Все ли сказки хороши? — Православная женщина

ДЕТИ

 Все ли сказки хороши? - Православная женщина0С к а з к а с к а з к е — р о з н ь …

До чего удивительно составлены, порой, сборники сказок! Так и кажется, что адресовывали их составители не ребенку, а опытному взрослому-путешественнику по сказочному миру, в котором не всегда все безупречно.

Рядом с одной из самых глубоких и мудрых сказок о силе материнской любви – которая долготерпит и милосердствует, не ищет своего и все переносит, которая никогда не кончается (сказка «Безручка») – соседствуют «Семь Симеонов»,откуда мы узнаем, что самым полезным человеком в государстве может оказаться в о р — ему и милости царские в благодарность за пригодившееся «ремесло». Понятно недоумение вдумчивого читателя , ищущего в сказке заповеди нравственного закона.
Наличие в ряде русских сказок мотивов любования плутовством и даже кощунством не удивительно. Ведь сказка – явление культуры, в которой сплетено бывает высокое и низкое, образцовое и безобразное, нравственное и безнравственное. Взрослому человеку свойственно, сталкиваясь с теми или иными проявлениями, принимать их или отвергать – в соответствии с теми ценностями, которые были заложены в детстве, с жизненной позицией. В отношении же ребенка, у которого система ценностей только формируется, родителям необходим о с м ы с л е н н ы й и и з б и р а т е л ь н ы й
п о д х о д к выбору занятий, игрушек и чтения, которые предлагаются малышу.
Размышляя над загадками русской сказки, один из ее исследователей, князь Евгений Николаевич Трубецкой, выделял т р и у р о в н я ж и з н е –
ч у в с т в и я, отраженные в сказке – как бы три ее этажа : нижний, средний и высший.
Героям «нижнего этажа сказки» свойственны вульгарные жизненные идеалы. Самым элементарным их проявлением Е. Н. Трубецкой называет мечту о «легком хлебе» — стремлении жирно есть, сладко пить и мягко спать. Воровство и плутовство здесь представляется одним из простых способов обретения искомого жизненного идеала. Современно, не правда ли?..
Героям же «среднего» и «высшего этажа» сказки свойственна особое вдохновение, внежитейская мудрость. Приземистый идеал житейского благополучия не для них.
Их влечет «иное царство», таинственный предел, где встречается обыденное и чудесное, где обитает Краса Ненаглядная, по которой извечно томится душа человеческая. Здесь, на этих «этажах», и обитает «подлинная душа сказки».(* Е.Н.Трубецкой Три очерка о русской иконе. «Иное царство» и его искатели в русской сказке. – М.: Лепта 2000.)

Итак, при выборе сказок для домашнего чтения, будем остерегаться таких сюжетов, в которых запечатлелась р о м а н т и з а ц и я воровства, хитрости , продажности (например, при сделках с чертом или колдуном) и прочих способов добычи «легкого хлеба» , а также тех сказок, в которых звучит к о щ у н с т в е н н ы й с м е х н а д п о р я д о ч н о с т ь ю, п р о с т о д у ш и е м и с в я т ы н е й.
Смех т а к о г о р о д а можно встретить в тех сказках , где торжествуют ловкачи — обманщики (хи-хи! Битый небитого везет!), а также в целом ряде сюжетов, где действуют черти и дьяволята, где мы встречаемся с священнослужителями и церковною службой.
Как при выборе сказки для чтения детям не попасться «на удочку» захватывающего сюжета и не оказаться заодно с героями подобного толка? Для этого нужно, поразмыслив над сказкой, понять для себя: на чьей стороне «сказитель»- тот, с чьих слов сложена сказка? кому он сочувствует? над кем посмеивается? Совпадает ли его жизненная позиция с нашей?
Многие народные сказки предупреждают об опасности стремления к лёгкому хлебу, обогащению любым путём, духовной неразборчивости, неправедному сговору. Так, с молчаливого согласия одного горшечника (сказка «Горшечник»), наладил в его мастерской производство сам нечистый с чертенятами. И выгодное дело оказалось : всего за три ночи сорок тысяч новеньких горшочков готовыми стояли. И продал их горшечник весьма прибыльно – полный мешок денег домой привез. Да только после того жизнь его вся наперекосяк пошла: горшки люди покупать перестали («Знаем мы твои горшки, старый хрен! С виду казисты, а нальешь воды – сейчас и развалятся!»), а сам горшечник стал «по кабакам валяться».

Оцените статью
Добавить комментарий