Принципы моделирования общения
1. Принимать каждого таким, каков он есть. Не пытаться менять других! Лучший совет — мнение самого говорящего.
2. Только безоценочное суждение. Оценивать можно только поступки, действия, но не самого человека.
3. Без негативных команд. Подсознание “НЕ” — отрицание не удерживает.
4. Косвенное, а не прямое воздействие.
5 Выбор без выбора! (Ты сейчас ляжешь спать или сначала соберешь книги).
6. Пропускать первое “НЕТ”, “НЕ”.
7. Наши взаимоотношения — зеркало нас самих; установка на мой настрой. Менять собственные установки.
8. Я люблю себя, ценю то, что имею. Я люблю себя и никому не дам питаться моей энергией.
9. Во всем искать позитив, конструктивное решение и положительный настрой.
10. “Агрессия — крик о помощи” — плакат.
Символические задания на выявление социального “Я”.
1. Рисуем 8 одинаковых кружков. В кружках распределяем группу знакомых и самого себя.
http://baby.syktsu.ru/Upbringing/Literature/Gippenrejter/01.htm
Пояснение: чем левее расположен кружок, означающий себя, тем выше самооценка испытуемого.
2. “Сила”
Испытуемому предъявляется кружок, означающий “Я” в окружении полукольца, состоящие из других кружков. отношение подчиненности к верху стоящим
«Я» превосходство над нижестоящими
“Сила” определяется как превосходство, равенство или подчиненность в отношении к определенным авторитетным фигурам.
Испытуемый должен выбрать из этих кружков тот, который означает другого человека (отца, мать, начальника, родственников и т.д.)
Мерой “силы” является более высокое положение кружка, обозначающего “Я” в сравнении с кружками обозначающими других.
3. “Социальная заинтересованность”, т.е. восприятие себя частью группы или отдельным от других.
Испытуемому предъявляется лист бумаги с изображением треугольника, вершинами являются кружки, обозначающие других людей. Испытуемый должен разместить кружок, означающий “Я”.
Если кружок “Я” размещен внутри, испытуемый воспринимает себя как часть целого, т.е. включенного в этот коллектив.
Если — вне треугольника, то — отдельно. Если — на линии, то есть противоречия между “Я” и коллективом.
4. “Эгоцентричность”, т.е. восприятие себя “фигурой”, либо фоном. Испытуемый располагает “Я” и кружок, означающий “другого” и большого круга.
Если свой кружок — ближе к центру, чем кружок другого, это свидетельствует об эго-центричности.
5. “Семья”, “Друзья”, “Работа”.- семья
— друзья
— работа
Чем ближе “Я” к данному человеку, тем более развито чувство тождественности, чем дальше, тем больше дистанция.
6. “Моя семья”, т.е. восприятие себя частью семьи
Роль семьи в развитии личности ребенка на разных возрастных этапах. Условия эффективной коммуникации.
Важнейшей функцией семьи является восстановление базового доверия к миру. Для этого существует необходимое поведение взрослых.
На каждом этапе жизни ребенка для установления эмоционального контакта семья должна выполнять определенные функции.
На I этапе (младенческий возраст) в установлении контакта играет роль эмоциональное проявление матери, которая показывает ребенку, что он принимается, что он желанный, необходимый. Эти проявления должны быть искренними, положительными, понятными. Они вовлекают ребенка в систему зависимости от нее, в (+) переживания и тем самым в (+) деятельность. Через эту деятельность у ребенка формируется позитивное отношение к миру.
Отсутствие эмоционального сопереживания в период младенчества ведет к угасанию потребности в контакте.
Ранний возраст — когда ребенок приобретает, относительную самостоятельность, т.е. ребенок становится активным (активно растет) и вместе с тем появляются запреты. Цели запретов различны, задача взрослых — не подавлять активность, а направить ее, структурировать деятельность ребенка. Запрет должен исходить их интересов развития, известен должен быть и акцент запретов.
Если не вырабатывается навык автономного поведения, даже в плане самообслуживания, то развивается альтернатива автономии — ЗАВИСИМОСТЬ МАЛЕНЬКОГО ОТ БОЛЬШОГО.
Следующая ступень — ДОШКОЛЬНЫЙ возраст. Здесь, когда идет формирование самооценки и образа “Я”, который начинает управлять реальным поведением детей, тогда появляются неуправляемые дети. Что значит неуправляемый?
У этих детей есть своя инициатива, активность. И активность взрослых будет преломляться через его активность. Чем более авторитарен взрослый, тем более неуправляем ребенок!
Главная задача взрослых — сформировать у ребенка ИНИЦИАТИВНОСТЬ.
Это умение ставить перед собой задачу и работать над ее решением. Инициатива должна рождаться объективно. Участие взрослого в воспитании инициативы у ребенка должна стоять на сознательном уровне. Если взрослый ставит задачу формирование инициативного поведения, то он дает ребенку возможность приемлемого поведения. Появляется поведение СОЦИАЛЬНОЙ ПРОВОКАЦИИ.
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ возраст связан с тем, что ребенок включается в новую систему отношений. Появляются другие критические оценки личности. ДО этого периода личность оценивалась по эмоциям, а здесь появляются объективные оценки в соответствии с учебными традициями. Родители перестраивают свое поведение в отношении с ребенком. В сознании родителей должны быть 2 плана отношений: 1- “ты мой, чего бы с тобой не случилось!”; 2 — “а каков ты в действительности? Что ты умеешь делать?”.
В итоге появляется новый вид отношений. Необходимо построить отношения так. чтобы ребенок понял обе системы критериев. Поэтому основная задача родителей — научить ребенка учиться.
ПОДРОСТКОВЫЙ возраст, с него нарушается целостность образования “РОДИТЕЛЬ-РЕБЕНОК”. Взрослый должен так перестроить общение, чтобы перейти на равенство позиций, чтобы управлять процессом развития. В этой ситуации воспитываются естественность восприятия ребенком тех ценностей, которые культивируются в семье. Ребенку дается право критики. Главная задача родителей — обеспечить подростку возможность обретения автономии в определении ценностей, в собственной идентичности и т.д.
Детско-родительские отношения.
Любить безусловно детей, значит принимать их такими, какие они есть:
1. Мои дети — это обычные дети.
2. Ведут себя так, как все дети на свете.
3. В детских выходках есть немало раздражающего и это так.
4. Но если я буду стараться любить детей и выполнять роль хорошего родителя, то несмотря на шалости, они будут взрослеть и отказываться от плохих привычек, поступков.
5. Если же я люблю детей только тогда, когда они послушны, когда радуют меня, т.е. люблю при условии и выражаю свои чувства в эти моменты, то дети не будут чувствовать искренней любви, они станут неуверенными, это понизит их самооценку, может помешать им развиваться в лучшую сторону.
6. “Я-родитель” — я сам отвечаю за поведение и развитие детей, не меньше чем сам ребенок.
7. Если я люблю своих детей безусловно, они будут уважать себя всегда, у них появится чувство внутреннего умиротворения и равновесия. Это позволит им контролировать свое поведение и снизить тревожность.
8. Если я люблю обусловлено, то это ведет к неполноценности, дети будут думать, что им бесполезно стараться, чтобы угодить взрослым, у них будут возникать помехи в эмоционально-чувствительном поведении.
9. Ради самого себя. как страдающего за своих детей, и ради блага своих детей я изо всех сил должен стараться, чтоб моя любовь была безоговорочной и безусловной. Ведь будущее моих детей и мое тоже будет зависеть от этого.
Только полное удовлетворение эмоциональных потребностей может дать ему счастье.
Нам вернется эта любовь, так же как возвращается нелюбовь.
Но как ее правильно передать?
— Первый контакт глаз, открытый, доброжелательный в обычных условиях.
— Младенческая смертность в 6 месяцев может быть из-за отсутствия физических ласк. Девочки до 1 года в 5 раз получают больше ласк, поэтому в психическую клинику мальчики попадают чаще (до 5 лет).
— Пристальное внимание, сосредоточение на ребенке полностью, чтобы ребенок чувствовал себя самым важным.
— Дисциплина — свойство (свидетельство) выделения любви.
Важно, чтобы дисциплина включала в себя:
— собственное поведение взрослых;
— моделирование ситуаций;
— инструкции, просьбы, обучение чему-то;
— наказание в необходимых условиях словами: “Ты меня огорчаешь”.
Физические наказания недопустимы, также как неконструктивный крик!
http://baby.syktsu.ru/Upbringing/Literature/Gippenrejter/01.htm