Предполагаемая дата принятия христианства на Руси — 1 августа (по старому стилю) 988 года. Христианские епархии к этому времени уже существовали среди славян. Великий князь Владимир принял сам христианство и способствовал принятию этой веры в Киеве и ее дальнейшему распространению на Руси.
Крещение Руси — это акт государственной воли в отношении Бога и своего народа. Это чудо духовного рождения целого народа, в такой праздничной торжественности, точно обретала Русь, чего от века искала — Истинного Бога и святости в Нем. Великий князь был оглашен в вере, принял таинство Крещения, крестил своих сыновей и вместе с прибывшими из Византии священниками начал христианскую проповедь на улицах Киева. Он низверг идолов, собрал киевлян на крещение. Их в Днепре крестили царицынские и корсунские священники. Затем «повелел рубить церкви и ставить на места, где стояли идолы… и начал ставить по городам церкви и приводить к Крещению людей по всем городам и селам» («Повесть временных лет»).
Первой церковью, построенной Великим князем Святославичем Святым (сразу после его крещения) была Церковь Успения Богородицы (Десятинная) в Киеве. Церковь Успения Богородицы была отделана с величайшей для того времени роскошью: мрамором, яшмой, мозаикой. Специально для нее из Греции и Корсуни (Херсона) привезли драгоценную утварь. Князь Владимир Святославич постановил жертвовать в ее пользу десятую часть своих (!) доходов с городов и имений на вечные времена, вследствие чего, церковь получила известность под названием «Десятинная». Киевская церковь Успения Богородицы стала местом погребения князя Владимира Святославича и его супруги (УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ празднуется Святой Православной Церковью 28-го августа, 15-го августа по старому стилю).
Как видно из летописи и Церковного Предания, это не просто сбор гуманитарной помощи и отчисление религиозного налога, спасение которыми проповедуют благоустроенные европейские государства. Это действие свободной воли Владимира, прежде язычника и воспитанного в язычестве. Но по вере обративший всю свою жизнь.
Таинство Крещения
Перед принятием крещения (если оно не было совершено в детстве по вере крестных, на которых в таком случае ложится эта ответственность перед Церковью и Богом), прежде всего, необходимо честно ответить себе, веришь ли ты в единственный предложенный Господом путь спасения, и если да, то соотносишь ли ты свою жизнь с изначальным опытом христианской церковности. В последние годы утвердившееся общественное мировоззрение все больше ориентируется на образцы западного секуляризованного гуманизма.
Церковь со священством представляется предприятием, производящим религиозные услуги, в том числе и Крещение. Зачастую, с трудом преодолев свой комплекс прослыть в светском кругу «замоленным» и свою «занятость», человек, желающий покреститься, переступает порог храма. Похвальное усилие воли. Но на этом дело своего спасения зачастую заканчивается. Крестятся, как правило, не для спасения своей души, не из желания исправиться и избавиться от страстей. Нередко человек даже не осознает своих грехов. В лучшем случае, решивший покреститься «чувствует, что уже пора». Подразумевая под этим «пора», часто не осознанно, что как-то жизнь не ладится, или потеря близкого приводит в храм, или еще «что-то».
Что же такое Крещение?
Крещение — есть Таинство, т. е. воздействие неощутимой Божией благодати в видимых действиях священника. При троекратном погружении в воду человек омывается от первородного греха и от тех грехов, которые он совершил до купели, если, естественно, он чистосердечно раскаивается в них с намерением больше их не совершать в укрепляющей благодати (с помощью) Божией.
Таинство это было установлено и освящено Самим Иисусом Христом, когда Он крестился от Иоанна Предтечи, называемого поэтому Крестителем. Образ троекратного погружения есть образ смерти Господа Иисуса Христа. Человек в крещении как бы умирает со Христом — в смерть Его крестится. Умирает для греха и совоскрешается со Христом в новую жизнь духовную, благодатную, в жизнь вечную, праведную. Это духовное рождение, и поэтому крещение не повторяется.
Так ли необходимо Крещение? В беседе с Никодимом Иисус Христос сказал: «…Аще кто не родится водою и Духом, не может войти в царствие Божие» (Иоан. 3:5). А Своим последователям повелевает: «…Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам…» (Матф.28:19,20).
Оглашение и Миропомазание
Крещению всегда предшествует чин оглашения. Взрослого, то есть начиная с семилетнего возраста, Церковь иначе не допускает до крещения, лишь после того, как он будет оглашен, то есть наставлен в истинах Православно-христианской веры. Он должен оставить свои прежние заблуждения языческие, или еретические, или прочие и всенародно заявить о своем желании, отрекшись от прежней своей веры, стать православным христианином. К сожалению, эта часть Таинства Крещения порой сводится до нескольких фраз во время крещения, которые даже сами крещаемые не всегда осознают. Последствия ярким образом проявляются в нашей жизни. Многие крещенные — «христиане» — не могут не только исповедовать, но и себе самим объяснить смысл своей веры, отличие христианства от мусульманства или иудаизма, православия — от католицизма, полнейшая безграмотность и дезориентация в подобных вопросах. Все это — печальное последствие крещения без должной подготовки.
Вместе с таинством Крещения над крещаемым совершается сряду таинство Миропомазания святым благоухающим миром (маслом) определенных частей тела, в котором и преподаются целительные душу и укрепляющие в добродетельной жизни дары Духа Святого. Какие это дары? Это те силы и свойства, которые помогают человеку укрепляться в любви к Богу и ближнему. Пророк Исаия указывает семь основных даров Духа Святого: дух страха Божия, дух познания, дух силы, дух совета, дух понимания, дух мудрости, дух Господень, или дар благочестия и вдохновения в высшей степени (см. Ис.11:1-3). Это то, что способно вызывать в человеке такие душевные состояния, как сочувствие, благоволение, благодарность, благоугождение, благосклонность, благорасположение и т. п. Но самое основное — милость и милосердие. В Евангелии о служителях Христовых говорится как о «добрых домостроителях многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4, 10), т. е. милости Божией, которую Бог изливает на людей многоразличными способами через Своих служителей. Благодать — это особая нетварная Божественная сила, которая достигает нас в Духе Святом. Эта сила даруется нам вследствии искупительного подвига Иисуса Христа на кресте. Благодать усвояет нам плоды искупительного подвига внутренним таинственным действием на природу человека и действует совместно с естественными силами и способностями человеческой природы. Благодать не есть магическое дополнение к способностям и дарованиям человека, она не изменяет самой природы человека с точки зрения ее сущности, но преображает способ ее существования, существования во Христе Бого-Человеке, через Христа и со Христом в Боге.
Грех
Что же такое грех? После грехопадения отношения между человеком и окружающим его миром исказились, и человек далеко не всегда созерцает в мире Божественную красоту и гармонию, к тому же и сами познавательные способности человека после грехопадения ослабели и помрачились. Имеется в виду первородный грех. Он перешел к человеку от диавола, прельстившего Адама и Еву и склонившего их преступить заповедь Божию (заповедь поста и послушания): не вкушать от древа познания добра и зла. От греха Адамова произошли проклятие и смерть, богооставленность и зависимость от власти диавола. Грех по своей сути есть преслушание, т. е. рассогласование воли человеческой и воли Божией, бунт человека против Бога. Грех приводит к разрушению изначального единства, которое существовало между Богом и человеком. Отрицание бытия Божия достаточно редко обусловлено чисто теоретическими причинами. Вопрос о бытии Бога — это не чисто академический вопрос, на который человеку дали достаточно информации в его жизни или наоборот — не додали. Это всегда вопрос, имеющий прямое отношение к жизни человека. Чаще всего люди отрицают бытие Бога не потому, что их к этому приводят какие-то рациональные доводы, а прежде всего потому, что утверждать небытие Бога им так или иначе выгодно.
Наиболее распространенные грехи нашего времени в отношении к Богу
Маловерие, сомнение в истинности священного писания и предания. Отречение от веры в Бога из страха перед людьми и забота о земном благополучии.
Пассивность в познании христианской истины, учения Христа и Его Церкви. Отсутствие желания (при наличии такой возможности) читать Священное Писание, творения святых отцов, вдумываться и постигать сердцем догматы веры, уяснять смысл богослужения, т. е. леность духовная.
Ереси и суеверия. К этому зачастую ведут личная гордыня, излишнее доверие собственному уму и личному духовному опыту. Магия, колдовство, гадание, приметы, народные поверья, обряды и приметы, связанные с церковными праздниками и днями памяти определенных святых, использование священных церковных предметов и даже Святых Даров в кощунственно-магических целях. Суеверия возникают вследствие незнания учения Церкви и слепого доверия ложным, нехристианским источникам и традициям.
Обрядоверие — приверженность букве Писания и Предания, придание значения только внешней стороне церковной жизни при забвении ее смысла и цели.
Недоверие Богу, отсутствие уверенности в том, что первоисточной причиной всех внешних и внутренних жизненных обстоятельств является Господь, желающий нам истинного блага. Отсутствие постоянной благодарности Ему, уныние, отчаяние (особенно в болезнях, скорбях), малодушие в обстояниях, страх перед будущим, суетные попытки застраховаться от страданий и избежать испытаний, а в случае неудачи — скрытый или явный ропот на Бога и Его Промысл о себе. Малая ревность (или полное отсутствие ее) к богообщению (молитве), духовной жизни. Редкое, нерегулярное и неблагоговейное участие в общественном богослужении.
Отсутствие страха Божия и благоговения перед Ним. Непослушание воле Божией. Самооправдание, самодовольство.
Легкомысленно-святотатственное и потребительское отношение к Богу и Церкви.
Наиболее распространенные грехи в отношении к ближним
Осуждение. Гордость, превозношение над ближним, высокомерие. Самозамкнутость. Пренебрежение ближним, равнодушие.скупость. Тщеславие, честолюбие. Любоначалие, желание быть первым, повелевать не по чину. Человекоугодие. Нарушение мира. Зависть, зложелание, злорадство. Гнев, раздражительность, сварливость. Немилостивость, несострадательность. Злопамятность, непрощение обид, мстительность. Неоказание помощи ближнему, обижаемому, гонимому.
Наиболее распространенные грехи против самого себя и прочие греховные наклонности, противоречащие духу Христову
Уныние, отчаяние. Телесные излишества. Чувственные помыслы и соблазны. Недобросовестность. Непослушание. Праздность, расточительство, привязанность к вещам. Стяжательство.
Это лишь малый список тех злых дел, которые отстраняют нас от благодати Божией и способствуют укоренению в нас зла. Но которые омываются милостью Божией и оставляются по ней в Крещении и искренном раскаянии.
Настоятель Богородице-Рождественского храма
пос. Аблакетка
священник Евгений Яганов
На правах рекламы: Пусеты, или как их еще называют серьги гвоздики — одни из самых миниатюрных и милых украшений.