« Сказка ставит и помогает решать
моральные проблемы. В ней все герои
имеют четкую моральную ориентацию.
Они либо целиком хорошие, либо целиком
плохие. Это очень важно для определения
симпатий ребенка, для разграничения
добра и зла, для упорядочения его сложных и
амбивалентных чувств.
Ребенок отождествляет себя
с положительным героем.»
Л. Ф. Обухова.
… Возникает естественный вопрос: нужно ли объяснять ребенку сказку, её «уроки», анализировать содержание? Попробуем разобраться.
От соприкосновения со сказкой у ребенка рождается с о б с т в е н –
н о е впечатление. Чем младше ребенок, тем сильнее оно отличается от видения взрослого. Логически мыслить ребенок еще не умеет, а сказка не учит его напрямую. Сказочные образы, стиль, язык сообщают малышу жизненно важную информацию исподволь. Лучший способ разрушить её усвоение – пуститься в бесконечные взрослые объяснения и разъяснения.
Марина Цветаева, вспоминая свои ранние детские впечатления от прочитанных стихов, пишет : «Когда мать не спрашивала – я отлично понимала, то есть понимать и не думала, а просто видела. Но, к счастью, мать не всегда спрашивала, и некоторые стихи остались понятыми.»
Датский психолог и психиатр Б. Бетельхейм отмечает парадоксальную вещь: реалистические рассказы информируют ребенка, но не обогащают его так, как сказка ; чем больше в них причинно-следственных объяснений, тем более не понятны, психологически не правдоподобны они для малыша.
Конечно, «понимание» ребенка сильно отлично от взрослого. Но его впечатления ярче и образнее видения взрослых. Лишь со временем происходит осмысленное постижение глубины сказочного повествования. Попытки совместного с ребенком его анализа – дело школьного возраста. До того опытные бабушки могли вспоминать сказочные коллизии что называется «к слову» : куда это ты, точно колобок , покатился? смотри, как бы не нашлась на тебя «лиса»… и т.п.
О т в е ч а т ь же нужно на те вопросы, которые по ходу «сказывания» сказки ребенок задаст вам сам.
Добрый разум наживают не разом…