Вся Православная Церковь в субботу будет петь: «Взбранной воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои Богородице: но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся Невесто Неневестная», что в русском переводе звучит так: «Мы, рабы Твои, Богородица, избавившись от зла, воспеваем красочные благодарственные победные песни Тебе, непобедимая Воевода; но, имея державу непобедимую, избавь нас от всяких бед, чтобы мы говорили Тебе: Радуйся (древнее приветствие, нынешнее «здравствуй»), Невеста, не бывшая невестой». В церковной практике каждое «Радуйся!» поет хор, или народ поет на распев.
Акафист ко Пресвятой Богородице служат в церкви, он делится на несколько частей, и на каждое чтение Царские врата открываются, духовенство выходит из алтаря несколько раз с пением «Взбранной воеводе победительная», иногда меняя облачение голубого цвета. В Великом посту облачение священнослужителей черного с серебром, фиолетового цвета. Потом опять звучит пение «Взбранной воеводе победительная», и священники заходят в алтарь. Такая служба Божией Матери — единственная по торжественности в церковном году, и это самый древний первый Акафист Богородице.
Акафист Пресвятой Богородице — это образец молитвенного пения Богородице, переведенный на русский язык с греческого. Он является лучшим Акафистом Божией Матери и ещё называется «Акафист Благовещения». Однако Благовещению потом был написан еще один Акафист. Похвала — это сугубая служба Божией Матери, которая служится с древнейших времен. На тему Акафиста написаны иконы «Похвала Богородице», были построены «Похвальские церкви» в честь Похвалы Божией Матери. В день Похвалы в похвальскую субботу Святой князь Александр Невский одержал победу над немецкими рыцарями на льду Чудского озера. Об этом сообщается в летописях, в том году 5 апреля — совпало с днем субботы Похвалы Божией Матери.
Праздник «Похвалы Богородице» установлен в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия врагов, поэтому Богородица — Воевода. При императоре Ираклии, когда патриарх Сергий, нося на руках своих икону Пресвятой Богородицы по городским стенам, умолял Господа о защите от персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь, тогда народ искал защиты в храмах Божиих, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город. Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил его Божией Матери и почитал Пресвятую Деву своею покровительницею и своей новой столицы. Многие храмы в честь Божией Матери были воздвигнуты в Константинополе. Во Влахернском храме хранилась Ее святая икона, написанная святым евангелистом Лукой. В ночь, когда соединенные силы агарян и персов с моря и с суши двинулись на город, внезапно восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда нападавших. Остальные враги со стыдом бежали. Целую ночь воспевали греки хвалебные песни в честь Божией Матери, Заступнице рода христианского, и постановили день этот ежегодно праздновать торжественным Богослужением в субботу на 5-й седмице Великого поста. И с того времени, в воспоминание столь великого чуда, Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы.
Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные предметы земной ее жизни -риза и пояс Ее; но позднее праздник был внесен в типиконы (уставы) монастырей святого Саввы Студийского и потом в церковные богослужебные книги, и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.
Субботу Акафиста отмечают в храмах очень торжественно, русский народ любит этот праздник «Похвалы Богородице», который готовит души верующих к главному христианскому празднику — Пасхе.