Во дни царя Декия и соправителя его Валериана при военачальнике Прове, недалеко от города Рима, в уединенном и малоизвестном месте, находился один небольшой женский монастырь. В нем подвизались несколько добродетельных постниц, в числе коих находилась, престарелая летами и совершенная в добродетелях, игумения София. В монастыре том проживала блаженная дева Анастасия, родом из Рима, оставшаяся трех лет по смерти своих родителей. София воспитала ее в своем монастыре и научила всем добродетелям, так что в посте, подвигах и во всяких трудах она превосходила всех прочих. Достигнувши двадцатилетнего возраста, Анастасия стала чрезвычайно красивой, так что некоторые из знатных римских граждан, прослышавши о ее красоте, страстно желали взять ее в жены. Но святая дева, вменивши все в ничтожество, соделалась Христовою невестою и, для Него соблюдая свое девство, день и ночь проводила в молитвах. Диавол не один раз покушался отвести Христову невесту от ее равноангельской жизни и склонить ее к жизни в миру, желая смутить ее нечести¬выми мыслями, соблазнами лукавых уст и различными иными своими ухищрениями. Но он нисколько не успе¬вал в своей брани против той, в немощном естестве кото¬рой вселилась сила Христова, попирающая проклятую главу змия девическими ногами. Не имея возможности этим способом одержать победу над непобедимой Хрис¬товой невестой, диавол явно восстал на нее, воздвигнув¬ши лютых мучителей. В то время было сильное гонение на христиан, и диавол научил некоторых из неверующих, враждующих против христиан, чтобы они оклеветали Анастасию перед военачальником Провом. Придя к нечестивому сему человеку, язычники стали говорить ему, что в одном уединенном месте между бедными и живу¬щими без мужей женщинами проживает некая девица Анастасия, подобной коей по красоте нет во всем Риме.
— Эта девица, — говорили они, — не только не хочет иметь мужа, но над образом жизни нашей надругается, насмехается над богами нашими и верует в Распятого.
Услышав о красоте Анастасии, военачальник немедленно послал своих слуг привести ее. Пришедши, слуги долго не могли отворить ворот монастыря, так что принуждены были взять топоры и выломать двери. Постницы, увидавши сие, сильно убоялись и, отворивши другие двери со противоположной стороны, убежали из монастыря. Игумения же София не выпустила Анастасии, говоря:
— Дитя мое, Анастасия! Не страшись, потому что наступило время подвига, за который Жених твой Иисус Христос хочет увенчать тебя. Я не желаю, чтобы ты убегла из монастыря, не желаю лишить мученического венца тебя, мою жемчужину, которую я, взяв трех лет, воспитала и до настоящего времени охраняла, как зеницу ока.
Когда воины ворвались в монастырь, к ним вышла София со словами:
— Кого вы ищете и чего требуете?
Они ответили:
— Старица! Выдай нам девицу Анастасию, которую ты держишь при себе, так как военачальник Пров требует ее.
— Да, я с радостию отдам вам ее, — отвечала София, — только умоляю вас, господа, подождите часа два, пока я ее наряжу, чтобы она сделалась угодною глазам господина вашего.
Слуги, предположивши, что София желает украсить ее обычными мирскими одеждами и украшениями, согласились подождать. Мать же духовная, София, желая украсить свою дочь душевными красотами, дабы она соделалась угодною Жениху небесному, взяла и ввела ее в церковь. Поставив ее перед алтарем, София с плачем стала говорить ей:
—Дитя мое, Анастасия, теперь предстоит самым делом доказать тебе усердную любовь ко Господу. В настоящее время тебе надлежит стоять за своего возлюбленного Жениха-Христа, до крови и доказать, что ты истинная Его невеста. Возлюбленная моя дочь! Я умоляю тебя: не допусти обольстить тебя языку, изощренному наподобие бритвы, не обольщайся славою и подарками суетного мира и не страшись временных мук, которые исходатайствуют тебе вечную жизнь. Вот открыт перед тобою чертог Жениха; вот уготованный тебе одр покоя вечного; вот и сплетенный для тебя венец; вот уже тебя призывают на брак Жениха: иди же к Нему с веселием, иди обагренная кровию, как бы одетая в брачную одежду. Умоляю тебя, дитя мое, внимай словам моим и припомни мои труды и хлопоты о тебе, как я воспитала тебя, взяв тебя с детства и все старания прилагала к тому, чтобы представить тебя чистой невестой Царю славы. Об этом я заботилась, об этом молилась, этому обучала тебя день и ночь, именно, чтобы ты навсегда соединилась с Господом всем сердцем и душою. Итак, дочь моя, не посрами меня — твою мать, ныне перед Господом и не сведи преждевременно во гроб моей старости. Если я услышу что-либо о тебе такое, что противно Христовой любви, то я внезапно умру. А если услышу, что ты за любовь ко Христу стоишь крепко и за Него не щадишь своей жизни, тогда я буду матерью веселящеюся о своей дочери (Пс 112,9), «тогда вознесется яко единорога рог мой, и старость моя в елеи мастите» (Пс 91,11). Итак, дочь моя, не пощади твоей телесной красоты и не полюби временной жизни. Когда же тебя будут обольщать коварными словами, ты «не дай уклониться сердцу твоему к словам лукавым» (Пс 140,4), когда же станут устрашать мучениями — ты говори: «страха вашего не убоюся, ниже возмятуся, яко со мною Бог мой» (Ис 8,12); когда станут немилосердно бить тебя, ты «не убойся от убивающих тело, души же не могущих убити» (Мф 10,28). Станут ли терзать и строгать твою плоть, ты, в твоих страданиях, радуйся, потому что в своей плоти восполняешь лишение скорбей Христовых (Кол 1,24). Станут ли рассекать тебя на части, ты вспомни, что и волосы на голове твоей сочтены от Господа (Мф 10,30), Который сохранит все твои кости и ни одна из них не погибнет (Пс 33,21). Захотят ли отсечь тебе голову, ты смотри на главу всей церкви Христа, — Который есть слава твоя и возносит голову твою (Пс 3,4). Не бойся, дитя мое, жестокого страдания. Жених твой невидимо предстанет перед тобою, облегчит твои болезни и избавит тебя от тяжких мучений. И когда ты застонешь, Он даст тебе отраду; когда изнеможешь, Он укрепит тебя; когда падешь от ран, Он поднимет; когда наполнишься горестей по причине лютых язв, Он усладит твое сердце, прохладит твою душу и не отступит от тебя до тех пор, пока, исторгши тебя из рук мучителей, введет тебя в небесный Свой чертог и, созвавши все силы ангельские и лики всех святых, устроит для тебя веселие и увенчает тебя как Свою невесту нетленным венцом и ты станешь соцарствовать с Ним в вечной славе. Анастасия отвечала:
— Готово сердце мое пострадать за Христа, готова душа моя умереть за сладчайшего для меня Иисуса, так как все желания мои и воздыхания направлялись к тому, чтобы иметь возможность во свидетельство любви моей к дорогому для меня Господу, положить за него мою душу. Теперь же, так как наступило время исполнения моего желания, то я с радостью предстану перед моим мучителем и стану исповедовать всесвятое имя Бога моего. Ты, мать и госпожа моя, не бойся за меня, не сомневайся о моей юности: я верую Господу моему Иисусу Христу и Он укрепит меня, Свою рабу. Возлюбленная моя мать, моли и ты Его, чтобы Он не оставил меня и не отступил от меня до тех пор, пока я не окончу за имя Его подвиг мучения и не посрамлю восстающего на нас врага.
Беседа их продолжалась долее двух часов, так что посланные военачальником слуги, не дождавшись их, сами отправились за ними в церковь. Здесь они застали святых жен, которые занимались не телесным украшением, но умиленно беседовали и взаимно утешали и утверждали себя в Господе. Разгневавшись, они схватили Анастасию, как волки овцу, наложили железные цепи на ее шею, и потащили в город, где и привели ее к военачальнику. Она же, стоя перед ним, свои духовные очи обратила к своему Жениху, Христу. Все видевшие Анастасию удивлялись ее красоте, смиренному взору и кроткому лицу ее. Военачальник обратился к ней со словами:
— Какого ты рода; какой веры и как тебя зовут?
Потупивши взор, святая тихим голосом отвечала:
— Я дочь одного из граждан города Рима, воспитана я в христианском благочестии, а имя мое Анастасия.
Военачальник сказал:
— Сие имя у римлян не обычное и я не знаю, что значит Анастасия?
— «Анастасия», — отвечала святая, — значит «восстание», так как Бог восстановил меня говорить против тебя до тех пор, пока я не одолею отца твоего — сатану.
Военачальник продолжал:
—Девица, отвечай мне кротко, чтобы не побудить меня к гневу; ведь я щажу твою молодость и не хочу погубить твоей красоты; но послушай меня как отца, желающего разумно тебе посоветовать. Зачем ты прельстилась вредным учением христианским и понапрасну губишь свои годы, лишаясь хорошей жизни и сладостей, которые боги дали людям для веселья? Что за утешение избегать общества людей и проводить жизнь в уединении? Что за прибыль самовольно отдавать себя на мучение и смерть за Распятого? Не лучше ли поклониться нашим бессмертным богам, взять честного, благородного мужа, услаждаться сладостями, веселиться детьми, жить посреди добрых людей в славе и почете, владеть многим имением, золотом и серебром и не губить в крайней бедности и нищете своей жизни, дарованной богами для благополучного существования. Итак, я советую тебе, подойди и поклонись богам и немедленно будешь иметь мужа высокородного, почетного, славного и богатого, близкого к царскому престолу и имеющего большую силу. Вместе с ним и ты будешь пользоваться большим почетом и во все дни твоей жизни будешь наслаждаться всеми благами.
Святая Анастасия, поднявши опущенные вниз свои глаза и взглянувши на военачальника, на сии слова отвечала:
— Мой муж, мое богатство, жизнь и мое веселие — есть Господь мой Иисус Христос, от Которого ты не отвратишь меня твоими соблазнительными словами, не обольстишь меня, как Еву змий, не усладишь для меня горькой вашей погибели и страхом мучений не отлучишь меня от моего Господа, за Которого, если бы было возможно, я готова претерпеть мучение сто раз.
Военачальник приказал предстоявшим бить ее в лицо, приговаривая, так ли ты должна отвечать светлейшему властелину? Затем, желая посрамить ее, он приказал разодрать на ней одежду и нагою выставить ее перед всеми и спросил ее:
— Приятно ли тебе, девица, обнаженной стоять перед глазами всех?
— Безумный, бесстыдный и исполненный всяческой нечистоты, — отвечала святая, — это не мой стыд, но твой, так как Господь мой знает, что солнце никогда не видело моей наготы, а ты меня выставил нагою на глаза столь многих людей; знай, что ты посрамил себя больше, нежели меня. Ведь меня, ради сего стыда, Жених мой покроет одеждою славы, а тебя на веки покроет стыд лица твоего и всякий разумный человек теперь скажет: если бы военачальник не был бесстыжим и исполненным нечистой похоти, он не обнажал бы для зрелища всех девического тела.
И обратившись к обнажившим ее, она произнесла:
— Если вы обнажили мое тело, если приготовили для меня и орудие различных мучений, то зачем же вы медлите? Бейте, рубите, терзайте, покрывайте ранами обнаженное тело, покрывайте кровью открытый стыд; вот, вы видите меня приготовленную к мукам и не надейтесь, что-либо другое услыхать от меня, как только то, что я желаю умереть за моего Христа.
Тогда, по повелению военачальника, она была растянута и привязана к четырем столбам вниз лицом; под нее подложили огонь с серой и смолой и мучили ее снизу огнем и зловонным дымом, а по спине, без милости, били палками. Святая же Анастасия, страдая от ударов, задыхаясь в дыму и опаляемая огнем, терпела и вместо стона произносила до конца Давидов псалом: «Помилуй мя Боже». Она была до тех пор бита, пока не изнемогли палачи. После сего, отвязавши ее от столбов и снявши с костра, привязали ее к колесам и, вращая колесо, переломали все ее кости и изорвали жилы. Она же молилась ко Господу: «Прибежище мое и защитник мой, не отступай от меня, так как душа моя изнемогает в болезни и кости мои сокрушены».
После этой молитвы колесо вдруг остановилось, и святая мученица, отвязанная невидимою силою, оказалась совершенно невредимою и здоровою. Все бывшие здесь были страшно изумлены при виде такового чуда. Военачальник же не только не образумился, так как злоба ослепила его, но с большею свирепостию снова стал мучить святую иными муками: он приказал, повесивши, строгать ребра и терзать тело ее. Она же претерпевала все сие мужественно и к одному только Богу возводила свои очи, говоря: «Жених мой, взгляни на мою болезнь, которую я переношу ради тебя и благоволи ко мне, непотребной твоей рабе, чтобы сделалось для Тебя приятным пролитие моей крови, и чтобы я не была отвержена от лика святых мучениц».
После сего она была снята с дерева и военачальник, спросил ее:
— Анастасия! Хорошо ли тебе ныне?
— Весьма хорошо, — отвечала святая, — потому что, какое мучение за того, кого я люблю больше всей жизни моей, не стало бы для меня хорошим и приятным?
Военачальник продолжал:
— Если тебе мучения за Распятого доставляют удовольствие, то я увеличу их.
Он приказал бритвой отрезать сосцы ее. Истекая кровию, святая стала сильно изнемогать и попросила напиться воды. Один из стоящих там близко, по имени Кирилл, принес и подал ей воду. Она же, выпивши немного, сказала подавшему:
— Да не лишишься ты воздаяния от Господа, потому что Он сказал: «кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мк 9,41).
Военачальник сказал ей:
— Довольно ли для тебя мучений или желаешь еще подвергнуться мучениям?
— Делай, что хочешь, — отвечала святая, — мой Бог силен и укрепить мою изнемогающую силу на большие мучения, и низложить твою гордыню.
Мучитель приказал вырвать у нее с пальцев ногти, потом отсечь ее руки и ноги, а также выбить все ее зубы.
Святая стала снова изнемогать и попросила воды, а из уст ее изливалась река крови. Кирилл снова немного напоил ее. Мучитель, заметив Кирилла, напоившего водою мученицу и подумав, что он христианин (это было правда), приказал немедленно убить его мечом. И будучи усечен, блаженный Кирилл отошел ко Господу получить свою награду за чашу холодной воды, которою он, во имя Христа, напоил Христову мученицу. Освежившись водою, святая немного отдохнула и молилась, говоря: «Боже, Спасителю мой, не оставь меня»!
Когда же военачальник приказал отрезать ей язык, говорила святая:
— Беззаконный — кровопийца! Если ты отрежешь мне и язык, то сердце мое не перестанет взывать к Господу. Господь же послушает молящихся ему и в молчании.
Слуга, взяв клещи, вложил их в уста святой, сильно вытянул ими язык ее и отрезал. Народ стал возмущаться, укоряя и ругая военачальника за таковое лютое и бесчеловечное мучение. Военачальник же, разгневавшись на народ, приказал вывести святую за город и отсечь мечом честную ее голову. Таким образом, святая и достохвальная великомученица Христова Анастасия совершила подвиг мучения. Святое тело ее было брошено без погребения на съедение птицам и зверям, но, по Божественному покровительству, оно сохранилось неприкосновенным. С наступлением ночи блаженной старице Софии явился ангел и повелел ей взять лежавшее за городом на поле тело святой Анастасии. София, взяв чистое полотно, вышла из монастыря и не знала, куда идти. Усердно помолившись Богу, она пошла и, руководимая Самим Богом, дошла до места, где находилось святое тело духовной ее дочери, которое она стала лобызать и омывать, как бы водою, обильными слезами, с такими словами:
— Дочь моя возлюбленная, которую я воспитала в трудах и безмолвии, в посте и молитвах, сохраняла в девстве и целомудрии, поучала страху Божию и Его святой любви, сладчайшая дочь моя, о которой я всегда соболезновала до тех пор, пока до конца не пребыла ты верной Христу! Благодарю тебя, что ты послушала меня убогой своей матери и исполнила мое желание. Не понапрасну я трудилась для тебя, потому что ты предстала перед своим Женихом в брачном одеянии твоего непорочного девства, изукрасившись твоею кровию. Итак, умоляю тебя теперь, не как дочь, но как мать и госпожу мою, будь твоими к Богу молитвами утверждением в моей старости и, блаженствуя с Господом, поминай меня. Когда же Он повелит мне отойти от моего бренного тела, умоли благость Его, чтобы Он был милостив к моим грехам.
Плача так, она помышляла о том, что станет делать: ведь, она была одна, да притом и слаба: едва-едва ходила она с палкою и не имела возможности ни взять и понести то святое тело, ни там на месте похоронить его, и потому скорбела, недоумевая, что будет делать. И вот, по Божию усмотрению, какие-то два неизвестных ей мужа, почтенные на взгляд, добрые по словам, по вере христиане, заставши старицу плачущею над телом, помогли ей и, собравши отсеченные части тела, руки и ноги (так как они туда же были выброшены из города) и святую главу, все сие приложили к телу, каждый член к своему месту, и, обвивши полотном, понесли в некое особое и почетное место, где, при пении надгробных песнопений, прославляя Отца и Сына и Святого Духа, похоронили сие многоценное сокровище.
Молитва преподобномученице Анастасии Римляныне
Девственниц похвало и мучениц славо, Анастасие преподобная! К тебе во умилении сердец наших припадаем и твоего заступления у Господа о нас молим. Аще бо чистоте твоей не поревновахом и безбоязненнаго исповедания твоего не приобщихомся, паче же многими прегрешеньми и лютыми паденьми и отступствы гнев Божий привлекохом, но не хощем во гресех наших умрети и, на твоя мужеския подвиги взирающе, паки на одоление страстей наших ополчаемся. Сие же ведуще, яко кроме благодатныя помощи ничто же благое сотворити возможем, тую нам от Господа подати тебе просим. Ты бо, преподобномученице преславная, велие ко Владыце дерзновение стяжала еси, яко прославившая Его в чистой души твоей и в телеси твоем страдальчестем, зане вся прельщения и прещения мучителя презревши, искоренение же зубов и ногтей истерзание, и сосцев и рук и ног отсечение сладце претерпевши, дерзновенно вопияла еси: «Христос есть богатство мое и похвала». Темже от того богатства и нашей нищете духовная подаждь дарования и от безмерных прегрешений живот наш соблюди, мир и безмятежие нам испроси, от нужды и уныния нас предстательством твоим огради, друг ко другу нас в послушании и братолюбии настави и ко Господу очи сердец наших всегда возводи, во еже присно славити нам Отца и Сына и Святаго Духа державу, и твое теплое предстательство во веки веков. Аминь.
Тропарь преподобномученице Анастасии Римляныни
Тропарь, глас 6
Агнице Твоя, Иисусе, Анастасия зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю и тебе ищущи страдальчествую, и сраспинаюся и спогребаюся крещению Твоему, и стражду Тебе ради яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя да и живу с Тобою, но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся Тебе. Тоя молитвами, яко милостив, спаси души наша.
Кондак, глас 4
Девства водами очищена преподобная, мученчества кровьми Анастасие венчавшися, подаеши сущым в нуждах, недугов исцеление и спасение, приступающым от сердца: крепость бо тебе подает Христос, источаяй благодать приснотекущую.
Свт. Димитрий Ростовский
Эту святую именуют девой-преподобномученицей, потому что она ещё в юности стала монахиней и мужественно претерпела страдания ради Христа. Происходила святая Анастасия из знатного и богатого римского семейства, но всё оставила ради подвигов монашеской жизни. Враг рода человеческого с первых дней пребывания в монастыре сильно ополчился на юную деву. Трудно было молодой, красивой, изнеженной девушке совершенно отречься от радостей мирской жизни, забыть о них, переродиться, стать новым человеком, достойным ангельского монашеского чина. Но благородная римлянка обладала редкостным мужеством и решимостью и с Божией помощью одержала победу над врагом.
Мученический венец был ей наградой за подвиг. В то время (III век) Римской империей управлял ревностный язычник Диоклетиан. Он полагал, что виной ослабления и разрушения империи является христианство во всех городах и весях, управляемых Римом; тех, кто отказывался поклониться языческим идолам, мучили и убивали. Три первых века утверждения Церкви Христовой кровь христиан лилась рекой, а их становилось всё больше, и, можно сказать, в те времена все христиане были святыми, потому что каждый, принимая Крещение, был готов к смерти ради Христа, смерти мучительной.
Ворота монастыря, где жила святая дева, римские воины выломали и схватили из всех монахинь именно Анастасию, видимо, потому, что она более других была достойна мученического венца. В те времена для язычников Рима смотреть на мучения христиан было всего лишь одним из интересных зрелищ. Деву поставили на середину арены, раздели, били, жгли на огне… Только с Божией помощью можно было перенести все эти страдания. Она вынесла всё и не отреклась от Христа. Её тело несколько дней лежало непогребенным, но ни звери, ни птицы не трогали его. Под покровом ночи благочестивые христиане похоронили святую мученицу в Риме. Ныне мощи её покоятся в монастыре преподобного Григория на Святой Горе Афон. Братия обители благодарят Бога за эту великую милость. Называют преподобномученицу своей заступницей и врачевательницей, своей старшей сестрой, которая утешает их в скорбях.
Отец Геласий рассказывал, что когда был послушником этого монастыря, однажды ночью во время утрени, увидел, как из Царских врат алтаря вышли две величественные женщины. Первой на вид было около 60 лет, вторая — совсем молодая. Они стали раздавать монеты тем, на кого указывала ей старшая жена. Некоторых они обходили. Отец Геласий поведал об этом видении известному старцу отцу Афанасию. Тот сказал, что первой женщиной была Сама Богородица, а второй — святая Анастасия Римляныня.
Благодатную помощь, исцеление от тяжких болезней и ныне получают многие монахи и миряне, обращающиеся в молитвах к преподобномученице Анастасии.
Вот один из многочисленных случаев чудесного исцеления по молитвам святой (рассказ Варвары Папаниколау из Афин). «В 1989 году на Новый год ко мне приехала моя двоюродная сестра Е.Ф. с острова Тинос (один из островов в Эгейском море) со своим мужем и единственной семнадцатилетней дочерью, у которой был рак головного мозга. Лицо девушки уже совершенно обезобразилось, ноги искривились и были парализованы. А ведь когда-то она была красивой девочкой!
После тщательного осмотра врач сказал: «К сожалению, шансов выжить у девочки нет, не мучайте её». Отец и мать в который раз безутешно зарыдали. Я старалась утешить их и убеждала, что с помощью масла святой Анастасии Римляныни их дочь выздоровеет. На следующий день я помазала голову девочки маслом и дала ей немного выпить его. В то же время я позвонила отцам Святого Монастыря Преподобного Григория и попросила, чтобы они отслужили молебен Анастасии Римляныне и помолились на Проскомидии о выздоровлении ребёнка.
В другой больнице девочку снова обследовали, но вывод врачей был тот же: «Слишком поздно. Но, конечно, мы будем делать что можем». Мать девочки каждый день помазывала её маслом от лампады, возжигаемой перед образом преподобномученицы Анастасии, и заказывала молебен святой. Было проведено две операции, но злокачественная опухоль продолжала угрожающе развиваться.
Внезапно состояние ребёнка стало улучшаться. С каждым днём девочке становилось всё лучше и лучше. С тех пор врач наблюдал девочку два года, пока не сказал: «Она вполне здорова, и её не надо больше приводить».
Сегодня она — красивая девушка, с отличием закончила лицей, учится в институте.
Надежда Александровна АЛЕКСАНДРОВА