Важные дни наступили для нас с вами – дни подготовки к Великому посту.
С первого взгляда может показаться, что до поста еще много дней – впереди еще три недели! Однако Святая Церковь уже сейчас каждый день на богослужении через свои песнопения и поучения готовит нас к достойному вступлению в Великий пост!
Для приготовления к Великому посту Святая Церковь назначает довольно продолжительный период — три седмицы.
Первая неделя, которая в этом году начинается 9 февраля (по новому стилю), называется неделей мытаря и фарисея. Свое название она получила оттого, что в воскресенье, которым начинается эта неделя, на Божественной литургии читается притча Спасителя о мытаре и фарисее (Лк, 18, 10-14).
В этой притче на примере грешного мытаря представлен образец смирения и истинной молитвы. Примером же фарисея эта притча предостерегает нас от высокоумия, гордости и самомнения, довольства собой и своими добродетелями, довольства своей праведностью.
Задумаемся с вами – не случайно ведь Церковь обращает на это наше внимание и посвящает этому размышлению целую неделю, более того – именно с этого размышления она начинает дни приготовления к Великому посту! Чем же опасно чувство довольства собой? Опасно оно тем, что самодовольный человек не способен видеть свои недостатки, и поэтому труднее всего склонен к покаянию!
Возможно ли при таком состоянии единение с Богом?! Нужен ли будет Спаситель тому, кто доволен собой, кто не желает видеть своих грехов?!
В течение всей недели на богослужении в своих песнопениях Святая Церковь напоминает нам о необходимости сердечного сокрушения. В стихирах, исполняемых хором, прославляется самоосуждение мытаря и порицается гордость фарисея. Стоя в храме на молитве, фарисей перечислял свои достоинства и осуждал мытаря. Последний же от сознания своих грехов стыдился поднять глаза! Он только твердил: “Боже, милостив буди мне, грешному!”.
Именно с таким настроем, как у мытаря, нам необходимо вступать в Великий пост. А как же иначе? Истинное покаяние невозможно при чувстве самодовольства и самооправдания! Без покаянного же чувства, без чувства сердечного сокрушения может ли быть пост?!
Мы видим, что фарисей хвалился тем, что соблюдает пост и другие внешние правила – обряды. Чтобы мы осознали, что выполнение всех внешних правил не является главным, что все внешние правила – это лишь средства для спасения, а не цель, что без сердечного сокрушения и видения своих грехов, они могут быть даже вредными для духовного состояния человека, Святая Церковь в течение этой недели разрешает вкушать мясо во все дни – то есть и в среду, и в пятницу. Вот почему неделю мытаря и фарисея называют еще сплошной или всеядною. Она служит нам напоминанием, что один внешний, телесный пост без поста внутреннего, то есть без сердечного сокрушения и покаяния, НИЧЕГО НЕ ЗНАЧИТ!
Следующая неделя, приближающая нас к Великому посту, называется неделей блудного сына . Ее название также связано с тем, что в воскресный день, с которого она начинается, за Божественной литургией читается причта о блудном сыне (Лк. 15, 11-32).
В этом евангельском чтении Святая Церковь обращает наше внимание на то, что в каком бы греховном состоянии ни был человек, как бы ни было глубоко его падение, он не должен отчаиваться в своем спасении. Нужно только одно — с сердечной верой и покаянием обратиться ко Господу. Господь же всегда с радостью приемлет обращающегося к Нему, как это сделал отец в евангельской притче по отношению к своему вернувшемуся сыну.
Бездна милосердия Божия всегда глубже всякой бездны нравственного падения человеческого!
Притча о блудном сыне нам также показывает, как легко и быстро развивается грех в душе человека — при попустительстве он растет подобно снежному кому!
За неделей блудного сына следует неделя о Страшном Суде. По-другому она называется мясопустной, так как с этой недели прекращается вкушение мяса. В воскресный день, начинающий мясопустную неделю , в последний раз перед Великим постом вкушается мясная пища — происходит заговенье на мясо, что вовсе не предполагает объядения.
Название этой недели также связано с темой воскресного евангельского чтения. В этот день за Божественной литургией читается притча Спасителя о Страшном Суде (Мф. 25, 31-46).
Не случайно эта притча предлагается нашему вниманию после притчи о мытаре и фарисее и притчи о блудном сыне. Кого не тронули ни образ смирения мытаря, ни бедствия блудного сына, тем Церковь почла нужным представить грозную картину Страшного Суда с целью побуждения к раскаянию и сокрушению. В песнопениях этой недели собрано все величественное и трогательное, что может пробудить человека от беспечности и внушить страх Божий.
Перед воспоминанием Страшного Суда Святая Церковь призывает нас к молитве об усопших, ожидающих Суда Божия. Поэтому она положила совершать заупокойную службу в субботу перед неделей о Страшном Суде. Вот почему мясопустная неделя, всегда предваряется Вселенской родительской (мясопустной) субботой , когда совершается поминовение всех почивших православных христиан.
Мясопустная неделя или неделя о Страшном Суде называется еще сырной неделей. В эти дни церковный Устав запрещает вкушать мясную пищу. Из скоромных продуктов на трапезе благословляется молочная пища, яйца и сыр.
Нельзя не увидеть в этом заботу Святой Церкви о человеке: не сразу, не в один день начинается пост, нет! Постепенно, неделя за неделей…
Сырная седмица или неделя называется также сплошной, так как в среду и в пятницу пост отменяется. Есть и еще одно название этих дней — масленица.
К сожалению, до сих пор это время в большинстве случаев связывают с безудержным весельем, гуляньями, изобильными яствами. А ведь масленица – это преддверие поста! Она должна настроить нас на достойное вступление в великопостные дни. Поэтому нужно проводить ее не в безудержном развлечении, а в воздержании!
К сожалению, некоторые нехристианские пословицы и поговорки, как например: “Масленица – объедуха, деньгам приберуха”, формируют неправильное отношение к таким важным дням в жизни каждого христианина.
Будем помнить, дорогие братья и сестры, что время масленицы дается нам не для веселья и развлечения, а для того, чтобы мало-помалу мы привыкли к подвигу поста!
Вот почему в дни сырной недели Святая Церковь наложила запрещение на многое такое, что разрешается в другие седмицы. Так, например, в период масленицы уже отменяются венчания; в среду и пятницу не полагается служить Божественную литургию; запрещается вкушение мясной пищи. Именно на этой неделе начинается чтение великопостной молитвы преподобного Ефрема Сирина “Господи и Владыко живота моего…” с коленопреклонениями.(впервые эта молитва звучит вечером в среду сырной седмицы)
Все это напоминает нам, что время поста уже настало.
Не случайно также и то, что заканчивается эта неделя воспоминанием Адамова изгнания из Рая , – уместно ли здесь думать о забавах?!
Будем помнить слова великого русского святого – святителя Тихона Задонского, сказанные по этому поводу: “Если … всегда худо и грешно проводить время в безчиниях, то особенно грешно так проводить седмицу сырную, как преддверие святого поста!”.
Будем помнить также, что в дни подготовки к посту мы с большим усердием должны настраивать себя на неосуждение ближнего и на искреннее прощение ему его недостатков.
В связи с этим хочется рассказать случай из жизни одного из отцов нашей Церкви:
Однажды в скиту было собрание по случаю падения одного брата. Отцы говорили, авва же Пиор – молчал. Потом он встал и вышел, взял суму, наполнил ее песком и стал носить на своих плечах. Потом он насыпал также немного песку в корзинку и также носил её. Отцы спросили его: “Что бы это значило?”. Он же сказал: “Эта сума, в которой много песку, означает мои грехи; много их, но я оставил их позади себя, чтобы не плакать о них. В корзине же – немногие грехи брата моего. Они впереди у меня, я рассуждаю о них и осуждаю брата. А не должно бы так делать! Лучше бы мне свои грехи носить впереди, скорбеть о них и просить Бога о помиловании меня!”. Выслушав сие, отцы встали и сказали: “Вот истинный путь спасения!”.
Так пусть наше шествие к великопостным дням станет для каждого из нас путем воистину спасительным, возводящим нас к Солнцу Правды!
Приготовление к посту начинается задолго до него и призывает к размышлению о его значении. Каждое из воскресных евангельских чтений посвящено одной из основных сторон покаяния.