Промысл Божий в Жизни Человека. — Православная женщина

ДОМ

Промысл Божий в Жизни Человека. - Православная женщина0Учение о Промысле Божием, иначе о Провидении Божием, подробно раскрыто в Священном Писании и Священном Предании. Это учение является одним из основных догматов христианства. В русской литературе на эту тему имелось некогда много печатных трудов, но безбожники их уничтожили. Во всех других христианских странах было напечатано много богословских трудов. Все это свидетельствует о том, что догмат о Промысле Божием имеет огромное значение в человеческой жизни, как равно и во всей вселенной.

Православная догматика формулирует учение о Промысле Божием следующими словами: «Промыслом Божиим называется попечение (забота) Бога о мире и человеке. Это означает, что Господь Вседержитель сохраняет и направляет установленные им в природе законы и силы, когда же этого бывает недостаточно — чудесно помогает людям, особенно в деле их спасения. Все доброе в жизни человека не случайно бывает и не нами создается, а от Бога нам подается, как сказано в литургической молитве: «Всякое даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, и исходит от Бога — Отца светов» (Иак. 1:17).

Св. апостол Иаков поучает об истине Промысла Божия следующими словами: «Послушайте вы, говорящие сегодня или завтра, что отправимся в такой-то город, проживем там один год и будем торговать и получать прибыль; вы, которые не знаете, что случится завтра, ибо что такое жизнь ваша? — пар, появляющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: если угодно будет Господу, и живы будем, то сделаем то и другое» (Иак. 4:13-15).

В Ветхом Завете Библии знали о Промысле Божием, как об истине, которую исповедывали. Ветхозаветный Псалмопевец воспевает в своих псалмах о Промысле Божием следующими стихами: «Господом утверждаются стопы праведника. Когда он будет падать, не упадет, ибо Господь поддерживает его за руку. Грешники идут своим путем по своей воле, но их пути Господь погубит. Нечестивые погибнут, и враги Господни, как тук агнцев исчезнут, — в дыме исчезнут» (Пс. 36:23-24; 145: 9; 36:20).

В этих священных словах находим указание, как проявляется Промысл Божий в жизни человека праведного и грешного. Эта истина должна быть хорошо известна каждому христианину. Пренебрежением же ее человек губить свою душу на веки. По суду Иисуса Христа, Сына Божия, «и паки Грядущего со славою судить живым и мертвым»; «и пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:46).

В языческие времена в Риме и Греции люди веровали в судьбу и рок. Эти верования сохранились в течение многих столетий и дошли до нашего времени. В литературе, в разговорах, в речах и в других случаях часто можно слышать слова «судьба,» «рок» (лат. «фортуна»), выражающие пожелания благополучия и счастья. Христиане, употребляя эти слова, не понимают того, что они выражают языческие верования. Понятие же о Промысле Божием им мало известно и непривычно.

Против понятий «судьба» и «рок» решительно выступал в своих проповедях и сочинениях св. Иоанн Златоуст с IV века. Он говорит: «Если же есть рок, то нет суда; если есть рок, то нет веры; если есть рок, то нет Бога; если есть рок, то нет порока; если есть рок, то напрасно, все без пользы делаем и терпим: — нет похвалы, нет порицания, нет стыда, нет позора, нет законов и нет судилищ.» В другом месте в своих речах он говорить: «Не будем приписывать управление миром демонам; не будем думать, что о настоящих делах никто не промышляет; не будем противопоставлять Промыслу Божию тиранию какого-то рока или судьбы. Все это преисполнено богохульства»…

Таким образом, учение св. Иоанна Златоустого ясно и определенно указывает разницу между понятиями «судьба» и «рок,» с одной стороны, и о Промысле Божием, с другой стороны.

В жизни людей и отдельных лиц всегда случается нечто неожиданное и необъяснимое. В этом явлении кроется какая-то таинственная закономерность. Промысл Божий руководит событиями. На богословском языке это руководство называется волей Божией. Промысл Божий и воля Божия разныя понимания одной и той же сущности Божества. Иначе, это еще называется Домостроительством Божиим.

Феофил, великий богослов 4-5-го веков (скончался около 412 г.), поучает: «Непостижимо Бог вмешивается в наши заблуждения и в наши грехи, не для похвалы их или принятия соучастия в них, но гнушаясь ими, ненавидя и исправляя их, Бог производит из зла много доброго, подобно тому, как бы Он огонь превратил в воду. Все оскорбляющие нас каким то ни было образом, каждый из них совмещает в себе как бы два лица, действующие — одно сознательно, другое бессознательно. Сознательно желает по злому расположению к нам действовать против нам враждебно с намерением оскорбить нашу личность, лишить нас имущества и т.д., хотя в этом своем намерении и не всегда успевает. При успехе же своем, чрез попущение Божие, делается он бессознательно вторым лицом, действующим в качестве орудия в руках Божиих, наказующего или исправляющего наше поведение и тем самым сознательно служить Богу.»

Такими бессознательными служителями Божиими были: Навуходоносор, Атилла — предводитель гуннов, Тотий, или Тотила — царь италийских остготов, Темерлан — предводитель монголов, и другие бичи Божии; таковы же и Вес-пасиан и сын его Тит, которые, ради славы и распространения Римской империи, старались уничтожить евреев, но обманулись в том, что замышляли. Действительно, они были мучителями и сильными воинами — орудием гнева Божия на народ неправедный. Евреи не могли достигнуть спокойствия и своего счастья на земле, иначе как при пособии теплиц Нероновых *).

В наше время бичами Божиими для нашей родины России были Ленин и Сталин, а для евреев Гитлер. Грехи человеческие никогда не остаются безнаказанными попущением Божиим.

«Весьма благоразумно и благочестиво рассуждать, — пишет тот же святитель, — что всякое зло, беда или несчастие есть для нас спасительное наказание, посылаемое на нас свыше, но не Бог есть причиной нашей вины, т.е. греха, неизбежно влекущего за собою наказание по правде Божией.»

Блаженный Августин говорит, что Бог исправляет добрых людей чрез злых. Нередко также Божие правосудие употребляет нечестивых царей и злых князей в

*) Свят. Иоанн Максимович, митрополит Тобольский (скон. в 1715 г., причислен к лику святых; его сочинеше: «Илиотропион, или сообразование человеческой воли с Божественною волею,» Киев, 1890.

значении Своих орудий для научения праведных терпению и для наказания негодяев за их преступления и проступки. Много тому примеров в древности было, а в нынешние безбожные времена проходят незаметно. Бог ждет исправления людей. Неисправленных бросает в огонь, как древесные ветки, и они сгорают.

Господь Бог через пророка Исаию угрожает развращенному народу израильскому, говоря: «Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его — Мое негодование. Я пошлю его против народа нечестивого и против народа гнева Моего, дам ему повеление ограбить грабежом и добыть добычу и попирать его, как грязь на улицах» (Ис. 10:5-6).

В этих словах Бог ясно указывает, что не воля царя ассирийского, но Его святая воля исполняется ассириянами. Он называет их орудием гнева и бичом негодования Своего на беззакония израильтян и, следовательно, Себе Самому приписывает их наказание.

Римский император Тит при осаде Иерусалима сам лично обходил его стены и видел рвы, наполненные трупами мертвых людей, льющуюся кровь изувеченных и растерзанных тел. Видя эти ужасы, он воскликнул: «Боже Милостивый! Не мое это дело!» (70 г. по Р. X.).

О действии Промысла Божия свидетельствуют слова святого пророка Божия Иеремии, произнесенные им от имени Божия в Ветхом Завете. «Иногда Я скажу о каком-либо народе или царстве, — говорит Господь Бог, — что искореню, сокрушу и погублю его, но если этот народ, на который Я это изрек, обратится от злых дел своих, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. Иногда скажу о каком-либо народе или царстве, что устрою и утвержу его, но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его» (Иерем. 18:7-10).

Приведенные слова пророчества раскрывают ту тайну действия Промысла Божия, которая проявляется в исторической жизни народов и государств. В свете этих пророчеств раскрывается тайна судьбы нашего многострадального народа на родине. По попущению Божию, зло восторжествовало на Русской земле, которое унесло многие миллионы человеческих жертв, но из этого зла Господь избрал тысячи жертв, погибших от тирании атеизма, материализма и богоотступничества, которых принял за их страдания за имя Христа в райские чертоги. Русское Небо усеялось яркими звездами новых мучеников и исповедников.

Промысл Божий проявляет Свою силу в жизни каждого человека. Об этом свидетельствуют слова Самого Господа нашего 1исуса Христа: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? (мелкая монета) и не одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего. У вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц» (Мф. 10:29-31).

Слова Христа Спасителя указывают на то, что каждый человек, а тем более православный христианин, находится под попечением Промысла Божия. Вся жизнь его в руках Божиих. От нравственного и религиозного поведения христианина зависит действие Промысла Божия в его жизни, как видно из слов свидетельства ветхого Псалмопевца: «Господом утверждаются стопы праведника… Грешники же идут своим путем по своей воле, но их пути Господь погубить» (Пс. 36:13-24).

Из чтения о жизни великих праведников и подвижников христианства первых веков, да и последующих, а также знаменитых Отцов Церкви Христовой, мы узнаем во всей силе убедительности, как Промысл Божий вел их за руку по пути их жизни, чтобы вывести из мрака соблазнов и поставить высоко на подсвечнике, как свечу, чтобы сияли святостью своей жизни и освещали мир. Всеведущий Господь Бог уже от утробы их матерей знал их духовные дарования и способности к исполнению Его святой воли, поэтому поддерживал их Своею благодатью. Из множества святых угодников Божиих более известны: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Николай Чудотворец, а в наше время Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский и др.

http://www.fatheralexander.org/booklets

Оцените статью
Добавить комментарий