4 НОЯБРЯ — ПРАЗДНОВАНИЕ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. — Православная женщина

ПРАВОСЛАВИЕ

4 НОЯБРЯ - ПРАЗДНОВАНИЕ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. - Православная женщина04 НОЯБРЯ - ПРАЗДНОВАНИЕ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. - Православная женщина1 4 НОЯБРЯ - ПРАЗДНОВАНИЕ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. - Православная женщина2


«Может быть, время и сокрушит эту бронзу, но священные имена не исчезнут в океане вечности», — так было написано о Минине, Пожарском и посвящённом им памятнике, что стоит на Красной площади.

«Грехов ради наших разлился превеликий Божий гнев», — отмечал безвестный летописец в «Плаче о пленении и конечном разорении Московского государства», написанном в 1612 году. Дополняя картину всеобщей безнравственности и греховности, автор пишет: «Правда в людях оскудела и воцарилась неправда, и всяческая злоба, и ненависть, и безмерное пьянство, и блуд, и ненасытное стяжательство, и ненависть к братьям своим умножилась, ибо оскудела доброта и обнажилась злоба, и покрылись мы ложью». Строки эти 400-летней давности — написаны словно о сегодняшних бедах России, забывшей заповеди Божии и своё великое предназначение.

Скорбь и уныние царили вокруг… Изменился и сам народ — окаменели сердца, оскудели души, омрачились умы. Клятвопреступление и измена, коварство и вероломство, грабежи и насилие, предательство национальных интересов и своих ближних свирепствовали со страшной силой. На Русскую землю, терзаемую гладом, мором, неурожаями и смутой, надвигалась католическая римская ересь.

В условиях интервенции, краха центральной власти, распада государства и национальной измены — единственная надежда оставалась на великую милость Спасителя и чудесное заступничество Божией Матери. Множество чудесных знамений происходило в годы Смутного лихолетья. Чудеса и знамения требовали от народа всеобщего покаяния за тяжкие грехи, чистоты сердца и помыслов, сохранения верности православным святыням и решительных действий по спасению гибнущей Отчизны. Многочисленные явления Богородицы, святых воинов и чудотворцев во времена Смуты доказывали, что Господь не отступился от России, послав суровые испытания для того, чтобы «исправить» её и возвратить на истинный путь для выполнения великого предназначения.

Хранил свою страну и преподобный Сергий Радонежский, о котором сказано: «Время общественных бедствий — есть его время!» Трижды он являлся гражданину Нижнего Новгорода — Кузьме Минину — и звал к спасению Родины. На городской площади Минин призвал к созданию народного ополчения и спасению страны. «Станем все, как один, за Святую Русь, за Дом Пресвятой Богородицы!», — с таким пламенным призывом обратился он к русским людям, пожертвовав на ратное дело не только свои сбережения, но и серебряные и золотые оклады с икон и украшения своей жены. Пример его воодушевил многих! Мужчины записывались в ряды ополчения, отцы приводили своих сыновей, купцы жертвовали деньги, женщины отдавали драгоценности и последнее имущество.

Во главе нижегородского ополчения и «Совета Всея Земли» стали — князь-воевода Дмитрий Пожарский и гражданин Кузьма Минин, поднявшие и сплотившие русский народ во имя великой цели — спасения и возрождения Державы Российской. В первых рядах ополчения находились воинский стяг князя Пожарского с изображением Спаса-Вседержителя и чудотворная Казанская икона — путеводительница и святая помощница в делах ратных. При звуках боевых труб и звоне колоколов выступило из Нижегородского кремля народное ополчение, ядро которого составили герои обороны Смоленска (1609-1611).

Благословил нижегородское ополчение преподобный Иринарх Затворник, молившийся о спасении Земли Русской. Его благодатный медный крест одел на грудь поверх боевых доспехов князь Пожарский. Ополченцы победоносно дошли до Москвы, выгнали поляков, избрали нового царя и установили тишину и покой в государстве.

Документы и сказания XVII веха свидетельствуют о множестве чудес, явленных святым Казанским образом. С его помощью была взята одна из башен Китай-города, захват которой предопределил успех общего штурма 22 октября 1612 года. За ним последовали — капитуляция Кремля, сдача польского гарнизона и отступление войск гетмана Ходкевича. «И Бог утоли гнев свой: Москву очисти 1612 октября 22-го. И сия подобно древнему чюду…», — так говорит летопись.

Чудотворная Казанская икона — путеводительница нижегородского ополчения, помощница в делах ратных и спасительница нашего Отечества — с 1612 года становится общерусской святыней. Сразу после освобождения столицы русские воины — «уставиша праздник торжественный празновати о таковой дивной победе». Ратная икона на волне народного почитания становится предметом особых забот князя-воеводы Дмитрия Пожарского. Первоначально он помещает её в своей приходской церкви Введения Богородицы на Лубянке, украсив драгоценными камнями и дорогим окладом, а позже святой образ переносится в Казанский собор на Красной площади, построенный в 1636 году и сразу ставший храмом русской воинской славы. С этого времени Казанская икона — защитница столицы и покровительница России и царской династии Романовых. В дореволюционной Москве было 30 храмов, посвящённых чудотворному Казанскому образу.

В память освобождения столицы России от братоубийственной гражданской войны и бедствий Смутного времени вновь избранный царь Михаил Романов установил ежегодное празднование Казанской иконы (8 июля — в день её обретения и 22 октября — в день освобождения Москвы) и совершение крестных ходов во главе с царём и Патриархом к чудотворной святыне из Кремля. При царе Алексее Михайловиче, в 1649 году, день 22 октября (4 ноября) был объявлен Всероссийским праздником.

Чудотворным Казанским образом благословил на царство юного Петра I в 1682 году святитель Митрофаний Воронежский, предсказав ему великие победы над врагом и основание славного града Святого Петра. Весной 1695 года, направляясь в Азовский поход, в Нижний Новгород прибыл 23-летний царь Пётр. Он сразу спросил: «Где похоронен Кузьма Минин?». С большим трудом удалось разыскать заросшую бурьяном могилу народного героя, похороненного в мае 1616 года в ограде Архангельской церкви. Государь приказал немедленно перенести прах великого сына России в Нижегородский Кремль и похоронить в усыпальнице Спасо-Преображенского собора. Опустившись перед гробницей на колени, Пётр тихо сказал: «Здесь лежит спаситель Отечества!». Главный престол Нижегородского храма был посвящён Казанской иконе Богоматери, а два придела освящены во имя Димитрия Солунского и Космы и Дамиана — небесных покровителей Пожарского и Минина.

Дмитрий Пожарский жил дольше своего боевого соратника и сподвижника. Мужественный, храбрый и прямодушный, он участвовал в многочисленных сражениях и военных кампаниях, был воеводой и государственным деятелем. По словам жалованной царской грамоты, князь Пожарский «стоял в твёрдости разума своего крепко и непоколебимо безо всякия шаткости». На одре смерти он со слезами вспоминал своего друга «Минича», приняв постриг под именем Космы. Из столицы прах героя и полководца провожали тысячи простых людей. Погребли его в Спасо-Евфимиевском Суздальском монастыре, в родовой усыпальнице Пожарских, воздвигнув великолепную часовню с иконой Спасителя. В 1886 году в Суздале на народные деньги был воздвигнут бюст-памятник с надписью: «Дмитрию Пожарскому — благодарная Родина».

Ещё Михаил Ломоносов предлагал увековечить память о славном нижегородце Кузьме Минине. Но сама идея о сооружении памятника национальным героям впервые возникла в русском обществе в 1803 году. По инициативе нижегородцев в 1808 году был объявлен конкурс на лучший проект, победителем которого стал скульптор И.П. Мартос. Памятник решено было установить в Москве, а для Нижнего Новгорода изготовить обелиск. Наполеоновское нашествие приостановило начатые работы… В грозном 1812 году имена славных мужей с особой силой прозвучали в манифесте Александра I, обращённом к народам России: «Да встретит враг в каждом дворянине — Пожарского… в каждом гражданине — Минина. Соединитесь все, с крестом в сердце и с оружием в руках, — никакие силы человеческие вас не одолеют».

Торжественное открытие памятника состоялось 20 февраля 1818 года в присутствии Александра I, при ликовании народа, музыке военных оркестров и параде российской гвардии. Освобождение Москвы и очищение России от интервентов — были главными идеями монумента, создаваемого в годы борьбы с Наполеоном, когда в обществе царил всеобщий патриотический подъём.

Переломные эпохи в истории любой страны всегда рождали великих вождей и героев, и многоликих и коварных временщиков, злодеев и самозванцев. «Да будут благословлены те, которые идут для очищения Московского государства, а вы, изменники, будьте прокляты!» — звучит сегодня с новой силой грозная проповедь несгибаемого духом Патриарха Гермогена.

Владимир Ильич МАКСИМОВ

Оцените статью
Добавить комментарий