Великий покаянный канон читается на Великом повечерии в каждом храме. Он разбивается на четыре части, и священник читает его четыре вечера. Православные считают для себя святой обязанностью прийти в храм каждый вечер. Для удобства людей служба начинается в шесть часов. Приходят обычно с книжечками Канона, чтобы не пропустить ни одного покаянного слова молитвы преподобного Андрея Критского.

Великий покаянный канон появился в седьмом веке, его автор — преподобный Андрей епископ Критский. В каноне 250 тропарей, но по словам настоятеля псковского храма Покрова Пресвятой Богородицы (от Торга) Андрея Вахрушева, «Великим» канон поименован не из-за своей продолжительности. Его величие составляет его принцип. Преподобный взял Ветхозаветную и Новозаветную истории и выбрал оттуда самые яркие примеры того, что делал с человеком грех, на какую степень падения он мог низвести человека, и, напротив, как укрепляла человека благодать Божия. Вчитываясь в Канон, можно увидеть всю Библейскую историю – падение первых людей Адама и Евы, развращение Древнего мира, праведный Ной, Содом и Гоморра, Манассия, блудница и разбойник – все собрано воедино, все человеческие падения, все отступления от Бога. Все это Преподобный Андрей, применяя к себе, проводит сравнения со своей собственной душой – и сравнение это не в пользу преподобного Андрея Критского. Перед нами стоит кающийся грешник, сравнивающий себя с грешниками Ветхого и Нового Завета, и понимающий, что его состояние, состояние его души гораздо хуже.

Обратите внимание на то, что «канон написан более тысячи лет назад, на другом языке, для другого народа, казалось бы, какое отношение он может иметь к нам, к нашим душам? Но православный человек никогда так не скажет. Это абсолютно личностный канон, который дает ощущение каждому, что «я сегодня делаю этот сравнительный анализ и иду по следам преподобного Андрея Критского». Этот сравнительный анализ состояния своей души преподобный Андрей Критский помогает нам сделать чтением Великого покаянного канона. Мы должны это делать и без канона, но Великий покаянный канон — мощный жезл, на который мы можем опереться на пути покаяния. Поэтому, когда мы отправляемся в поприще Святой Четыредесятницы, в первые четыре вечера, мы читаем этот Канон».

Нужно ли совершать земные поклоны во время чтения Великого покаянного канона Андрея Критского на каждый припев, а также на «Слава» и «И ныне»?

Отвечает священник Михаил Воробьев

Земные поклоны на каждом припеве (включая «славу» и «и ныне») Великого покаянного канона Преподобного Андрея Критского являются традицией старообрядцев. Знаменный распев, по которому поются эти припевы, предоставляет достаточно времени для истового совершения земного поклона, для которого используются специальные коврики, называемые подручниками. В храмах Православной Церкви молящиеся ограничиваются поясными поклонами, поскольку именно таковыми считаются упоминаемые в Типиконе «метания». Следует помнить, что правильный поясной поклон совершается так, чтобы пальцами руки дотронутся до земли или пола.

Оцените статью
Добавить комментарий