О добром Самарянине . — Православная женщина

ДРУГИЕ СТАТЬИ

О добром Самарянине . - Православная женщина0

25И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

26Он же сказал ему: в законе что’ написано? ка’к читаешь?

27Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

28Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.

29Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?

30На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.

31По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.

32Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.

33Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился

34и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;

35а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

36Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

37Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же. (Лк. 10)

Господь, сотворивший человека вложил в него свойства, необходимое для создания Церкви, для того, чтобы собрание людей могло быть именно Церковью. Одно из таких свойств – чувство сострадания, возможность чувствовать боль своего ближнего.

Это чувство влияет на отношения между нами, на отношения между священником и теми, кто приходит в храм, на отношения между пастырем и пасомыми. Священник в Теле Христовом представляет сердце, часто его проповедь выражает его боль за народ Божий, вверенный его духовному попечению. Тот, кто когда-нибудь испытывал сердечную боль, поймет этот образ.

А что должна испытывать паства, когда в проповеди слышна боль? Как должна вести себя, как реагировать на эту проповедь? Если в ответ нет боли, то это серьезный симптом. Это значит, что человек выглядит как член Церкви, но это только видимость. На самом деле жизни в нем нет, он не чувствует боли, он является своего рода протезом. Намного хуже, когда такой человек еще и причащается. В нем содержится Кровь Господня, как и в Теле, но это не тело. Можно этого человека уподобить клопу, который, присосавшись, пьет кровь, а общей с телом боли не чувствует.

Сегодняшняя притча о добром самарянине, или как сказал один столичный священник, о добром свидетеле Иеговы, научает нас этому чувству сострадания.

Можно было бы сказать, что этот евангельский отрывок актуален, но это не совсем так: он не просто актуален, его актуальность растет в геометрической прогрессии. Потому что все ближе и ближе времена, про которые говорится в Евангелии «когда оскудеет любовь». Ведь на наших глазах она все более и более оскудевает, оскудевает до той степени, что исчезает даже естественная любовь – любовь детей к родителям и родителей к детям.

В сегодняшнем евангелии мы видим, как некий фарисей, желая проверить знания Господа, обращается к Нему с простым вопросом: «Какая наипервейшая заповедь в Законе?». Любой иудей мог легко ответить на этот вопрос, потому что он с детства рос в этих заповедях. Господь, конечно, ответил, что первая заповедь – «Возлюби Бога», вторая – «Возлюби ближнего своего». Но ответил Господь так, что, видимо, фарисей был посрамлен его ответом. Как говорится в Евангелии, «желая оправдиться», он задает еще один вопрос: «А кто ближний мой?»

Господь-сердцеведец видит не только помыслы наши, но и такие движения сердца, которые мы даже не осознаем. И видимо Господь заметил какое-то движение в сердце этого фарисея и никак не отреагировал на то, что этот второй вопрос был таким же искушающим. Он рассказывает притчу о добром самарянине. Человек, на которого напали разбойники, будучи избит, видимо истекая кровью, лежал и умирал. Мимо прошли и левит, и священник, то есть те люди, которых уважали в израильском народе. И, казалось бы, именно от них следовало ожидать какой-то помощи. Но этой помощи не последовало.

Эта ситуация известна и нам: часто не получаем помощи от священнослужителей, когда обращаемся к ним, может, даже не в такой страшной ситуации как эта. Священник и левит проходят мимо, и это укор всем православным, и в первую очередь, священнослужителям.

Но далее в притче появляется самарянин. Надо вспомнить, кем был самарянин в глазах иудея. Он был не просто иноплеменником, а намного хуже. Самарянин представлялся врагом, извратившим Моисеев закон и заповеди, данные Богом. Он был презираем и ненавидим. Правда и самаряне испытывали те же чувства по отношению к иудеям.

Однако самарянин в притче вместо проявления вражды оказывает помощь. И более того, привезя раненого в гостиницу, самарянин говорит хозяину, что если тот истратит более данного ему, он потом возместит эти расходы. Нисколько не скупясь, этот человек помогает, оказывает необходимую помощь.

И после рассказанной притчи Господь Иисус Христос задает серьезный вопрос – серьезный и точный как контрольный выстрел: «Кто ближний?».

Любой иудей ответил бы совершенно определенно, потому что он с детства вырос с сознанием, что иноплеменник ближним быть не может. И у сегодняшних иудеев точно так же: иноплеменник ближним не может быть. Например, если хлеб испек иноплеменник, он перестает быть кошерным, и правоверному иудею его есть нельзя.

Однако евангельский фарисей дает ответ: «Самарянин». Отвечает так, и в то же время, наверное, понимает, что попадает под осуждение своих соплеменников. Но видимо, в его сердце произошла какая-то перемена, и он ответил именно так. И можно сказать, что этот ответ означает взгляд на Иисуса не как на простого учителя, не как на простого и дерзкого плотника, который поучает иудейских учителей. Это первое исповедание Иисуса именно как Христа.

И в окончании разговора с фарисеем Господь говорит: «Иди и твори такожде», то есть иди и поступай точно так же. Эти слова фактически – заповедь. И они звучат как заповедь не только для того фарисея, но и для каждого из нас, для каждого православного человека, для каждого человека, который следует за Христом.

К сожалению, в нашей жизни происходит почему-то по-другому. Мы православные, мы знаем, что первейшее условие спасения, избавления от вечной гибели – любовь к ближнему. Однако и в нас оскудевает любовь настолько, что мы начинаем делить людей, которым требуется сострадание, на своих и чужих, православных и неправославных. Как будто бы не было Нового Завета, как будто мы все еще живем в Ветхом Завете, по тем же принципам – поддерживать только соплеменников. Как будто бы не было страданий Христа за нас.

Эта притча обличает нас, помогает нам увидеть это необходимое нам свойство. К счастью, редко мы встречаем на улице человека в такой трагической ситуации, который лежит и истекает кровью. Чаще от нас требуется мелочь – всего лишь каким-нибудь добрым словом, эмоционально поддержать другого человека. Дай нам Бог, чтобы всегда в наших сердцах был жив образ милосердного самарянина.

Оцените статью
Добавить комментарий