Один знакомый протестант как-то говорил мне с легким укором: «Как легко быть православным! Нагрешил — покаялся — пошел дальше грешить. Зашел в церковь, помянул «за здравие», «за упокой», поставил свечку — и все в порядке. А там — живи, как знаешь».
Возражать на это трудно. У многих из нас так и есть. На груди — крестик, в кармане — «Живый в помощи…», в уголке — иконочки, перед ними — лампадочка. Вот и все Православие. Пришел праздник — сходим в храм, а потом — за стол (а чаще — сразу за стол). В Крещение — берем водичку, в Пасху — красим яички…
Если бы действительно в этом и состояло православное христианство, то правы были бы все те, кто считает его христианством искаженным и извращенным. Но, слава Богу, Православие состоит не в этом. И хотя нам бесконечно дороги обряды, обычаи, все внешние формы благочестия, но не в них главное. Главное же в Православии — Христос. Чем ближе мы к Нему, чем лучше мы Его знаем, чем больше мы Ему доверяем, чем более мы Ему верны — тем более мы православны.
Быть православным — значит следовать за Христом. Об этом напоминает Церковь в середине Великого поста, когда в центр храма выносится Крест Господень и когда на Литургии звучат властные слова Спасителя: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8, 34).
«Кто хочет идти за Мною…» А кто не хочет? Таких очень много. Не хотят все неверующие, и в этом нет ничего удивительного. Какой смысл идти за Тем, в Кого ты не веришь? Но мы, верующие, хотим ли мы следовать за Христом? Время вновь задать себе этот вопрос сейчас, на полпути к Воскресению. Хочу ли я следовать за Христом и следую ли? Вероятно, все мы, отвечая, разделились бы на три группы: те, кто не хочет; те, кто хочет, но не получается; те, кто действительно следует за Ним. Первые — вовсе не христиане, хоть и называются таковыми. Последние — святые. Большинство же из нас — посередине, среди тех, кто хочет, но не удается; пытается, но не выходит.
Нам дорог Христос, мы с волнением читаем Евангелие, восхищаемся святыми. Заповеди Христовы для нас не пустой звук, а подлинно «глаголы вечной жизни». И все же дальше желаний быть настоящими христианами дело часто не идет. Почему? Преподобный Серафим Саровский объяснял: «Не хватает решимости».
Но на что нужно решиться? С чего начать следование за Христом? Господь отвечает: «Отвергнись себя!» Как? Мы ведь так любим себя, так дорожим собою, так возимся с собою и так себя жалеем. А тут — отвергнись себя! Неужели перестать себя любить? Возможно ли это?
Думаю, что нужно и любить себя, и, тем более, уважать. Но только правильной, настоящей любовью. Я знаю, что во мне есть образ Божий и есть то, что его искажает. И я знаю, что настолько испорчен, немощен, несовершенен, что образа Божия во мне почти не разглядеть сквозь всякие наслоения, и эти наслоения так обильны и рельефны, что кажется, будто в них-то и есть весь я. Мое подлинное «я», прекрасное и богоподобное, сокрыто и забыто; но его-то и нужно любить, уважать, его-то и нужно очистить и восстановить в изначальной цельности и красоте, а потому отвергнуться ото всего, налипшего на душу, привнесенного в нее падшим миром, лежащим во зле. Возненавидеть самость, эгоизм, возненавидеть все суетное, закрывающее Небо и тянущее к земле.
Отвергнуться себя — значит понять, что не все, что во мне, — это я, что у меня нет выбора: посвятить жизнь тому, чтобы во мне восторжествовал, засиял, изобразился Христос или остаться с тем, что я представляю из себя сейчас. Или отвергнуться себя такого, какой я есть, — порочного, самолюбивого, страстного — или отвергнуться Христа. Мы же часто хотим быть и со Христом, и со своими пороками. Мы, обманывая себя, как бы говорим: «Завтра, Господи, я постараюсь быть таким, каким Ты хочешь меня видеть, а сегодня разреши мне еще побыть таким, какой я есть». Но в последнее воскресенье перед Постом мы читали призыв апостола Павла: Наступил уже час пробудиться нам от сна (Рим. 13, 11). И если мы все еще говорим: «Завтра, завтра…», то скажем, наконец, теперь, когда Церковь поклоняется Кресту: «Сегодня».
«Сегодня, Господи, я начинаю жить не для себя, а для Тебя и ближнего моего, сегодня я отвергаюсь себя, беру крест свой и следую за Тобой».
Протоиерей Игорь Гагарин