«Правила хорошего тона» нужны ли они православному человеку? Мы растратили так много исторических традиций, вековых обычаев, установлений, веками сложившихся на основании норм христианской нравственности, что теперь нередко можно встретить мнение, что православному свод правил поведения вроде и ни к чему — были бы, дескать, вера, благочестие, смирение, поскольку Бог смотрит не па манеры, а на сердце…
Против последнего трудно возразить. Но нельзя не учитывать, что без внешнего внутреннее не созидается. Из-за своей греховности мы не можем жить благочестиво одним усилием воли, не нуждаясь в правилах поведения в церкви, в миру… Можно ли говорить, скажем, о благочестии прихожанки, ревностно посещающей службы в храме, соблюдающей посты, но с неприязнью, а то и неприкрытой агрессивностью встречающей всякого «нецерковного» человека, не знающего пока, как ступить в храме? И такая ли уж редкость — христианин, соблюдающий приличия в церковном кругу, но допускающий дурной тон в отношениях с людьми вне церковной ограды?
Будучи основаны на христианской любви, на Законе Божием, основы православного этикета в отличие от светского являются не только суммой правил поведения в той или иной ситуации, но и путями утверждения души в Боге. Та же вежливость, к примеру, может помочь стяжать и любовь к ближнему, и смирение — поскольку, принуждая себя к сдержанности и обходительности с теми, кто нам неприятен, мы учимся почитать образ Божий в каждом человеке…
Конечно, трудно предусмотреть и регламентировать все случаи жизни. Да это и не нужно. Человек, искрение желающий жить по Заповедям Божиим, просящий помощи Божией и благословения во всех «затруднительных» случаях, будет иметь определенные жизненные, духовные ориентиры, как вести себя с другими людьми в самых разных ситуациях. Попробуем вместе с вами разобрать некоторые правила православного этикета, если их можно так назвать, чтобы они стали ориентиром для тех, кто действительно хочет вести себя с ближними «по-христиански».
Протоиерей Андрей Устюжанин