Реферат: Промысел Божий в отношении к миру и в особенности к человеку
Духовное училище при Царицынском Православном Университете преподобного Сергия Радонежского.
Выполнила: студентка I курса
заочного отделения
Цыганкова Надежда
Викторовна
Проверил: Чеботарев И.Г.
Волгоград, 2002
Сейчас в современном мире происходит жестокая мешанина понятий. Мешанина. Для чего? Для того, чтобы в этом мутном «богословии» Хаоса поймать современного человека, который знает очень много, но, к сожалению, почти ничего о самом главном: о смысле своей жизни, о конце человеческой истории, о том, что ему делать, чтобы приобщиться истинному Добру и не сделаться навечно беспомощной добычей Зла.
Вспомним и прислушаемся к мудрым словам русских людей: «На все воля Божия», «Всё, что не делается, все к лучшему». Хочется надеяться, что милостью Божией мы научимся разбираться, где белое, а где черное; научимся, если не понимать, то хотя бы смиряться с происходящими событиями и поймем, наконец, что случайностей не существует.
Люди. Судьбы. Мнения. Каждый идёт по жизни своим путём, попадая в различные обстоятельства, падая и поднимаясь, делая ошибки и выводы. «За что? Почему так? Это несправедливо!» Все судят по-своему, но в конечном счете многие решают: «Случайность». Случайность ли? А ведь даже материалисты учили, что это — «неосознанная необходимость». Для чего? Неизвестно. Но неизвестно им. Человек рассуждающий и здравомыслящий когда-нибудь приходит к мысли, что это не просто обыкновенные истории, сложившиеся обстоятельства, совпадения, случай. Что же это? Попробуем разобраться, обратившись к Священному Писанию.
Понятие о Промысле Божиим.
Само слово «Промысл» встречается в Священном Писании. По-гречески «Промысл» — ???????, латинское, соответствующее ему, слово, — providencia, поэтому говорят, что все в мире провиденциально, т.е. промыслительно. В славянском тексте Промысл называется «Божественным смотрением» (Прем. 14, 3). Святые отцы называли Божественный Промысл словом «попечение». Св. Иоанн Дамаскин («Точное изложение…», кн. 2, гл. 29):
«Промысл есть Божие попечение о существах».
Определение Промысла Божия (Катехизис, 1 глава): «Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы твари, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям».
Действительность Промысла Божия.
Христианское учение о Промысле Божием, как и другие разделы православной догматики, основывается на Божественном Откровении. В Быт. 2,2 говорится:
«И сотворил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал»(Быт. 2,2).
Эти слова, конечно, не нужно понимать в деистском смысле, что Бог после окончания творения не принимает в жизни мира никакого участия. Бог почил от дел творения, но не от Своей промыслительной деятельности. Апостол Павел в своей речи в Афинском ареопаге говорит, что Бог даёт «всему жизнь и дыхание и все… мы им живем и движемся и существуем» (Деян. 17, 25 и 28). Христианское представление о тварном мире основывается на убеждении о том, что мир имеет основание и цель своего бытия в Боге. Бог, невидимо присутствуя в мире в Своих энергиях, удерживает мир в бытии и сохраняет его порядок, однако, не сливаясь при этом с миром, как учат пантеисты, но пребывая «над всеми» (Еф. 4, 6).
Для христианского миропонимания представление о Промысле, о промыслительной деятельности Бога совершенно естественно, оно вытекает из самих христианских представлений о Боге и Его отношении к человеку. Первое, что убеждает нас в существовании Божественного Промысла, есть молитва. Молитва как живое общение человека с Богом невозможно и бессмысленно без уверенности в попечительных действиях Бога в мире. Второе, — это представление о Боге, как абсолютной Личности. Личный Бог Откровения тем и отличается от безличных абсолютов философских систем и восточных религий, что Он не только все знает, но ещё любит и выражает Своё отношение к тому, что находится вне Его. Личность не может быть безучастна к соприкасающемуся с Ней Миру. Бог не может быть безучастным к жизни творения, к миру, который Он Сам сотворил. У св. Иоанна Дамаскина («Точное изложение…», кн. 2, гл. 25) сказано:
«Один только Бог в природе благ и мудр, и как благой Он промышляет, ибо кто не промышляет, тот не благ. Ибо и люди, и неразумные животные по природе пекутся о своих детях и кто не печется, тот порицается, а как мудрый, Он заботится о сущем наилучшим образом».
Третий момент, который убеждает нас в существовании Промысла — это ограниченность мира. Тварное бытие как несамобытное не является бытием необходимым, поэтому оно не могла бы существовать без произведений его причины. Оно существует только потому, что сохраняется в бытии той же силой, которая дала ему бытие. Кроме того, в существовании Божественного Промысла убеждает само устройство мира, его сложность, целесообразность, красота, гармония, которые очевидны даже в падшем состоянии. Это также говорит о благом и разумном начале, лежащем в основе мира.
Участие Лиц Пресвятой Троицы в деле Промысла.
Участие Лиц Пресвятой Троицы в деле Промысла может быть познано исключительно из Божественного Откровения.
О промыслительном действии Бога Отца: «Отец Мой доныне делает» (Ин. 5, 17). Промышляет Бог и о мире нравственном: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16).
О Сыне говорится прежде всего, как о зиждительной силе мироздания — Кол. 1, 17 и Евр. 1, 3.
Промысл Сына о мире нравственном выражен в совершённом Им Искуплении. Господь есть Глава Церкви (Еф. 1, 22 и Еф. 2, 20, Кол. 2, 19).
Сын Божий внимает молитвам и исполняет просимое:
«И если чего попросите у Отца во имя Моё, то сделаю, да прославится Отец в Сыне» (Ин. 14, 13).
В конце времен Сын предаст Царство Богу и Отцу, и тогда Бог будет «всяческая во всех» (1 Кор. 15, 24-28).
Дух Святой глаголал через пророков и апостолов, об этом говорится в Никео-Цареградском Символе веры. Дух Святой воздействует на душу человека (Деян. гл. 2). Дух Святой содеевает наше спасение во Христе и устрояет Церковь Христову. О действиях Духа Святого говорится в Ин. 14, 1. Он действует в таинствах, поэтому о Духе Святом часто говорится, как о творце новой твари, не в том смысле, что Он создаёт из ничего нечто новое, а дарует новую жизнь, обновляет творение:
«Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1, 21-22). [1]
Действия Промысла Божия.
В общем понятии о Промысле Божием различаются три частные Его действия: сохранение тварей, содействие или вспомоществование им и управление ими.
Сохранение тварей — это такое действие Божие, которым Всемогущий содержит в бытии как весь мир, так и все частные существа, в нем находящиеся, с их силами, законами и деятельностью. Апостол Павел: «Бог не от рук человеческих угождения приемлет, требуя что, Сам дая всем живот и дыхания и вся» (Деян. 17, 25); той (Сын Божий) есть прежде всех и всяческая в нем состоятся (Колос. 1, 17).
Содействие или вспомоществование тварям — такое действие Божие, которым Всеблагий, предоставляя им пользоваться собственными силами и законами, вместе с тем оказывает им и свою помощь и подкрепление во время их деятельности. Это особенно ощутительно по отношению к тварям разумно-свободным, которыя постоянно нуждаются в благодати Божией для преспеяния в жизни духовной. Впрочем, по отношению к нравственным существам, действительное содействие Божие бывает только тогда, когда они свободно избирают и творят добро; во всех же тех случаях, когда они, по своей воле, избирают и творят зло, бывает одно только попущение Божие, а отнюдь не содействие: потому что Бог творить зло не может, а лишить свободы нравственные существа, которую сам же даровал им, не хочет.
«О нем мы живем, и движемся, и есмь» (Деян. 17, 28).
И. Златоуст: «все управляется Промыслом Божиим; но одно бывает по допущению Бога, а другое при Ега содействие; и знай, что Бог все устрояет, о всем промышляет, что мы свободны, что Бог в одном содействует нам, другое только попускает, что Он не желает никакого зла, что не по Его только воле все случается, но и по нашей: всякое зло только только по нашей, всякое добро по нашей воле и вместе по Его содействию».
Наконец, управление тварями есть такое действие Божие, которым бесконечно — Премудрый направляет их, со всею их жизнью и деятельностью, к предназначенным им целям, исправляя и обращая, по возможности, самые худые их дела к добрым последствиям.
«Той пременяет времена и лета, поставляет цари и преставляет, даяй премудрость мудрым и разум ведущим смысление» (Дан. 2, 21).
Но, с другой стороны, все три действия Промысла Божия различаются и разделяются только нами, по различному обнаружению его в ограниченных и разнообразных существах мира и вследствие ограниченности нашего разума; а сами в себе они нераздельны, и составляют одно беспредельное действие Божие: потому что Бог как «все вместе и каждое в частности видит одним разом», так все и совершает одним простым, несложным действием. Он нераздельно и хранит все свои создания, и содействует им, и управляет ими.
Виды Помысла Божия.
Промысел Божий обыкновенно разделяется на два вида: на промысл общий и промысл частный. Общий промысл — тот, который объемлет весь мир вообще, как совокупность родов и видов всех существ с действующими в них силами и законами; частный — тот, который простирается на частные предметы, явления и отдельные существа. [2]
Образы Божественного промышления о мире
Естественный образ промышления
Естественный Промысл есть такой образ промышления о мире, когда бытие и силы тварей поддерживаются в бытии Богом посредством дарованных сил и законов, и судьбы Божии приходят в исполнение по естественному течению вещей, от Бога установленному, только под промыслительным надзором Божиим. «Ты поставил землю, и она стоит» (Пс. 118, 90). В Пс. 148, 6 о солнце, о звездах и всех родах существ сказано, что Бог «поставил их на веки и веки; дал устав, который, не прейдет» (Пс. 148, 6).
Сверхъестественный образ промышления
Сверхъестественный Промысл есть промышление и управление миром посредством чудес. Чудеса — это поразительные действия или события, имеющие истинную причину вне естественных сил и законов природы, в сверхъестественном действии Божием, совершаемые Богом для достижения важных религиозных целей. В Свщ. Писании для обозначения чудес используются два слова: «силы» и «знамения».
Слово «силы» содержит указание на то, что чудо есть проявление силы Божией, что действительная причина этого события лежит вне естественных законов природы. Слово «знамение» указывает на символическое значение чудесных действий, ибо чудеса совершаются Богом не ради их самих, а преследуют определенные религиозные цели, имеют учительное значение.
«Если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись».
Эти слова обычно понимаются в том смысле, что много физических сил затратил Господь, проповедуя в этих городах. Однако в действительности здесь имеются в виду силы в смысле чудес, совершенных Спасителем в этих городах.
Слово «знамение» встречается, например, в Мф. 12, 39 — фарисеи просят у Христа знамения. Господь отвечает:
«Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамения не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка».
Чудеса, как сверхъестественный образ промышления о мире, могут находиться в единстве с естественными силами природы, например, переход евреев через море, казни египетские, чудесный улов рыбы и т.д.(1)
Образы Божественного Промышления о мире(Общий Промысел)
Обращаясь к миру учители и писатели Церкви преимущественно останавливали внимание на том:
1) Что без Промысла Божия мир не мог бы существовать сам собою, будучи воззван к бытию из ничтожества и постоянно находясь над тем же ничтожеством. Мысль эту выражает Афанасий великий: «естество тварей, как произведенное из ничтожества, само по себе изменчиво, непрочно, смертно…; посему, чтобы все созданное, по своему состоянию изменчивое и разрушимое, действительно не разрушилось, и мир не обратился в прежнее ничтожество, Создавший все своим вечным Словом и давший естество тварям не предоставил их самим себе, дабы не обратились в прежнее ничтожество, но, как благий хранит их и управляет ими Словом своим, которое само есть Бог».
2) Что, без Промысла Божия, в мире не могло бы сохраняться того изумительного порядка, какой замечается; напротив все выступило бы из своих пределов, пришло бы в расстройство и хаос.
Блаж. Феодорит рассуждает так: «неверующие в бытие промысла и безумно утверждающие, что мир, состоящий из неба и земли без кормчего носится в таком согласии и порядке, мне кажется, тоже делают, как если бы кто, сидя на корабле, и переплывая море, и видя, как кормчий распоряжается веслами и по надлежащему править кормилом, — стал утверждать явную ложь, будто не стоит кормчий на корме, корабль не имеет весел, не направляется движением кормила, но несется сам собою, сам собою преодолевает стремление волн, побеждает нападение ветров, не нуждается в помощи корабельщиков или кормчего, который бы всем гребцам давал нужные приказания. Так думающие, явно и несомненно видя Владыку вселенной, который управляет созданным от Него творением, и все видит и движет в согласном порядке…, произвольно слепотствуют или бесстыдно поступают и получая дары Промысла, в то же время бесчестят их, и чем наслаждаются, тем самым вооружаются против Промыслителя».[2]
Образы Божественного Промышления о человеке.(Частный Промысел)
Промысл Божий простирается не только на мир вообще, на роды и виды существ, но и на каждое сотворенное существо в особенности.
Так учит св. Писание: «пойте Богу нашему в гуслях: одевающему небо облаки, уготовляющему земли дождь, прозябающему на горах траву и злак на службу человекам; дающему скотом пищу их, и птенцем врановым, призывающим его» (Пс. 146, 7-9).
Так учат св. Отцы и писатели Церкви: Афинагор: «надобно знать, что ни на земле, ни на небе ничто не остается без попечения и без промысла; но попечение Творца равно простирается на все невидимое и видимое, малое и великое: ибо все творения имеют нужду в попечении Творца, ровно как и каждое порознь, по своей природе и по своему назначению».
Так учит, наконец, здравый разум. Если Бог не промышляет о всех своих созданиях, или, если промысл Его объемлет только великие предметы мира, только роды и виды существ, но не простирается на малыя вещи и на каждое их неделимых, — то это возможно по двум причинам: или по тому, что Бог не может промышлять о всех своих тварях, или потому, что не хочет. Но ни первой, ни последней причины допустить нельзя.
Если Бог не может промышлять о всех предметах мира и о всех существах его, каждом в особенности: то или потому, что не знает всех этих предметов и существ, вследствие их чрезвычайной многочисленности; или по недостатку премудрости и силы, чтобы распоряжаться и управлять столь многочисленными, разнородными, разнокачественными предметами и существами. Но Бог есть Существо совершеннейшее: Он всеведущ, Он бесконечно-премудр, Он всесилен.
Если Бог не хочет промышлять о своих созданиях всех вообще и каждом в особенности: то или по недостатку благости; или по беспечности и нерадению; или потому, что промышлять о малых предметах и существах неделимых недостойно Его величия. Но первыя два предположения, очевидно, таковы, что их и на минуту не допустит ни один здравомыслящий. Что же касается до предположения последняго, более благовиднаго, на которое потому преимущественно и указывают признающие только общий промысл и отвергающие частный: то и с этим предположением согласиться никак нельзя. Ибо, во-первых, если Бог не счел недостойным своего величия сотворить существа малыя и неделимыя: то, без сомнения, не может быть недостойным Его величия и промышление об них. Во-вторых, малыми и великими кажутся предметы и существа только для нас по сравнению их межу собою; но пред Богом, Существом безпредельным, все они безконечно малы. След. если недостойно величия Божия промышлять о существах и предметах, кажущихся только нам великими: то почему же недостойно Его промышлять о предметах и существах, представляющихся нам малыми? Или иначе: великими и малыми являются предметы только сравнительно между собою и по нашим понятия; но пред беспредельным величием Творца и Вседержителя нет ничего великого, ровно как пред безпредельною Его благостию ничто не мало, чему только Он сам благоволил даровать бытие. В-третьих, самые великие предметы мира состоят из частей малых, и самые обширные роды и виды существ суть только умопредставляемыя совокупности неделимых, которыя одни существуют на опыте. Чтож будет теперь промысл общий, если нет частного, и можно ли отделить первый от последнего? В-четвертых, известно, что великия события в мире происходят часто от причин, по видимому, самых маловажных, например, от искры — пожары, истребляющие целые многочисленнейшие города, от несогласия немногих лиц — страшныя войны народов. Как же возможен промысл общий, если нет частного? Поэтому-то промысл Божий, и общий и частный, признавали не только христианские мыслители, но и здравомыслящие язычники.[2]
В частности, попечение Божие о человеке выражается в том, что Господь промышляет:
1) О целых царствах и народах.
Св. Писание излагает эту истину весьма раздельно, когда говорит:
1. Что Бог есть верховный царь по всей земли (Пс. 46, 3. 8; 94, 3), что Он воцарися над языки, т.е. над народами (Пс. 46, 9), обладает языки ( — 21, 29), призирает на языки ( — 65, 7), наставляет языки (66, 5).
2. Что Он — а) сам поставляет царей над народами: владеет Вышний царством человеческим, и ему же восхощет даст е (Дан. 4, 22. 29; снес. Сир. 10, 4); той поставляет цари и преставляет (Дан. 2, 21), и комуждо языку устроил вожда (Сир. 17, 14; снес. Прем.6, 1-3); б) поставляет, как видимых наместников своих в каждом царстве: Аз рех: бози есте, говорит Он им, и сынове Вышняго вси (Пс. 81, 1-6; снес. Исх. 22, 28); в) и с этою целию дарует им от себя державу и силу (Прем. 6, 4), венчает их славою и честию (Пс. 8, 6), елеем святым своим помазует их (Пс. 88, 21; снес. 1 Цар. 12, 3-6; 16, 3; 19, 16; 24, 7; Исаии 41, 1), так что от того дне носится над ними Дух Господень (1 Цар. 16, 11-13); г) сам же, наконец, и управляет чрез царей земными царствами; мною царствуют, говорит Он, царие, и сильнии пишут правду (Прит. 8, 15). Якоже устремление воды, присовокупляет Пророк, тако сердце царево в рутце Божией: амо же аще восхощет обратити, тамо уклонит е (Прит. 21, 1).
3. Что Он — а) поставляет, чрез Помазанников своих, и все прочия, низшия власти: всяка душа властем предержащим да повинуется, несть бо власть аще не от Бога: сущыя же власти от Бога учинены суть (Рим. 13, 1); повинитеся убо всякому человечу начальству Господа ради; аще царю, яко преобладающу: аще ли же князем, яко от него посланным (1 Петр. 2, 13. 14), б) и поставляет, как слуг своих, для устроения счастия человеческих обществ: князи бо не суть боязнь добрым делом, но злым. Хощеши ли не боятися власти, благое твори, и имети будеши похвалу от него: Божий бо слуга есть тебе во благо. Аще ли злое твориши, бойся: не бо без ума меч носит: Божий бо слуга есть, отмститель в гнев злое творящему. Тем же потреба повиноватися не токмо за гнев, но и за совесть. Сего бо ради и дани даете: служители бо Божии суть во истое сие пребывающе (Рим. 13, 3-6).
Итак, от Бога установлены земные царства для блага народов (а не от диавола, который никогда не бывает спокоен сам, не хочет оставить в покое и народы), чтобы, боясь царствия человеческаго, люди не истребляли друг друга по подобию рыб, но, подчиняясь законам, отлагали многообразное нечестие языческое… По чьему повелению рождаются люди, по повелению Того же поставляются и цари, приспособленные к тем, над кем они царствуют. Ибо некоторые из них даются для исправления и пользы подданных, и сохранения правды; некоторые же для страха и наказания; еще некоторые для уничижения народов, или для возвышения, смотря потому, чего бывают достойны эти народы по праведному суду Божию, одинаково простирающемуся на все.
Св. Отцы и учителя Церкви также весьма часто повторяли, что Бог управляет царствами человеческими, и посылает им царей и прочие власти. Иоанн Златоуст: «уничтожь судилища, и уничтожишь всякой порядок в нашей жизни; удали с корабля кормчаго, и потопишь судно; отними вождя у войска, и предашь воинов в плен неприятелям. Так, если отнимешь у городов начальников, мы будем вести себя безумнее безсловесных зверей, — станем друг друга угрызать и снедать (Гал. 5, 15), богатый беднаго, сильнейший — слабаго, дерзкий — кроткаго. Но теперь, по милости Божией, ничего такого нет. Живущие благочестиво, конечно, не имеют нужды и мерах исправления со стороны начальников: праведнику закон не лежит, сказано (1 Тим. 1, 9). Но люди порочные, еслибы не были удерживаемы страхом от начальников, наполнили бы города безчисленными бедствиями. Зная это, и Павел сказал: несть бо власть аще не от Бога: сущыя же власти от Бога учинены суть (Рим. 13, 1). Что связи из бревен в домах, то и начальники в городах. Если те уничтожишь, стены, распавшись, сами собою обрушатся одна на другую: так, если отнять у вселенной начальников и страх, внушаемый ими: и домы, и города, и народы с великою наглостию нападут друг на друга, потому что тогда некому будет их удерживать и останавливать, и страхом наказания заставлять быть спокойными».
2) О частных лицах, каждем порознь.
В Слове Божием говорится, что Бог —
1. Сам дает бытие каждому из нас: не от рук человеческих угождения приемлет, требуя что, сам дая всем живот, и дыхание, и вся (Деян. 17, 26). В частности:
а) Сам образует наше тело в утробе матери: кожею и плотию облекл мя еси, костми же и жилами сшил мя еси (Иов. 10, 11; снес. Пс. 138, 15).
б) Сам дает нам душу: тако глаголет Господь, сотворивый небо, и водрузивый е; утверждей землю, и яже на ней, и даяй дыхание людем, иже на ней, и дух ходящим на ней (Ис. 42, 5; снес. Еккл. 12, 7; Зах. 12, 1).
в) Сам наделяет нас теми или другими свойствами: рече Господь к Моисею: кто даде уста человеку? и кто сотвори нема и глуха, и видяща и слепа? не аз ли Господь Бог (Исх. 4, 11; снес. Пс. 93, 9; Иак. 1, 17)?
г) Сам изводит нас на свет из чрева матери: яко ты еси исторгий мя из чрева, упование мое от сосцу матере моея; к тебе привержен есмь от ложесн, от матере моея, Бог мой еси ты (Пс. 21, 10. 11; снес. 138, 13).
2. Хранит нас в течение всей жизни: ибо —
а) Дарует нам все потребное для поддержания и услаждения бытия: богатым в нынешнем веце запрещай не высокомудрствовати, ниже уповати на богатство погибающее, но на Бога жива, дающего нам вся обильно в наслаждение ( 1 Тим. 6, 17; снес. Деян. 17, 25).
б) Печется об участи каждого из нас: всю печаль вашу возвергше нань, яко той печется о вас (1 Петр. 5, 7). Аз на тя, Господди, уповах: рех: ты еси Бог мой. В руку твоею жребий мой (Пс. 30, 15. 16). Господь решит окованныя: Господь умудряет слепцы: Господь возводит низверженныя: Господь любит праведники: Господь хранит пришелцы, сира и вдову приимет: и путь грешных погубит (Пс. 145, 8. 9).
3. Содействует нам в деятельности:
а) Он посылает нам помощь и подкрепление: помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю (Пс. 120, 2). Господь крепость людем своим даст (Пс. 28, 11 и др.).
б) Он руководит и направляет нас: от Господа исправляются стопы мужу: смертный же како уразумеет пути своя (Прит. 20, 24)? Всяк муж является себе праведен: управляет же сердца Господь (Прит. 21, 2; снес. 16, 1).
4. Наконец, Сам же назначает и предел нашей земной жизни и деятельности: изочтени месяцы его (человека) от тебе, на время положил еси, и не преступит (Иов. 14, 5).
Василий великий: «Бог без всякого сомнения, распоряжает нашими делами лучше, нежели как предначертали бы мы сами» [2]
Мир — это великая Его книга; века подобно страницам следует в ней один за другим; годы, как строки этих книг; а все творения, от Ангела и человека до малейшей былинки, как буквы расположенные в подобающих им местах рукою Великого Творца, который один знает Свою вечную мысль и совокупность Своего мудрого дела!
Если бы невежда, не умеющий читать раскрыл книгу какого-нибудь великого мыслителя или поэта, и видя сколько неизвестных ему букв, соединенных в различном порядке, иногда по две, иногда по три, иногда по четыре, шесть или десяти вместе, чтобы составить слово; видя большие и маленькие буквы, длинные и короткие строки; и рассматривая это непонятное для него сочетание знаков, ему неизвестных, вздумал бы судить для чего буквы, слова и строки составлены так, а не иначе; для чего то, что в конце, не поставлено в начале или на середине страниц?… Ему бы ответили: «Жалкий невежда! Ведь это написано умным, гениальным человеком; он расположил слова именно в таком порядке, чтобы лучше выразить свои мысли; и если бы ты вздумал переставлять буквы, строки, страницы, то вышла бы ужасная бессмыслица вместо прекрасного творения великого автора».
Нам нужно выучиться читать хотя бы некоторые страницы этой Книги, и мы удостоверимся, как хорошо и полезно то, что кажется нам беспорядочным теперь.[3]
Иоанн Златоуст пишет: «несть воля пред Отцем вашим небесным, да погибнет один от малых сих (Матф. 18, 14), разумея верующих в Него. Да и неверующим в Него Он желает всем спастися, исправившись и уверовавши (в Него), как и Павел говорит: иже всем человеком хощет спастися, и в разум истины приити (1 Тим. 2, 4); и сам Он сказал к Иудеям: не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние (Матф. 9, 13); и также чрез Пророка: милости хощу, а не жертвы (Ос. 6, 6). Даже, когда они и после такой попечительности об них не захотят исправиться и познать истину, и тогда еще Он не оставляет их; но так как они добровольно сами лишили себя небесной жизни, то он доставляет им по крайней мере все блага настоящей жизни, велит восходить солнцу своему над злыми и добрыми, посылает дождь на праведных и неправедных, и подает все прочее, необходимое для продолжения настоящей жизни (Матф. 5, 45). Если же Он так печется о врагах своих, то оставит ли когда без попечения верующих в Него и угождающих Ему по силам своим? Нет, нет; об них-то Он более всех печется; и власи главы вашея, говорит Он, вси изочтены суть (Лук. 12, 7)».
3) Преимущественно о праведниках
«Близ Господь всем призывающим Его; всем призывающим Его во истине: волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит и спасет я. Хранит Господь все любящие Его, и вся грешники потребит» (Пс. 144, 18-20).
Из многочисленных примеров особеннаго промышления Божия о людях благочестивых укажем на некоторые: а) на праведного Ноя с семейством, которого сохранил Господь от погибели во время всемирного потопа (Быт. 7, 18; 8, 4); на всех св. Апостолов, которые, чувствуя над собою особенный промысл Божий, свидетельствовали: яко не знаеми, и познаваеми: яко умирающе, и се живи есмы: яко наказуеми, а не умерщвляеми: яко скорбяще, присно же радующиеся: яко нищи, а многи богатяще: яко ничто же имуще, а вся содержаще (2 Кор. 6, 9. 10).
Многие люди задаются вопросом: «Но, если, действительно, говорят, есть особый промысл Божий о человеке, и если Бог, как правосудный, более печется о праведниках, нежели о грешниках: то от чего же не видим этому подтверждения в самой жизни? От чего праведники часто бедствуют на земле, а грешники благоденствуют и пользуются всеми дарами счастия»? Против этого недоумения, которое слышится издревле и так часто повторяется.
1. Мы часто ошибаемся в своих суждениях о людях добродетельных и людях порочных: потому что о тех и других судим по одной наружности, будучи не в состоянии проникнуть в самое их сердце и знать тайные дела их.
2. Часто также мы ошибаемся в своих суждениях о счастии или несчастии наших ближних. Счастливым, например, называем какого либо грешника потому только, что он богат, пользуется отличиями и почестями, предается удовольствиям. А того не знаем, что этот человек, может быть терпит величайшия бедствия семейныя, которыя только прикрывает; что этот человек, может быть, несет крест от своих, раздирающих душу, страстей и пороков, изнуряющих его силы, подвергающих его различным болезным и преждевременно приближающих его к могиле; что он часто терзается мучениями совести, стыдом, страхом наказаний временных и вечных. Несчастным, напротив, называем какого либо праведника потому, что он беден, не удостоивается мирских почестей, не наслаждается удовольствиями, — тогда как душа истинного праведника вовсе и не жаждет земных благ, которыя, следовательно, и не могли бы составить для него счастия; а истинное счастие для праведника заключается — в сознании своей правоты и невинности, в спокойствии совести, в духовной радости (Рим. 14, 17) и в надежде удостоиться вечно-блаженной жизни за гробом.
3. Если Бог действительно попускает нередко людям благочестивым терпеть на земле бедствия: то это для их же пользы, так как нет ни одного праведника, который бы был совершенно чист от всякого греха (Прит. 24, 16; 1 Иоан. 1, ): посреди бедствий и скорбей душа праведника очищается, как злато в горниле (Прем. 3, 6; 1 Петр. 1, 6. 7). Во вторых, бедствия и искушения более и более укрепляют праведников в добре, возвышают и нравственное достоинство, соделывают любовь их к Богу и добродетели чище и бескорыстнее и открывают в них новыя добродетели: терпение, великодушие, мужество и другия. В третьих, бедствия и искушения способствуют возвышению будущей славы праведников.
Кроме того, если Бог и попускает праведника испытывать на земле несчастия и скорби, за то — а) никогда не оставляет их без своей помощи, и не искушает выше меры; б) никогда не оставляет их без своего утешения.
4.Если, с другой стороны, Бог часто ущедряет дарами земнаго счастия людей порочных: то и это с благою целию. Своими благодеяниями грешникам, противникам воли Его, Он хочет согреть их холодное сердце, хочет тронуть их своею отеческою любовию и расположить к себе, хочет победить благим злое (Рим. 12, 21), возбудить в них чувство покаяния (Рим. 2, 4), извлечь их из бездны порока и поставить на пути добродетели (2 Петр. 3, 9; Прит. 25, 22; Рим. 12, 20). И если грешники не внемлют этому кроткому гласу, зовущему их к покаянию; если не стараются воспользоваться благодеяниями Божиими, как средством к своему спасению, и остаются в нечестии: вина их, — по жестокости своей и нераскаянному сердцу, они собирают себе гнев в день гнева и откровения праведного суда Божия (Рим. 2, 5).
5.Надобно помнить, что бедствия, которым подвергаются праведники часто зависит от людей, от их несправедливости и злобы; равно как и счастливыя обстоятельства грешников часто зависят также от людей, от их благоволения, пристрастия и подобных причин. След. здесь действует человеческая свобода. Но Бог, как вообще, не стесняет свободы своих тварей, так и не может и не желает стеснять её и здесь; как вообще попускает людям творить зло, так, и в частности, попускает им этот вид зла, по которому они несправедливо преследуют праведников и благоприятствуют грешникам. Вот поэтому-то и сказал Спаситель ученикам Своим: аще мир вас ненавидит, ведите, яко мене прежде вас возненавиде. Аще от мира бысте были; мир убо свою любил бы; яко же от мира несте, но яз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир.
Это очень естественно: мир, во зле лежащий, не может любить сынов света, праведников, и не преследовать их. Бог только извлекает, сколько возможно, и из этого зла, которое творят часто грешники праведникам, какое либо нравственное благо для праведников.
6. Настоящая жизнь есть время подвигов: и праведники и грешники здесь еще действуют, кто так, кто иначе, и не совершили своего поприща. Потому им воздаяние им должно быть не здесь, а уже по окончании подвигов. Оно и будет, это праведнейшее воздаяние, в жизни другой, загробной, где просветятся праведники, яко солнце, во царствии Отца их (Матф. 13, 43), и предадутся грешники в огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его (Матф. 25, 41). «Так как нам открыто царствие небесное, говорит св. Златоуст, и показано воздаяние в будущей жизни, то уже не стоит и изследовать, почему праведные здесь терпят скорби, а порочные живут в удовольствиях. Ибо, если там каждого ожидает награда по заслугам, то для чего возмущаться здешними событиями, счастливыми и несчастными? Этими бедствиями Бог покорных Ему упражняет, как мужественных борцов; а более слабых, нерадивых и не могущих переносить ничего тяжкаго, предварительно вразумляет на добрыя дела».
7. Известно, наконец, что не все праведники на земле бедствуют и не всегда; напротив, часто они наслаждаются благами жизни и дворы праведников видимо благословляются Богом (Прит. 3, 33). Равным образом и грешники не все здесь благоденствуют и не всегда, но часто страждут от самих своих грехов (Прем. 11, 17), часто терпят заслуженныя наказания от людей, часто клятва Господня осязательна для всех в домех нечестивых (Прит. 3, 33). И на это есть также свои причины. «Если же часто случается и противное, продолжает св. Златоуст, если многие праведные живут спокойно и в чести, а порочные в безчестии и крайних бедствиях: то этим пока опровергается сделанное нам прежде возражение, сила которого в том, что праведные здесь страждут, а нечестивые блаженствуют. Но, если нужно разрешить и это (т.е. почему и здесь добродетельные бывают счастливы, а порочные бедствуют), так скажу, что Бог устрояет наше благо неодинаковым образом, но, будучи неистощим в средствах, пролагает многие пути ко спасению. Так как многие не хотят принять учение о будущей жизни и воскресении, то Он еще здесь представляет, в малом виде, образ суда, когда т.е. наказывает злых и награждает добрых. Вполне совершится это на будущем суде, но отчасти совершается ныне и здесь, дабы те, кои предались греху из-за такой отдаленности суда, вразумились по крайней мере тем, что делается в настоящее время. Еслибы здесь никто из злых совсем не наказывался, и никто из добрых не получал награды, то многие из неверующиих учению о воскресении уклонялись бы от добродетели, как от причины зла, а грех любили бы, как причину добра; с другой стороны, еслибы здесь все получали по заслугам, то подумали бы, что учение о суде излишне и ложно. Итак, чтобы и это учение не подвергалось сомнению, и многочисленная и невежественная толпа не сделалась хуже от небрежности, Бог еще и здесь наказывает многих из грешников и награждает некоторых из праведников; и тем, что это делает не со всеми, Он подтверждает учение о суде, а тем, что наказывает некоторых прежде суда, пробуждает спящих глубоким сном. Из-за наказания постигающаго порочных, многие исправляются по страху, чтобы и с ними не случилось того же самого; а от того, что здесь не все получают по заслугам многие невольно начинают думать, что это (полное возмездие) отложено до другаго времени. Правосудный Бог, конечно, не допустил бы столь многим и злым отходить из здешней жизни ненаказанными, и добрым терпеть бессчисленныя бедствия, еслибы тем и другим не приготовил другаго состояния в будущем веке. Посему-то Он наказывает и награждает не всех, а только некоторых.[2]
О возможности познания Промысла Божия человеком.
Одним из свойств Божественной природы является святость. И путь, который предлагает Бог каждому разумному творению — это путь святости. Поэтому, чтобы увидеть Бога в Его Промысле, нужна чистота разума, сердца и тела, а для достижения чистоты необходимо жить по заповедям Спасителя. Но даже несмотря на то, что на вершинах святости многое открывается подвижникам, возможности познания человеком Божественного Промысла остаются весьма и весьма ограниченными. Замечателен пример из жизни прп. Антония, египетского подвижника III-IV столетия. Однажды он начал жаловаться Богу, что не может своим умом постичь тайны Промысла Божия: почему, например, одни люди живут долго, а другие умирают в младенчестве, почему праведники нередко терпят лишения и притеснения, в то время как люди нечестивые, наоборот, проводят жизнь в полном довольстве и т.д.?
На это ему был дан от Бога ответ: «Антоний, внимай себе и не подвергай исследованию судеб Божиих, потому что это душевредно». Этот совет должно всем держать в памяти, и когда нам приходят на ум аналогичные мысли, полезно вспоминать эти слова Божии, сказанные св. Антонию.
Наше нынешнее падшее состояние таково, что даже самые святые люди могут постичь Промысл Божий лишь отчасти. Ап. Павел говорит, что «теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» (1 Кор. 13, 12). Полное познание Промысла Божия станет возможным только в жизни будущего века. Ап. Павел говорит: «Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится…Теперь я знаю отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор. 13, 10 и 12).
Как Бог знает нас сейчас, так же все судьбы Божии будут открыты нам в будущем. [1] Когда вечность раскроется перед нами, она чудно оправдает то, что кажется нам теперь несправедливым на земле. Вечность объяснит все тайны. Именно она должна быть мерилом суждений наших во всех жизненных случаях; без нее нельзя очень многого понять из судеб Божиих в отношении к нам.[3]
Свт. Василий Великий так говорит: «Судьбы Божии — бездны, и будучи заключены в Божественных сокровищах, не для всех удобопостижимы. А верующим дано обетование от Бога «отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства» (Ис. 45, 3); посему, когда удостоимся видения лицем к лицу, тогда узрим и в сокровищах Божиих бездны»[1].
Список литературы:
1. «Догматическое богословие». Курс лекций ч.III Иерей Олег Давыденков. — Москва, 1997г.
2. «Православно-догматическое богословие» Том I. Митрополит Московский и Коломенский Макарий. — Москва, 1999.
3. «Азбука православия». Составитель Владимир Зоберн. — М., 1999г.
http://www.traktat.ru/tr/referats