|
Поиск по нашему Кольцу сайтов
28 октября Икона Богоматери " Спорительница хлебов."  Икона Богоматери «Спорительница Хлебов».Россия. Конец XIX - начало XX в.
Вверху на фоне иконы по сторонам от Богоматери надпись:
«ОБРАЗ ПРЕСВЯТЫЕ БОГОРОДИЦЫ СПОРИТЕЛЬНИЦЫ ХЛЕБОВ».
На обороте дарственная надпись чернилами: «БЛАГОСЛОВЕНИЕ БАТЮШКИ О.АНАТОЛИЯ. 1912» (духовник игумен Анатолий, один из последних оптинских старцев, скончался в 1922 г. за год до закрытия монастыря).
Наверное почти в каждом православном доме над трапезным столом есть икона Божьей Матери " Спорительница хлебов". Перед ней молятся о достатке в доме .
В 1890 г. прославленный старец Амвросий из Оптиной пустыни в Калужской губернии (A.M. Гренков, 1812-1891, канонизирован в 1989г.) заказал своему ученику иеромонаху Даниилу (Д. М. Болотов, 1837-1907, известный академический живописец) икону нетрадиционной иконографии. Икона должна была изображать видение, открывшееся старцу Амвросию в близлежащей Шамординской обители, устроенной им для обездоленных женщин. Созерцая с высокого холма, на котором расположена Шамординская обитель, живописную долину с дальними селами, Амвросий молился Богоматери о покровительстве и заступничестве. Богоматерь явилась ему, восседающей на облаках и благословляющей хлебное поле. Старец сделал эскиз иконы, в основу которой был положен любимый им Шамординский пейзаж. Изображение Богоматери для нового образа было заимствовано из иконы «Всех святых», находившейся в Богородично-Всехсвятском монастыре (1875) в Орловской губернии.
Амвросий хотел создать такой образ Богоматери, через который она оказывала бы свою милосердную помощь всем обездоленным и голодающим, покровительствовала бы земледельцам и давала надежду на урожай, что было особенно актуально в голодный для Калужской губернии 1890 г. Икона была привезена в Оптину пустынь осенью 1890 г. настоятельницей Болховского монастыря игуменьей Иларией. Амвросий назвал новый образ «Спорительница хлебов» (помощница людям в их трудах и заботах о хлебе насущном) и установил день его празднования 15 октября — после окончания срока жатвы и уборки урожая. Он составил особый припев к Богородичному Акафисту: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам недостойным росу благодати Твоея и яви милосердие Твое!». В молитве иконе полностью раскрывается содержание нового Богородичного образа: «О Пречистая Дево Богородице... Питательница наша, рождшая Питателя Вселенные и Спорительнице хлебов наших... Нищия и неимущия пропитай, старость поддержи, младенцы воспитай...». Икона сразу же получила почитание не только в Оптиной и Шамординской обителях, но и в других монастырях и храмах России. Ее изображения разносились богомольцами по многим городам и селениям. Списки с иконы посылались в те места, где была особенно большая нужда. Икона из Третьяковской галереи является уменьшенным списком, исполненным в конце XIX - начале XX в. в живописной манере. Такие списки, довольно точно повторяющие прославленный образ, изготовлялись в Оптиной пустыни.
Эта икона отразила в самом начертании своем глубокую, детскую веру в Богоматерь оптинского старца Амвросия, одного из великих праведников русского народа XIX-го века, пламеневшего, как большинство русских подвижников, чрезвычайным усердием к Царице Небесной.
Старец Амвросий ни одного Богородичного праздника не пропускал без того, чтобы не отправить у себя в келье перед Ее иконой бдения. В 1890 году настоятельница Волховского женского монастыря, игумения Илария, прислала великому старцу икону Богоматери совершенно нового написания. Владычица мира изображена сидящей на облаках. Руки Ее подняты в благословляющем движении. Внизу — сжатое поле, и на нем, среди цветов и травы, лежат и стоят снопы ржи. Изображение Богоматери на этой иконе было заимствовано с иконы «Всех Святых», находящейся в Волховском женском монастыре, а поле со снопами внизу написано по мысли и указанию старца Амвросия. Он дал этой новой иконе знаменательное имя «Спорительницы хлебов», выражая этим, что Богоматерь — Помощница людям в трудах их к снисканию хлеба насущного. Старец сам молился перед этой иконой; учил молиться перед ней и духовных дочерей своих — монахинь основанной им , женской Казанской Амвросиевой общины при сельце Шамордино Калужской губернии, где старец провел последний год своей жизни и где скончался. В этот последний год старец, заказывая снимки с этой иконы, раздавал и рассылал их многим своим почитателям из мирян. Незадолго до своей смерти старец для пения акафиста перед этой иконой составил особый припев к общему Богородичному акафисту. Вот слова его: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам недостойным росу благодати Твоея и яви милосердие Твое»! И акафист с этим припевом часто читался и пелся сестрами в келье изнемогавшего старца. Отец Амвросий положил совершать празднование иконе «Спорительницы» 15 октября. В этот самый день почившего 10 октября 1891 года старца Амвросия опустили в могилу. И словно уже из могилы совпадением этого дня похорон его с днем установленного им празднования он указывал детям своим, на Кого он их оставил.
— Батюшка, вот вы умираете, — спрашивал старца его духовник. — На кого обитель свою оставляете?
Он ответил с присущим ему упованием:
— Обитель оставляю Царице Небесной.
И не вотще: имея около 500 сестер при смерти старца, Шамординская община, переименованная теперь в монастырь, в настоящее время насчитывает их до 800.
Первой милостью, излившейся от этой иконы, было то, что, хотя 1891 год в России был вообще голодный, и вокруг Калужской епархии были пораженные недородом местности, в пределах Калужских и на Шамординских полях хлеб родился. Рожь тогда страшно поднялась в цене. Но старец при жизни успел столько запасти ее, что весь этот год и следующий в обители при всей многочисленности сестер недостатка в хлебе не было.
Уже по кончине старца, летом 1892 года, написанная близким послушником старца из дворян, Иваном Федоровичем Черепановым, икона «Спорительницы» была послана в молодую Пятницкую женскую общину Воронежской губернии. Там была засуха и грозил голод. Перед иконой был отслужен молебен. Скоро пошел дождь, и поля обители и окрестностей оправились.
Приводится по изданию: Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон.
|
Добавил Елена - Вторник 27 октября 2009 - 17:59:23
|
|
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь , чтобы зарегистрироваться
Тематические разделы сайта:
Последние комментарии на сайте: [новости] Рядовой ополченец Русской Церкви Posted by Catherine on 04 мар : 17:52 "...Я видела перед собой человека, который после крещения не накрыл свою душу стеклянным колпаком, ч [ далее ... ] [новости] Екатерина Posted by Catherine on 04 мар : 17:27 Шуточное к своей свадьбе :)Не даю обещания пустыеИ привыкла судить по делам.Мои правила очень просты [ далее ... ] [новости] Екатерина Posted by Catherine on 04 мар : 17:23 Писала тогда еще будущему мужу:КРЕСТИККрестик - это начало.Начало Пути Домой.Начало Пути прямого,Вед [ далее ... ] [новости] 15 февраля Сретение Господне Posted by Арси on 16 фев : 23:43 Большое спасибо,очень интересно и познавательно! [новости] Екатерина Posted by Арси on 14 фев : 08:46 Замечательные стихи,от души!
Спасибо,что разместили их для нас♡♡♡ [новости] Святого Серафима Саровского житие Posted by Москвичка on 11 фев : 23:25 Большое спасибо,очень любим и почитаем этого дивного святого в семье!♡♡♡ [новости] Тот, кто осуждает других, впадает в те же грехи Posted by Москвичка on 11 фев : 15:25 Да,зачастую в своем глазу дубинку не разглядим,а в чужем соринку видим(((( [новости] Надо так уметь доверить себя Богу, чтобы сказать: Господи, делай со мной все, что ты хочешь! Все мое — Твое. Posted by Анастасия1982 on 29 ноя : 17:50 Лена, спасибо за статью! Стоит задуматься. [новости] УСПЕНСКИЙ ПОСТ Posted by Анастасия1982 on 15 авг : 17:20 Елена, спасибо за такую полезную статью! Очень интересно было почитать! Спаси нас, Пресвятая Дева Бо [ далее ... ] [новости] От Меня это было Posted by Анастасия1982 on 08 июн : 01:13 Спаси, Господи, Елена! Всё так и есть.
|
|
|