Психология покаяния — Православная женщина

ИСПОВЕДЬ

Психология покаяния - Православная женщина0Одним из самых распространенных недостатков у кающихся, которые встречаются на исповеди, является формализм покаяния. Когда повторяются привычные слова «делом, словом, помышлением» и не затрагивается само сердце исповедника. И это страшно, потому что известно, что неподвижность в духовной жизни как бы начинает мстить за себя. Преодолевая сопротивление нашей падшей природы и врага рода человеческого, мы должны хоть понемногу, но всегда продвигаться вперед от исповеди к исповеди. А иначе волны житейского моря непременно отбросят нас назад. Пусть мы прочли перед исповедью все положенные молитвы и не обидели ближнего, но не подкралась ли к нам незаметно гордость, не овладело ли нами тщеславие, самолюбие, осуждение, эгоизм? Мы покаялись в гордости, не нарушили поста, но не окаменело ли наше сердце к окружающим людям, не испытываем ли мы безразличие ко всему окружающему, не видим ли мы вместо лиц и глаз, на нас обращенных, просто сутолоку надоевшей толпы? Последнее искушение очень часто настигает людей вполне церковных и настигает как раз в храме за молитвой. Разве нам не случалось видеть, как на людных богослужениях иные прихожане бесцеремонно расталкивают других, чтобы послушать проповедь о любви к ближнему?

Конечно, искушения могут быть и не столь очевидны. Но надо помнить, что кроме поступков, есть еще и слова, которые могут быть греховными. Есть еще и помыслы, которые как раз более всего выражают тайную суть человека. Главным показателем правильной духовной жизни человека, согласно святоотеческому учению, является «видение своих грехов, бесчисленных, как песок морской». Недаром все святые называли себя великими грешниками. И они были совершенно искренни в своем исповедании. Ибо святому чужды всякая ложь и лицемерие. Просто под действием благодати человек начинает ясно видеть себя глазами Бога. Видеть любую пылинку и нечистоту в своей душе. А грешник, пребывающий во мраке неведения, не видит и не ощущает даже грубых прегрешений. Поэтому показателем нашего духовного здоровья является видение своих грехов, ненависть к ним, и искренность покаяния.

Оцените статью
Добавить комментарий