход Израиля из Египта, переход через Чермное море, жертвенный пасхальный агнец и ежегодное празднование Пасхи ветхозаветной. В Новом Завете — это Воскресение Христа, Агнца Божия, Который берет на Себя грех мира (Ин 1:29), это Сам Господь наш Иисус Христос, Пасха наша (1 Кор 5:7), принесший Себя в жертву на Кресте за спасение мира, это еженедельное (по воскресным дням) и ежегодное (на Пасху) воспоминание Светлого Христова Воскресения.

Преобразовательное значение Пасхи Ветхого Завета всегда выражает 1-я песнь канонов на утрени. Но самое замечательное выражение эта пасхальная связь Ветхого и Нового Завета находит в ирмосе 1-й песни канона Пасхи: Воскресения день, просветимся, людие! Пасха, Господня Пасха: от смерти бо к жизни и от земли к небеса Христос Бог нас преведе, победную поющия. Преведе — это и есть наша Пасха! Воскресший Христос Бог наш дарует нам жизнь вечную Воскресением Своим. Поэтому в конце каждого пасхального богослужения мы благодарно поем: И нам дарова живот вечный: покланяемся Его тридневному Воскресению.

Веру Церкви в то, что пострадавший за нас на Кресте и Воскресший в третий день Христос Господь — Новая Пасха, наша Пасха, то есть наше спасение и обновление, свидетельствует преподобный Иоанн Дамаскин в Пасхальном каноне, который поется на Светлой пасхальной заутрени. Этот канон иногда называется венцом, то есть вершиной церковных песнопений.

Мужеский убо пол, яко разверзый девственную утробу, явися Христос, яко человек же, Агнец наречеся, непорочен же, яко невкусен скверны, наша Пасха: и яко Бог истинен, совершен речеся (первый тропарь 4-й песни канона Пасхи). В переложении на русский язык и на современный синтаксис этот тропарь читается так: «Наша Пасха — Христос явился мужским полом, как (Сын) разверзший девственную утробу; назван Агнцем как обреченный на смерть; непорочным как непричастный нечистоты; а как истинный Бог — наречен совершенным».

Следующий тропарь этой же песни канона Пасхи: Яко едино-летный агнец, благословенный нам венец Христос, волею за всех заклан бысть, Пасха чистительная: и паки из гроба красное правды нам возсия Солнце. Переложение: «Благословляемый нами венец — Христос, как однолетний агнец, добровольно принес Себя в жертву за всех, — Он — наша очистительная Пасха, и вот из гроба нам воссиял Он как прекрасное Солнце правды».

В припеве на 9-й песни канона Пасхи поется: Христос — Новая Пасха, Жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира. Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин 1:29), — свидетельствовал о Христе Спасителе Иоанн Креститель на Иордане. Агнцем, закланным от создания мира называет Воскресшего Христа Спасителя евангелист Иоанн Богослов в Откровении (Откр 13:8).

В завершении канона Воскресший Христос вновь именуется нашей Пасхой: О Пасха велия, и священнейшая Христе! О мудросте и Слове Божий и сило, подавай нам истее Тебе причащатися, в невечернем дни Царствия Твоего. И в первой стихире Пасхи поется: Пасха — Христос избавитель. Так преподобный Иоанн Дамаскин раскрывает в своем богодухновенном каноне учение святого апостола Павла: Пасха наша за ны пожрен бысть Христос (Кор 5:7).

Пасха Христова становится для нас спасительной только тогда, когда мы сами участвуем в ней. Как же человек может участвовать в Пасхе Христовой?

Начало этого участия полагается во Святом Крещении. Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (Рим 6:3-4). Крещением человек спогребается Христу и благодатно совоскресает со Христом силою Божиею (см. Кол 2:12). Об этом говорится во втором тропаре 3-й песни канона Пасхи: Вчера спогребохся Тебе, Христе, совосстаю днесь, воскресшу Тебе; сраспинахся Тебе вчера: Сам мя спрослави, Спасе, во Царствии Твоем. Переложение: «Вчера я погребался с Тобою, Христе, сегодня восстаю с Тобою Воскресшим; вчера я распинался с Тобою, прославь меня Сам Ты, Спаситель, в Царстве Твоем». Крещение — это смерть для греха и жизнь для Бога: если мы соединены с Ним (со Христом) подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения (Рим 6:5).

Участие в Пасхе Христовой совершается и в Божественной Евхаристии. Об этом ясно свидетельствует святой апостол Павел: я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Так же и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет (1 Кор 11:23-26).

Обетование о нашем воскресении в жизнь вечную со Христом также связано с Божественным Причащением: Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин 6:54).

Лишь участвуя в смерти Христовой (через покаяние, Крещение, добровольное крестоношение), мы становимся по благодати Божией участниками и жизни Христовой через Его Воскресение: Всегда носим в теле мертвостъ Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем (2 Кор 4:10). В этом таинство Пасхи Божией, спасительной для всех уверовавших в Воскресение Христово.

Святитель Григорий Богослов в Слове на Пасху об этом говорит так: «Мы возымели нужду в Боге воплотившемся и умерщвленном, чтобы нам ожить. С Ним умерли мы, чтобы очиститься; с Ним воскресли, потому что с Ним умерли; с Ним прославились, потому что с Ним воскресли».

Итак, Пасха Нового Завета — это Крест и Воскресение Христово, которые мы неразрывно почитаем и прославляем как основание нашего спасения. Пасха нетления — мира спасение! Наша Пасха — Спаситель Христос Бог, принесший Себя в жертву за наше спасение. Потому и Церковь Христова непрестанно воспевает в пасхальные святые дни: Воскресения день, просветимся людие! Пасха, Господня Пасха: от смерти бо к жизни, и от земли к небеса, Христос Бог нас преведе победную поющия.


Протоиерей Борис Пивоваров

Журнал «Альфа и Омега», №4 (26). М., 2000. Сс. 5-9.
Добавил Елена - Saturday 15 April 2017 - 22:37:05для печати
Категории новостей
 Слово о Ангелах Святитель Игнатий Брянчанинов
Вкл. Wednesday 19 November 2014 - 18:05:04 | 0
 Молитвы к Ангелам
Вкл. Wednesday 19 November 2014 - 18:03:07 | 1
 Слово в день памяти святых апостолов Петра и Павла
Вкл. Monday 11 July 2016 - 13:00:24 | 0
  Симон Петр
Вкл. Saturday 11 July 2015 - 21:09:49 | 0
  Савл Павел
Вкл. Saturday 11 July 2015 - 21:09:12 | 0
 Табачный самогипноз
Вкл. Saturday 07 April 2007 - 16:27:47 | 10
 Образ богомольца.
Вкл. Saturday 28 May 2011 - 14:35:25 | 1
 Закон Божий и "Хроники Нарнии"
Вкл. Thursday 18 September 2008 - 09:35:08 | 0
 Сказ о Иван-Царевиче
Вкл. Thursday 22 May 2008 - 11:44:40 | 2
 С Днём Победы! 70 лет со дня Победы!
Вкл. Wednesday 20 May 2015 - 21:16:20 | 1
 ПОЗДРАВЛЯЕМ ВСЕХ СЕСТЁР!
Вкл. Saturday 29 April 2017 - 18:51:43 | 1
 "Неупиваемая Чаша"
Вкл. Sunday 18 May 2014 - 09:47:03 | 1
 Почему трудна исповедь
Вкл. Monday 02 April 2007 - 12:05:59 | 5
 Бегония
Вкл. Monday 26 January 2009 - 13:02:38 | 0
  "Православные" окультисты.
Вкл. Monday 08 October 2007 - 09:58:43 | 3
 Родительская суббота
Вкл. Saturday 18 June 2016 - 18:17:42 | 5
  Николай Чудотворец
Вкл. Tuesday 23 May 2017 - 16:21:55 | 6
 Рождественское оформление дома.
Вкл. Wednesday 28 December 2011 - 11:26:57 | 0
 Рождественская флористика
Вкл. Wednesday 28 December 2011 - 11:25:47 | 1
 
Вкл. Saturday 24 September 2011 - 21:04:25 | 0
 Спасите жизнь Вадиму Рудченко!
Вкл. Friday 27 May 2011 - 07:32:53 | 1
 Пётр и Феврония.
Вкл. Friday 08 July 2016 - 07:56:20 | 0
 Крещение
Вкл. Saturday 16 January 2016 - 22:35:40 | 0
 Почему и как поминаем усопших в этот день? 7 ноября
Вкл. Friday 06 November 2015 - 15:11:45 | 0
 Христос Воскресе!
Вкл. Saturday 15 April 2017 - 22:39:11 | 6
 Тайна русского генофонда
Вкл. Monday 31 March 2008 - 09:51:57 | 0
 КРЕЩЕНСКАЯ ВОДА
Вкл. Friday 18 January 2008 - 16:30:00 | 5
 Сочельник.
Вкл. Thursday 05 January 2017 - 21:42:49 | 2
 Сергей Михайлов
Вкл. Wednesday 02 March 2011 - 08:24:57 | 3
 Предисловие
Вкл. Thursday 19 April 2007 - 13:40:58 | 0
 О путях формирования болезней.
Вкл. Thursday 19 April 2007 - 13:24:56 | 1
 В какую любовь я верю
Вкл. Friday 08 July 2016 - 07:57:33 | 0
 О Петре и Февронии. История любви.
Вкл. Friday 08 July 2016 - 07:56:58 | 4
 Как украсить елку?
Вкл. Thursday 27 December 2007 - 16:56:44 | 0
 Как сделать вестибюль из каморки
Вкл. Friday 05 October 2007 - 15:33:35 | 0
 Неумолимый дресс-код
Вкл. Monday 17 September 2007 - 13:18:50 | 0
 СЛОВО О КРЕЩЕНИИ (Крещение Руси)
Вкл. Wednesday 27 July 2016 - 22:18:36 | 0
 О святой воде
Вкл. Friday 18 January 2013 - 11:16:46 | 0
 Объяснение Всенощного бдения
Вкл. Monday 13 April 2009 - 11:30:32 | 2
 Что мешает молитве ? часть 5
Вкл. Friday 01 May 2009 - 09:50:38 | 0
 Что мешает молитве? Часть 4
Вкл. Friday 01 May 2009 - 09:02:37 | 0
 Что мешает молитве ? Часть 3
Вкл. Friday 01 May 2009 - 08:07:08 | 0
 




Посетите наши сайты
http://www.duhovskoy.ru

http://www.etika-prav.ru

http://www.clir.ru

Последние комментарии на сайте:
[новости] Рядовой ополченец Русской Церкви
Автор Catherine дата 04 Mar : 14:52
"...Я видела перед собой человека, который после крещения не накрыл свою душу стеклянным колпаком, ч [ далее ... ]

[новости] Екатерина
Автор Catherine дата 04 Mar : 14:27
Шуточное к своей свадьбе :)Не даю обещания пустыеИ привыкла судить по делам.Мои правила очень просты [ далее ... ]

[новости] Екатерина
Автор Catherine дата 04 Mar : 14:23
Писала тогда еще будущему мужу:КРЕСТИККрестик - это начало.Начало Пути Домой.Начало Пути прямого,Вед [ далее ... ]

[новости] 15 февраля Сретение Господне
Автор Арси дата 16 Feb : 20:43
Большое спасибо,очень интересно и познавательно!

[новости] Екатерина
Автор Арси дата 14 Feb : 05:46
Замечательные стихи,от души! Спасибо,что разместили их для нас♡♡♡

[новости] Святого Серафима Саровского житие
Автор Москвичка дата 11 Feb : 20:25
Большое спасибо,очень любим и почитаем этого дивного святого в семье!♡♡♡

[новости] Тот, кто осуждает других, впадает в те же грехи
Автор Москвичка дата 11 Feb : 12:25
Да,зачастую в своем глазу дубинку не разглядим,а в чужем соринку видим((((

[новости] Надо так уметь доверить себя Богу, чтобы сказать: Господи, делай со мной все, что ты хочешь! Все мое — Твое.
Автор Анастасия1982 дата 29 Nov : 13:50
Лена, спасибо за статью! Стоит задуматься.

[новости] УСПЕНСКИЙ ПОСТ
Автор Анастасия1982 дата 15 Aug : 13:20
Елена, спасибо за такую полезную статью! Очень интересно было почитать! Спаси нас, Пресвятая Дева Бо [ далее ... ]

[новости] От Меня это было
Автор Анастасия1982 дата 07 Jun : 21:13
Спаси, Господи, Елена! Всё так и есть.

Счетчики
Яндекс цитирования Союз образовательных сайтов ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Рейтинг@Mail.ru

2007-2015. Все права защищены. При перепечатке обязательна ссылка http://www.isfarinka.ru