Собо́р святы́х новому́чеников и испове́дников Росси́йских — Православная женщина

ДРУГИЕ СТАТЬИ

Собо́р святы́х новому́чеников и испове́дников Росси́йских - Православная женщина0

Собо́р святы́х новому́чеников и испове́дников Росси́йских — группа российских святых, принявших мученическую кончину за Христа или подвергшихся гонениям после Октябрьской революции 1917 года; также название праздника в их честь.

Включает в себя Собор новомучеников, в Бутове пострадавших — 289 святых, известных к 2007 году, возглавляемый священномучеником Серафимом (Чичаговым). Бутовскому собору новомучеников с 2001 года установлено совершать память в 4-ю субботу по Пасхе.Содержание
История установления праздника

Русская Зарубежная Церковь (тогда вне общения с Московским Патриархатом) совершила прославление Собора новомучеников 1 ноября 1981 года на своём Соборе под председательством митрополита Филарета (Вознесенского).

25 марта 1991 года Священный Синод РПЦ принял Определение «О возобновлении поминовения исповедников и мучеников, пострадавших за веру Христову, установленного Поместным Собором» 5 (18) апреля 1918 года: «Установить по всей России ежегодное поминовение в день 25 января или в следующий за сим воскресный день всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников».

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1992 года определил совершать празднование Собору новомучеников и исповедников Российских 25 января по юлианскому календарю — в день памяти убиения священномученика Владимира (Богоявленского) — в случае совпадения сего числа с воскресным днём или в ближайшую неделю (воскресенье) после оного.

Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года прославлены как известные, так и неизвестные нам мученики и исповедники веры (чин канонизации был совершён 20 августа 2000 года).

Также было определено, что в состав Собора будут включаться святые по решению Священного Синода Русской Православной Церкви. В Соборе новомучеников и исповедников Российских XX века на 1 января 2011 года поименно канонизирован 1774 человек.

Первомучеником Собора от белого духовенства стал царскосельский протоиерей Иоанн Кочуров: 31 октября (13 ноября) 1917 года он был «расстрелян обезумевшей толпой».

Собор новомучеников дополняется по мере обнаружения и изучения сведений; существуют весьма различные оценки числа казнённых и репрессированных в СССР клириков и активных мирян Православной церкви.
[править]
Бутовский полигон и храм близ него

9 августа 2001 правительство Московской области приняло постановление № 259/28 об объявлении бывшего секретного объекта НКВД — КГБ, действовавшего с конца 1930-х и до начала 1950-х, «Бутовский полигон» в Ленинском районе, Государственным памятником истории.

Согласно архивным данным ФСБ, только в период с 8 августа 1937 по 19 октября 1938 на Бутовском полигоне были убиты 20 тысяч 765 человек; из них 940 — священнослужители и миряне Русской Церкви.

28 ноября по юлианскому календарю — в день памяти сщмч. Серафима (Чичагова) — 1996 года на Бутовском полигоне (д. Дрожжино́ Ленинского р-на Московской области) был освящён небольшой деревянный храм во имя Новомучеников и Исповедников Российских.

В 2004 на богослужении, совершённом Патриархом Московским Алексием II в Бутово присутствовала первая официальная делегация РПЦЗ во главе с её Первоиерархом митрополитом Лавром, находившаяся в России с 15 по 28 мая 2004.

Тогда же Патриарх Алексий и митрополит Лавр совместно заложили основание нового, каменного храма Новомучеников и Исповедников к югу от Юбилейной улицы. К 2007 завершено его строительство из бетона. В храме хранятся многие личные вещи людей, принявших мученическую кончину в Бутово.

19 мая 2007, после подписания Акта о каноническом общении накануне, Патриарх Московский Алексий II и Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви Митрополит Лавр совершили великое освящение храма.
[править]
Состав и порядок канонизации новомучеников и исповедников российских

Собор новомучеников и исповедников российских начал формироваться с 1989 года, когда был канонизирован первый святой.

Далее канонизация происходила следующим образом:

Архиерейским Собором Русской православной Церкви в 1989 году – 1 святой

Архиерейским Собором Русской православной Церкви в 1992 году – 7 святых

Архиерейским Собором Русской православной Церкви в 1994 году – 2 святых

Архиерейским Собором Русской православной Церкви в 1997 году – 3 святых

Архиерейским Собором Русской православной Церкви в 2000 году – 1071 святых, а именно:

От Алма-Атинской Епархии – 202 святых

От Барнаульской епархии – 5 святых

От Белгородской Епархии – 16 святых

От Владимирской Епархии – 2 святых

От Вологодской Епархии – 14 святых

От Воронежской Епархии – 14 святых

От Вятской Епархии – 1 святой

От Ивановской Епархии – 41 святой

От Казанской Епархии – 14 святых

От Красноярской Епархии – 13 святых

От Крымской Епархии – 10 святых

От Курской Епархии – 2 святых

От Московской Епархии – 164 святых

От Нижегородской Епархии – 45 святых

От Омской Епархии – 4 святых

От Оренбургской Епархии – 1 святой

От Орловской Епархии – 4 святых

От Пензенской Епархии – 3 святых

От Пермской Епархии – 91 святых

От Петербургской Епархии – 4 святых

От Рязанской Епархии – 34 святых

От Самарской Епархии – 9 святых

От Саранской Епархии – 11 святых

От Таллинской Епархии – 3 святых

От Тверской Епархии – 114 святых

От Тобольской Епархии – 5 святых

От Уфимской Епархии – 9 святых

От Черниговской Епархии – 3 святых

От Чимкентской Епархии – 31 святой

От Ярославской Епархии – 55 святых

От Троице- Сергиевской Лавры – 1 святой

От Валаамского монастыря – 2 святых

От Данилова Монастыря – 1 святой

От Новоспасского монастыря – 6 святых

От Соловецкого монастыря – 7 святых

От Костромской Епархии – 6 святых

Украинской Православной Церкви – 120 святых

Белорусский Экзархат – 23 святых

Императорская Семья – 7 святых

Решениями Священного Синода в Межсоборный период было канонизировано еще 664 святых, а именно:

В 2000 году – 57 святых

В 2001 году – 122 святых

В 2002 году – 147 святых

В 2003 году – 102 святых

В 2004 году – 58 святых

В 2005 году – 72 святых

В 2006 году – 56 святых

В 2007 году – 33 святых

В 2008– 12 святых

В 2009 году – 3 святых

В 2010 году – 2 святых

ВСЕГО на 1 января 2011 года 1774 святых.

Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, проходивший 13 — 16 августа 2000 года, постановил: «Общецерковное празднование памяти Собора новомучеников и исповедников Российских совершать 25 января (7 февраля), если этот день совпадет с воскресным днем, а если не совпадет — то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля).»

В 2002 году утверждена новая служба Собору.

Тропарь, глас 4-й

Днесь радостно ликует Церковь Русская,/
яко мати чада, прославляющи новомученики и исповедники своя:/
святители и иереи,/
царственныя страстотерпцы,/
благоверныя князи и княгини,/
преподобныя мужи и жены/
и вся православныя христианы,/
во дни гонения безбожнаго/
жизнь свою за веру во Христа положившия/
и кровьми Истину соблюдшия./
Тех предстательством, Долготерпеливе Господи,/
страну нашу в Православии сохрани/
до скончания века.

Кондак, глас 3-й

Подобен: Дева днесь:

Днесь новомученицы Российстии /
в ризах белых предстоят Агнцу Божию /
и со Ангелы песнь победную воспевают Богу: /
благословение, и слава, и премудрость, /
и хвала и честь, / и сила, и крепость / нашему Богу /
во веки веков. Аминь.
Величание
Величаем вас,/ святии новомученицы и исповедницы Российстии,/ и чтим честная страдания ваша,/ яже за Христа/ претерпели есте.

Молитва

О, святии новомученицы и исповедницы Российстии: / святителие и пастырие Церкве Христовы, / царственнии страстотерпцы, / благовернии князие и княгини, / доблии воини, монаси и мирстии, / благочестивии мужие и жены, / во всяцем возрасте и сословии за Христа пострадавшии, / верность Ему даже до смерти свидетельствовавшии / и венец жизни от Него приявшии!
Вы во дни гонения лютаго, / землю нашу от безбожных постигшаго, / на судищах, в заточениих и пропастех земных, / в горьких работах и всяких скорбных обстояниих / образ терпения и непостыднаго упования мужественне явили есте. / Ныне же, в раи сладости наслаждающеся, / пред Престолом Божиим во славе предстоите / и присно хвалу и ходатайство со Ангелы и всеми святыми Триединому Богу возносите.

Сего ради мы, недостойнии, / молим вас, святии сродницы наши: / не забудите земнаго отечества вашего, / грехом каинова братоубийства, / поруганием святынь, безбожием и нашими беззаконии отягченнаго. / Умолите Господа Сил, / да утвердит Церковь Свою непоколебиму в мире сем многомятежнем и лукавом; / да возродит в земли нашей дух братолюбия и мира; / да паки будем мы царское священие, / род Божий, избранный и святый, / присно с вами славящий Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Собо́р святы́х новому́чеников и испове́дников Росси́йских - Православная женщина1

В честь новых святых Российских мучеников и исповедников по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, группой ведущих иконописцев Православного Свято-Тихоновского Богословского Института написана икона Собора святых новомучеников и исповедников Российских. Икона написана в стиле памятников начала XVI века. Подвиги святых, в первую очередь подвиги мучеников, преподаются в иконе не как видимая, ощутимая глазом реальность, а лишь как воспоминание, очерченное в основных признаках воспоминаемого события и необходимое как свидетельство о подвиге, победе святых над силами зла, но, при этом, подаваемое в контексте образов Царствия Небесного .

Икона состоит из трех частей: средника, как главной части, где представлен собор святых, предстоящих в прославленном состоянии; деисусного чина в верхнем ряду; боковых клейм с изображениями мученических подвигов.

В верхней части средника расположено название иконы. Сонм Святых стоит на фоне православного храма, напоминающего Храм Христа Спасителя в Москве, символизирующего Православную Церковь, а также её судьбу (разорение, а затем восстановление) в XX веке.

Перед ним изображен престол, одетый в красное, пасхальное облачение, также символизирующее воскрешение Православия в России. На престоле лежит Евангелие со словами Спасителя: «Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити…» (Мф. 10:28).

В нижней части перед престолом находится изображение Святых Царственных Мучеников, а слева и справа две группы новомучеников.

Левую (по отношению к зрителю) группу возглавляет святой Патриарх Тихон (по отношению к духовному центру иконы — Кресту — группа является правой); правую — святой Петр (Полянский), митрополит Крутицкий, Местоблюститель Патриаршего Престола. Непосредственно рядом с ними стоят святители митрополиты Кирилл (Смирнов) Казанский и Агафангел (Преображенский) Ярославский. За ними стоят епископы-мученики. Епископов слишком много, чтобы изобразить их всех, поэтому часть из символически изображена в виде нимбов, возвышающихся над верхним рядом изображенных иерархов.

Ниже архиереев изображены мученики-иереи, монашествующие и миряне, в том числе женщины и дети.

В центре деисусного чина помещен образ Христа, восседающего на престоле. В раскрытом Евангелии в Его руках написаны слова: «Аз есмь свет миру» (Ин. 8:12). Также изображены апостолы Пётр, Павел и Андрей, архангелы Михаил и Гавриил, за которыми русские святые X—XIX веков, символизирующие неразрывную связь новых святых с ранними.

Боковые клейма

На 15 клеймах изображены наиболее известные места мученических подвигов и наиболее выдающиеся страдания святых:

Соловецкий монастырь, превращённый в Соловецкий лагерь особого назначения в 1923 г.

Страдание и блаженная кончина священномученика Петра (Полянского), митрополита Крутицкого, Местоблюстителя Патриаршего Престола.

Суд над священномучеником Вениамином (Казанским) и другими священниками.

Расстрел Андроника, архиепископа Пермского и Соликамского, и Гермогена, епископа Тобольского и Сибирского.

Разорение Троице-Сергиевой Лавры и похищение мощей преподобного Сергия Радонежского.

Зверское убийство великой княгини Елизаветы Фёдоровны 5 июля 1918 года: её вместе с другими мучениками сбрасывают в шахту (см. мученики Алапаевской шахты).

Святейший Патриарх Тихон в заточении в Донском монастыре.

Убийство Царской Семьи.

Массовые расстрелы священников в Бутово в 1930-е годы.

Расстрел крестного хода в Астрахани.

Убийство Владимира, митрополита Киевского 25 января 1918 года.

Образ безымянной святой жены с детьми.

Арест священника в храме во время богослужения.

Разорение Саровской обители, похищение мощей преподобного Серафима Саровского.

Расстрел Кирилла, митрополита Казанского в Чимкенте 20 ноября 1937 года.

Оцените статью
Добавить комментарий