Проповедь протоиерея Александра Василенко на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
С праздником, дорогие братья и сестры!
С праздником Благовещения! С благою вестью всех вас, с вестью о том, что начинается наше спасение на земле, что Бог приходит к нам во плоти, чтобы к каждому обратиться, чтобы каждого узреть. Чтобы каждый мог узреть Его и принести плоды покаяния, чтобы войти туда, откуда пришел ради нас Христос.
…Это происходило в Назарете, когда к Деве Марии обратился Ангел с благой вестью. С этого момента начинается другая история человечества, другая история жизни, потому что Бог пришел к человеку, потому что завершился творческий акт человеческого творения, потому что человек без Духа, без Бога – человек несовершенный. Бог воплотился, и мы исполнились его плоти. Когда человек имеет Бога в себе, он движим Богом.
И вот, чтобы был Бог в нас, нужно понять, что Дева Мария это сделала по своему смирению и сказала такие простые слова, но очень важные слова: «Се, раба Господня. Да будет мне по слову Твоему».
И этом смирении она получила от Него благодать, этим смирением она прославила Бога. Если человек пытается соединить себя с Богом, но не имеет смирения, у него ничего не получится.
И если Он к нам уже обратился, если мы хотим иметь Его в себе, если мы хотим быть Им движимыми, Им спасаемыми, то, что для этого нужно? Просто смириться, полюбить Бога так, чтобы Бог пришел в тебя, потому что в скверное сердце, сердце гордое, сердце самолюбивое, самонадеянное, Бог не прибудет. Это сердце будет разрываться от тоски, от боли, от печали, от болезни, но там не будет Бога, там будет пустота.
Эта пустота нас с вами угнетает, эта пустота нас поражает с вами, этой пустотой мы с вами губим себя и своих близких. А что за этим стоит? Боль, наше тщеславие, наше самолюбие, наше несмирение. И вот, здесь пример Божией Матери в Евангелии: это истинно путь покаяния со смирением, путь преданности Богу, путь верности Богу и любви к Богу. Если мы с вами сегодня положим начало нашего спасения, именно в этом понимании, что Бог к нам пришел и ищет в нас доброе, ищет в нас то место, где может прибыть с нами и нас освятить. И это место даем мы Ему: и слова наши и наша воля они должны разрешить наши узы самонадеянные. «Да, Господи, я в Тебя верую, я Тебя люблю, я пред Тобою смиряюсь и будет мне по слову Твоему». Понимаете? И все, и всё, и вся вокруг нас рушится, рушатся узы дьявольские, путы его, которые нас опутывают, рушится наш щит гордости, и приходит Бог с делами, приходит Бог в силе и нас с вами спасает. Вот, этот момент мы с вами должны уразуметь, потому что без этого мы здесь, в храме стоим просто так. Просто стоим, просто говорим, даже просто молимся…Но если в нас не будет Духа, если в нас не будет любви, это все будет уходить в пустоту и пользы от этого человек никакой не получает.
Мы с вами еще чтим память Лазаря четверодневного в субботу . Бог любил Лазаря, Марфу и Марию. Любил, потому что они Его любили. Вы понимаете, какая сила в любви? Когда они пришли, они падали перед лицем Господа: брат их умер, но они говорят «Господи, мы веруем». Они не возроптали, они не возмутились, просто уверовали: «Веруем, что Ты, Сын Божий, скажешь – воскреснет». И вот это доверие к Богу творит большие чудеса. И этим словом доверия, верой и любовью Бог совершает чудо. Господь бы этого не сделал, если бы не было желания у этих людей.
Верую, Господи, что ты воскресишь, верую, Господи, что Сын Божий! – если мы будем так рассуждать, то не будет в нас мертвенности, не будет в нас недоверия, не будет в нас воли. Если ты веруешь во Христа, веруешь в то, что он пришел нас спасать, то в чем сомневаться? Если ты имеешь болезнь, ты обращаешься ко Христу, — ты раба Господня. Что подразумевается: и исцеление и неисцеление. И оба эти варианта я принимаю со смирением. Вот тут человек уже начинает отдавать себя Богу, в этот момент человек входит в Бога, в его сердце, и живет и пребывает в нем, как в Благовещенье. То есть в нашу плоть входит Дух и мы начинаем жить, — вот тогда мы становимся людьми верующими. Только этим Духом можно верить в Бога, только этим Духом можно Бога проповедовать, только этим Духом можно Бога прославлять. Иначе – никак не получается. Но, выходит, что мы сегодня с вами этого в действительности-то этого не имеем. Вывод простой: значит, я что-то делаю не так. Хотел сделать что-то свое в этой жизни, продвинуться, проявить свой личный интерес. Может быть, это — болезнь моя, — хочу быть здоровым, может, я хочу счастья земного получить, может, я хочу себе место в царствии небесном забронировать тем самым, что вот, я здесь стою. И, чтоб без тоски, чтоб бескровно, без жертвы, без болезни. Просто, чтоб я пришел – и там все было готово! Но, почему у меня тоска, почему у меня печаль, болезни? — человек не понимает, мучается: я же все делаю правильно, читаю, молюсь, исполняю закон Божий.
Почему все не так, почему нет во мне жизни? И человек все же понимает, что он лжет. А почему лжет? Потому, что еще не до конца отдал себя Богу. Не до конца отдал свое сердце Христу, чтобы полностью им владел – вот, где наша ошибка! Вроде, мы в чем-то и принадлежим Богу, а какую-то часть — себе оставляем. Человек думает: «Я же плотский! Я тоже жажду этой сладости земной». Вот с этой половинчатостью и мы ходим. Мы хромаем на обе ноги. И ничего не можем получить: ни дара исцеления, ни дара прозрения, ни дара веры, ни дара утешения. Потому, что камень гордости закрывает дверь нашего сердца. Если мы это озвучим, то благая весть прямо ворвется в нас!
Может, кто-то уже это испытывал — она человека озаряет изнутри, она его опаляет огнем! И он счастлив. Он рад, потому, что он почувствовал тепло. Тепло покаяния, тепло причастия, тепло прощения, теплоту молитвы почувствовал он. И это бесценно. За это можно все отдать, буквально все. Даже жизнь отдают люди за это. Вот это – христианство! Оно живое. Почему причастие теплое наше: потому, что Кровь Христова – есть жизнь, в ней — жизнь. А без Крови Бога мы не живем. А, если получается так, что когда мы причащаемся и Тело и Кровь Христовы не находят в нас жизни, то мы причащаемся в осуждение по слову апостола Павла. Это было нам понуждением – причастие. Потому, что мы причастились Тела и Крови Христовых, но не дали, чтобы Он мог проявить себя, мог действовать – это наша воля, не воля Божья. Это — воля наша над таинствами. Нашу волю мы должны направить ко спасительной воле Божьей и вот тогда человек становится не один – его уже движет Дух Святой. И вот, этот момент, когда мы свою волю отдаем полностью Христу, тогда у нас все начинает дышать воедино. И, Господь, видя нашу немощь, помогает нам, и, видя наше желание, дает радость – наше исполнение Его святой воли. Так, что этот праздник, должен, дорогие мои, стать началом нашего спасения. И начало нашего спасения мы должны положить со слов Божией Матери: «Се, раба Господня. Да будет все по слову Твоему».
Это слово должно стать плотью, оно должно в нас жить. Что, произошло с Богородицей в день Благовещения? Дух Святой входит в нее, как и в каждого из нас. Спрашивает нашего согласия — по нашей воле Господь посещает человека. Сказал «да», сказал «да» искренне, значит, в тебе — жизнь. Сказал «да» не до конца или недоговорил, значит, ничего не получается: ты говоришь, что ты живешь, но ты мертв. Ты говоришь, что ты любишь, а ты слеп. Ты — глух, ты — нем, ты – урод! Ты изуродовал свое тело, ты изуродовал свою душу, ты ее не оживил, и, этим самым, ты хочешь счастья добиться в жизни, хочешь покоя. Это уродство нам нужно исправлять покаянием искренним, причастием, смирением.
Если не будет смирения, то эта уродливая наша часть умрет, она превратится в большой грех и в большое горе. Кто виноват, что этот человек – не смирился, не покаялся, не отдал себя Богу до конца, поверил себе, поверил своим силам, поверил своим средствам, а Богу не доверился… Не дай Бог, чтобы это все с вами случалось в этой жизни. Тем более, в будущей жизни. И Господь об этом напоминает нам и Матерь Божия. И, каждый раз, читая Евангелие, мы с вами чувствуем, понимаем «Се, раба Господня. Да будет мне по слову твоему» – и все! И начинается другая жизнь, начинается другой уровень, начинается другое пространство нашей жизни. Хотя мы здесь на земле, но живем в пространстве, а пропуск в это пространство: «Се, раба Господня. Да будет мне по слову твоему…»
Храни вас всех Бог и Матерь Божия!