В каком возрасте вашему малышу пора собираться в школу? Ведь иногда случается, что активный, сообразительный и любознательный малыш, переступив ее порог, вдруг становится вялым, скучным, апатичным и капризным.
Обычно так происходит, когда учебная нагрузка оказывается для него чрезмерной и все силы уходят на преодоление сложностей. Как правило, это означает, что взрослые поторопились.
Многие родители считают, что если их ребенок научился читать и считать, то его пора отдавать в школу. А ведь известны случаи формирования навыков чтения у детей в возрасте двух с половиной и трех лет!
В 1995 году в России была разработана методика под названием «Читать раньше, чем ходить», позволяющая научить ребенка составлять из кубиков слова и словосочетания уже в возрасте от года до полутора лет.
Однако все это не означает, что в столь раннем возрасте дети готовы к систематическому, организованному обучению в школе. Умения читать, писать и считать являются лишь проявлениями или признаками умственного развития ребятишек и не могут служить критерием уровня их психофизического развития, а тем более готовности их к обучению в школе.
Российские педагоги не рекомендуют отдавать детей в школу ранее семи лет без консультации с психологом. Начало школьных занятий для неподготовленного ребенка станет «серьезным психологическим ударом» — заявляет профессор кафедры общей психологии Московского государственного педагогического университета Юрий Арзуманов.
Шестилетками считаются дети, достигшие возраста от пяти с половиной до шести с половиной лет. Их обучение ведется столь же интенсивно, как и обучение семилеток. В возрасте 6-7 лет не только каждые полгода, но и каждые два-три месяца очень существенны для развития детей.
Шестилетки еще принадлежат дошкольному миру. Эти детки, безусловно, способны усваивать материал. Но у них еще сохраняется острая потребность играть. В подготовительных группах детского сада идет обучение, но в игровой форме, позволяющей дошкольнику без особого эмоционального напряжения учиться и развиваться.
Школа с такой задачей полноценно справиться не может. Ведь в первую очередь необходимо дифференцировать класс на шестилеток и семилеток. Но учитель ведет себя одинаково по отношению и к тем, и к другим. А это пагубно сказывается и на здоровье детей, и на их психоэмоциональном развитии.
Шестилетки в итоге перегружаются. Тогда, когда они еще не умеют полностью управлять своим поведением, им приходится примерно сидеть несколько уроков, не кричать, не бегать, не прыгать, поднимать руку всякий раз, когда у них есть ответ на вопросы педагога.
Конечно, не все так однозначно. Некоторые дети и до восьми лет сохраняют свою игровую мотивацию в силу каких-либо причин. А есть одаренные детки, которые и в пять лет настолько владеют собой, у них настолько развиты произвольность и чувство контроля за своими действиями, что им нетрудно просидеть над одним делом часа три.
Дети развиваются неодинаково. И хотя многие родители смело отдают шестилеток в школу, некоторые семьи понимают, что для их детей школа в таком возрасте еще непосильна. Они вправе сами определить, готов ли их ребенок к школе. Отдавать в школу неокрепшего ребенка — это значит окончательно подорвать его здоровье.
Врачи-гигиенисты, считают, что самые идеальные условия для первоклашек-шестилеток — детские дошкольные учреждения. Они наиболее приспособлены для режима учебы, отдыха, развлечения и питания первоклашек.
В семилетнем возрасте ребенок физически более устойчив к воздействиям внешней среды.Практика показывает, что мальчиков стараются отдать в школу как можно раньше. Мотивы родителей ясны: они стараются просчитать все возможные шансы на поступление детей в вуз и на отсрочку от военной службы.
А вот родители девочек, как правило, не торопятся — им хочется продлить ребенку детство. А вот родители девочек, как правило, не торопятся — им хочется продлить ребенку детство.
Сложность заключается в том, что именно девочки по всем психофизиологическим законам созревают для дисциплинарной школьной среды гораздо раньше, чем мальчики. Недоигравшие мальчики — горе для учителя и сплошные проблемы для самого ребенка.
Первый класс — это, прежде всего, обучение письму. По действующей сейчас методике детей обучают так называемому безотрывному письму.
Согласно последним исследованиям отечественных физиологов, оно противоречит возрастным особенностям ребёнка, поскольку требует от первоклассников нецелесообразных движений. Это, в свою очередь, приводит к задержке дыхания, а задержка дыхания — к кислородному голоданию мозга (гипоксии). Поэтому у многих шестилеток процесс освоения прописей происходит крайне болезненно.
Кроме того, надо помнить, что детей, поступивших в школу раньше положенного возраста, подкарауливают сложности в курсе математики. Этот предмет обычно меньше всего пугает родителей. Что там такого в первом классе — два плюс два!
Действительно, в первом классе, скорее всего, все пройдет более или менее гладко. Проблемы настигнут ребенка во втором и в третьем классе. Там он столкнется с составными задачами, к которым не будет готов исключительно в силу возраста.
В процессе принятия важного решения на этот счёт обязательно проконсультируйтесь со специалистами, которые вели занятия с вашим ребенком в детском саду, при подготовке к школе и т.д.
Важно прислушаться к их рекомендациям. Выясните, насколько он усидчив. Если ребенок чрезмерно возбудим — справиться со школьной дисциплиной ему будет труднее. Возможно, пока стоит отводить вашему чаду больше времени на игровую деятельность.
Детишки, не посещавшие детский сад, практически всегда испытывают трудности в общении с детьми и тяжело адаптируются к школе. Если ваш ребенок много времени проводил дома, наедине со взрослыми, то отдавать его учиться в 6 лет рановато.
За год отсрочки малышу необходимо предоставить возможность попробовать себя в самых разных направлениях: спорте, рисовании, лепке — тогда он посредством занятий получит дополнительные возможности развиваться, приучится к дисциплине, тесно пообщается со сверстниками.
Лучшим для начала учебы считается возраст 6,5 — 7 лет. Он выбран методистами не случайно — дело в том, что именно к этому времени у малыша «появляется потребность сменить игровую деятельность на учебную, так как игра перестает быть для него лучшим источником развития».
И все же бывают такие ситуации, когда родители не отдают своё чадо в школу раньше достижения им 8 лет, желая «продлить ему детство». Психологи же от этого предостерегают — принимая решение «попридержать» ребёнка дома, стоит задуматься о тех проблемах, которые возникнут лет через одиннадцать не будет ли ваш «малыш» выглядеть переростком на фоне однокашников?
Бывает, что способных детей отдают в школу на год-два раньше и потом, когда ребенок подходит к подростковому возрасту, у него появляются проблемы. Интеллектуально, в плане освоения учебного материала, он находится на одном уровне с одноклассниками, может быть, даже опережает их, но в эмоциональном развитии он еще им не соответствует. Одним словом, если папы и мамы сами не могут понять — отдавать малыша в класс или нет — лучше обратиться за советом к психологу.
По мнению специалистов, для успешного овладения грамотой и письмом ещё до начала обучения у ребёнка должны быть сформированы необходимые для этого предпосылки:
1. Полноценное владение речевыми звуками (правильное их произношение, умение различать на слух, а также определять присутствие и примерное место заданных звуков в слове).
2. Достаточный словарный запас (умение подбирать синонимы и антонимы, родственные слова; употреблять слова, имеющие абстрактное значение, приставочные глаголы, существительные, обозначающие профессии или названия спортсменов по видам спорта, а также сложные существительные и прилагательные, притяжательные прилагательные и др.).
3. Умение грамматически правильно оформлять предложения и образовывать от одних слов другие, иными словами — «сформированность грамматических систем».
4. Владение связной речью.
5. Сформированность представлений о форме и величине предметов и их расположенность в пространстве по отношению друг к другу.
Одним словом, развитие устной речи — главное условие быстрого овладения грамотой и письмом. Конечно, нельзя забывать о полноценности таких психических функций у ребёнка, как память, внимание, мышление и др. Важна и развитая ручная моторика.
Однако нередко «проблемными» становятся дети, приходящие в 1-й класс с большим багажом навыков и умений, в том числе — умеющие читать. Такие дети обычно быстро теряют интерес к учебе, поскольку «всё знают», и останавливаются в развитии.
Специалисты считают, что всё-таки лучше, если ребёнок к моменту поступления в школу умеет читать. Но если у родителей возникает беспокойство, что его чадо «слишком много знает», имеет смысл отдать сына или дочь в гимназию, где уровень обучения будет оптимальным для поддержания интереса к учебе.
Возможные предпосылки для отмены шестилетнего старта.
Социальные противопоказания:
Единственный ребенок, воспитывающийся в большой семье. В такой ситуации одновременная вовлеченность 3-5 взрослых в процесс обучения ребенка будет достаточно высокой. Масса родственников станет контролировать успехи одного малыша. Для шестилетнего ребенка такой психологический прессинг, такая мера ответственности слишком велики.
Выбор привилегированной школы, гимназии или лицея, как правило, связан с ежедневными, часто длительными, поездками туда и обратно. Программы обучения в таких учебных заведениях усложнены, значит, к высоким интеллектуальным нагрузкам добавится усталость от длительного путешествия и раннего подъема, а это уже грозит здоровью и психическому развитию шестилетнего малыша. К семи же годам выносливость организма существенно повышается.
Психологические противопоказания:
Низкий уровень мотивационной готовности к обучению. Ребенок еще не наигрался, у него не появилась тяга к теоретическим знаниям. Школьная дисциплина и ежедневные учебные занятия будут тяжелы для малыша. А время, проведенное в стенах школы, воспринимается ребенком как вычеркнутое из жизни.
Неблагоприятный психологический климат в семье. Некоторые родители, переживая «не лучшие времена», полагают, что учеба отвлечет от семейных неприятностей их ребенка. Однако, учеба в такой ситуации только провоцирует дополнительные трудности. Семейные проблемы мешают детям полноценно учиться, особенно в стенах дома. Успеваемость неминуемо снижается, что становится лишним поводом для домашних раздоров.
Рождение братика или сестрички. Первоклассник и грудной ребенок — не самое лучшее сочетание. Ночной плач, суета, недосыпание и общее утомление спровоцируют плохой школьный старт, а дальше ситуация вполне может превратиться в снежный ком. Если в вашей семье случается такое совпадение, то оставьте шестилетнего ребенка в садике.
Медицинские противопоказания:
Различные психические и соматические заболевания, недавно перенесенные травмы головного мозга и позвоночника. Как бы хорошо ни был подготовлен малыш к школе, учебный режим потребует от него напряжения умственных и физических сил, что может привести к рецидивам и осложнениям. За год ситуация значительно изменится в лучшую сторону, да и в целом ребенок окрепнет. Эта рекомендация касается и часто болеющих детей. Низкий иммунитет и связанные с этим часто возникающие заболевания могут привести к серьезным перегрузкам.
Вы решились…
Документы, необходимые при поступлении в школу: медицинская карта; заявление родителей или их заменяющих лиц с просьбой о приёме в школу (и в группу продлённого дня); справка ЖЭКа о прописке; паспорт одного из родителей; копия свидетельства о рождении ребёнка
www.greenmama.ru