День Сретения Господня — 15 февраля по новому стилю — один из самых больших праздников Православной Церкви. В этот день не «зима с весной встречается» (как гласит околоцерковное поверье), а вспоминается одно из ключевых событий истории взаимоотношений Бога и человека: Богомладенца Христа, принесенного на 40-й день после рождения в иерусалимский Храм, встречает праведный Симеон. В этом событии Церковь видит встречу двух Заветов: на смену Ветхому Завету, который олицетворяет старец Симеон, приходит Завет Новый — который заключит с людьми воплощенный Мессия-Христос.
Пришло время, которого человечество ожидало не одно тысячелетие. В мир явился Тот, Кто станет победителем греха и смерти, Кто откроет всем народам путь в Царство Божие и будет искать каждую пропавшую овцу… Прозревая это, праведный Симеон, взяв младенца Иисуса на руки, произнес:
«Ныне отпускаешь Ты раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред лицом всех народов: свет во откровение язычникам и славу народа Твоего, Израиля».
Симеон увидел Христа — и он теперь может с миром «отойти к праотцам», то есть умереть, чтобы сойти в мрачный шеол, где томятся все усопшие, ожидая освобождения. И Симеон принесет им радостную весть: ждать осталось недолго, потому что я на своих руках держал Того, Кто разрушит ад.
Церковь поет в день празника: «Древний днями, давший в древности Закон на Синае Моисею, ныне видим как Младенец; и Закон исполняя, как Творец Закона, по Закону в Храм приносится и старцу вручается». Тот же Самый Бог, Который говорил на Синае с Мосиеем и установил иудейский Закон, теперь приносится в Храм как младенец, исполняя этот же Закон. В словах песнопения видно церковное учение о том, что во все времена Бог общался с человечеством в лице Сына. Поэтому, в частности, неправомочно изображать на иконах Бога Отца — Которого никто никогда не видел. «Ветхий деньми», то есть старец, в виде которого Бог являлся некоторым пророкам до воплощения Христа — это Тот же Сын Божий.
В день Сретения Господня в церквах по традиции освящаются свечи. Традиция эта происходит от древнего обычая устраивать в день Сретения шествие по городу с зажженными светильниками (наподобие крестного хода). Потом появилось поверье, что эти свечи охраняют жилища от «грома», т. е. повреждения грозой. На самом же деле в молитвах на освящение свеч на Сретение возносится Богу просьба о том, чтобы, как зажженные свечи своим светом разгоняют ночной мрак, так и наши души, просвещенные Духом Святым, избегали греховной тьмы («слепоты»).
Сретенская свеча важна как символ просвещенности сердца Духом Святым, а если этого нет и свеча воспринимается просто как «обряд» или «традиция», то она лишается своего смысла и вырождается в языческий магизм.
На Сретение также отмечается день православной молодежи. Почему именно в этот день? Сложно сказать, но мне думается, что выбран этот день не случайно. Молодость — это время, когда в жизни человека происходят, как правило, самые важные встречи. Встреча своей «половинки», с которой разделишь радости и печали всей дальнейшей жизни, встреча верных друзей, встречи, определяющие жизненный путь и, самое главное, встречи, которые закладывают в нашем сердце семена жизни вечной. Молодость — полное искушений, но и благодатное время!
С праздником же, друзья! Пусть у каждого из нас в жизни будет больше настоящих, подлинных встреч — «сретений» — и друг с другом, и с Богом.
Дудченко Андрей, свящ.