В каждой местности, у каждого возраста есть свои обычаи и особенности приветствий. Но если мы хотим жить в любви и мире с ближними, вряд ли куцые словечки «привет», «чао» или «пока» выразят глубину наших чувств и установят гармонию в отношениях.
За века христиане выработали особые формы приветствия. В древности приветствовали друг друга возгласом: «Христос посреди нас!», слыша в ответ: «И есть, и будет». Так приветствуют друг друга священники, совершая рукопожатие, трижды лобызая друг друга в щеку и целуя друг у друга правую руку. Правда, слова приветствия священников могут быть и иными: «Благослови».
Преподобный Серафим Саровский обращался ко всем приходящим со словами: «Христос Воскресе, радость моя!» Современные христиане так приветствуют друг друга в пасхальные дни — до Вознесения Господня (то есть на протяжении сорока дней): «Христос Воскресе!» — и слышат в ответ: «Воистину Воскресе!»
В воскресные и праздничные дни у православных принято приветствовать друг друга взаимным поздравлением: «С праздником!»
При встрече мужчины-миряне обычно целуют друг друга в щеку одновременно с рукопожатием. В московском обычае при встрече принято троекратно целоваться в щеки — женщинам с женщинами, мужчинам с мужчинами. Некоторые благочестивые прихожане привносят в этот обычай особенность, заимствованную из монастырей: троекратное взаимное лобызание в плечи, по-монашески.
Из монастырей пришел в быт некоторых православных обычай просить разрешения войти в комнату следующими словами: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». При этом находящийся в комнате, если позволяет войти, должен ответить «Аминь». Конечно, такое правило можно применять лишь среди православных, едва ли оно применимо к мирским людям.
Монастырские корни имеет и другая форма приветствия: «Благословите!» — причем не только священника. И если батюшка в таких случаях отвечает: «Бог благословит”, то мирянин, к которому обращено приветствие, говорит в ответ также: «Благословите!» Уходящих из дома на учебу детей можно напутствовать словами «Ангела-хранителя тебе!», перекрестив их. Можно пожелать также ангела-хранителя направляющемуся в дорогу или сказать: «Храни тебя Господь!». Такие же слова православные говорят друг другу, прощаясь, или же: «С Богом!», «Помощи Божией», «Прошу твоих святых молитв» и тому подобное.
Как обращаться друг к другу. Умение обратиться к незнакомому ближнему выражает или нашу любовь, или наш эгоизм, пренебрежение к человеку. Дискуссии 70х годов о том, какие слова предпочтительнее для обращения: «товарищ», «сударь» и «сударыня» или «гражданин» и «гражданка», вряд ли сделали нас доброжелательнее друг к другу. Дело не в том, какое именно слово избрать для обращения, а в том, видим ли мы в другом человеке такой же образ Божий, как и в себе.
Конечно, примитивное обращение «женщина!», «мужчина!» говорит о нашем бескультурье. Еще хуже вызывающе-пренебрежительное «эй, ты!» или «эй!».
Но, согретое христианской приветливостью и доброжелательностью, любое доброе обращение может заиграть глубиной чувств. Можно использовать и традиционное для дореволюционной России обращение «госпожа» и «господин» оно особо уважительно и напоминает всем нам, что каждого человека надо почитать, поскольку каждый носит в себе образ Господа. Но нельзя не учитывать, что в наши дни это обращение все же носит более официальный характер и иногда из-за непонимания его сути негативно воспринимается при обращении в быту — о чем можно искренне пожалеть.
Обращаться «гражданин» и «гражданка» уместнее скорее для работников официальных учреждений. В православной же среде приняты сердечные обращения «сестра», «сестричка», «сестрица» к девушке, к женщине. К замужним женщинам можно обратиться «матушка» — кстати, этим словом мы выражаем особое уважение к женщине как к матери. Сколько тепла и любви в нем: «Матушка!». Вспомните строки Николая Рубцова: «Матушка возьмет ведро, молча принесет воды…» Жен священников тоже называют матушками, но добавляют при этом имя: «матушка Наталья», «матушка Лидия». Такое же обращение принято и к игумений монастыря: «матушка Иоанна», «матушка Елисавета».
К юноше, мужчине можно обратиться «брат», «браток», «братишка», «друг», к более старшим по возрасту «отец», это знак особого уважения. Но вряд ли правильным будет несколько фамильярное «папаша». Будем помнить, что «отец» великое и святое слово, мы обращаемся к Богу «Отче наш». И священника мы можем называть «отец». Монахи нередко называют друг друга «отче».
Обращение к священнику. Как взять благословение. К священнику не принято обращаться по имени-отчеству, его называют полным именем — так, как оно звучит по-церковнославянски, с прибавлением слова «отец»: «отец Алексий» или «отец Иоанн» (но не отец Иван»!) либо (как это принято у большинства церковного народа) «батюшка». К диакону можно также обратиться по имени, которому должно предшествовать слово «отец», или же «отец диакон». Но у диакона, поскольку он не имеет благодатной силы рукоположения во священство, благословение брать не положено.
Обращение «благословите!» это не только просьба преподать благословение, но и форма приветствия священника, с которым не принято здороваться мирскими словами вроде «здравствуйте». Если вы в этот момент находитесь рядом с батюшкой, то надо, совершив поясной поклон, коснувшись пальцами правой руки пола, затем встать перед священником, сложив руки ладонями вверх — правую поверх левой. Батюшка, осеняя вас крестным знамением, произносит: «Бог благословит» либо: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» — и кладет свою правую, благословляющую руку на ваши ладони. В этот момент мирянин, получающий благословение, целует руку священника. Бывает, целование руки приводит в смущение некоторых новоначальных. Смущаться не следует — мы не священнику руку лобызаем, а самому Христу, который в этот момент невидимо предстоит и благословляет нас… И прикасаемся мы устами к месту, где на руках Христовых были раны от гвоздей…
Мужчина, принимая благословение, может после целования руки священника поцеловать его щеку, а затем опять руку.
Батюшка может благословить и на расстоянии, а также наложить крестное знамение на склоненную голову мирянина, коснувшись за» тем ладонью его головы. Не следует лишь перед тем, как взять благословение у священника, осенять себя крестным знамением — то есть «креститься па священника». Перед тем, как взять благословение, обычно, как мы уже говорили, совершается поясной поклон с касанием рукой земли.
Если вы подходите к нескольким священникам, благословение надо брать по старшинству — вначале у протоиереев, затем у иереев. А если священников много? Можно взять благословение у всех, но можно также, совершив общий поклон, сказать: «Благословите, честные отцы». В присутствии правящего архиерея епархии епископа, архиепископа или митрополита — рядовые священники благословения не дают, благословение в таком случае следует брать только у архиерея, естественно, не во время литургии, а до нее или после. Клирики же в присутствии архиерея могут в ответ на ваш общий к ним поклон с приветствием «благословите» ответить поклоном.
Бестактно и неблагоговейно выглядит ситуация во время богослужения, когда кто-то из священников направляется из алтаря к месту исповеди или для совершения крещения, а множество прихожан в этот момент бросаются к нему за благословением, тесня друг друга. Для этого есть другое время — у батюшки благословение можно взять и после службы. Тем более что при прощании благословение священника тоже испрашивается.
Кому первому подходить под благословение, к целованию креста в конце службы? В семье это делает сначала глава семейства — отец, затем мать, а потом уж дети по старшинству. Среди прихожан первыми подходят мужчины, затем женщины.
Надо ли брать благословение па улице, в магазине и т. д.? Разумеется, хорошо это сделать, даже если батюшка в гражданской одежде. Но вряд ли уместно протискиваться, скажем, к батюшке на другой конец автобуса, полного людей, чтобы взять благословение, — в таком или подобном случае лучше ограничиться легким поклоном.
Как обращаться к батюшке — на «вы» или на «ты»? Конечно, к Господу мы обращаемся па «ты» как к самому близкому для нас. Монахи и священники между собой обычно общаются на «ты» и по именам, но при посторонних непременно скажут «отец Петр» или «отец Георгий». Прихожанам же к батюшке все же уместнее обращаться на «вы». Даже если у вас с вашим духовником сложились столь близкие и теплые отношения, что в личном общении вы с ним на «ты», вряд ли стоит делать так при посторонних, в стенах храма такое обращение неуместно, режет слух. Даже некоторые матушки, жены священников, при прихожанах стараются из деликатности обращаться к батюшке на «вы».
Существуют и особые случаи обращения к лицам в священном сане. В Православной Церкви в официальных случаях (во время доклада, выступления, в письме) принято к священнику-благочинному обращаться «Ваше Преподобие», а к настоятелю, наместнику монастыря (если он игумен или архимандрит) обращаются «Ваше Высокопреподобие» или «Ваше Преподобие», если наместник иеромонах. К епископу обращаются «Ваше Преосвященство», к архиепископу или митрополиту — «Ваше Высокопреосвященство». В разговоре к епископу, архиепископу и митрополиту можно обратиться и менее официально «владыко», а к наместнику монастыря — «отец наместник» или «отец игумен». К Святейшему Патриарху принято обращаться «Ваше Святейшество». Эти наименования, естественно, не означают святости того или иного конкретного человека — священника или Патриарха, они выражают народное уважение к священному сану духовников и святителей.