Беседа с Афонским старцем схимонахом Лукой 15 августа 2007 — Православная женщина

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Беседа с Афонским старцем схимонахом Лукой 15 августа 2007 - Православная женщина0

«Об Афоне пиши, осмыслив всё духовно, а не по своим страстям и своему мнению» (схимонах Лука)

«Лестница молитвы стоит на земле, но достигает Неба…»
беседа со схимонахом Лукой
15 августа 2007г.монастырь Филофей, Афон, Греция

Отец Лука — известный на Афоне и во всей Элладе старец.
Возраст 65-70 лет,духовник братии монастыря . В Филофей пришёл ранее 1973г., ещё до игуменства в нём известного старца Ефрема, ученика великого Иосифа Исихаста. Блестящий богослов и проповедник, принимает порой одновременно по 20-30 человек. В августе 2006г. с ним имел долгую, многочасовую беседу министр культуры России А.С.Соколов.
«Об Афоне пиши, осмыслив всё духовно, а не по своим страстям и своему мнению» — такой трудный и практически невыполнимый для меня наказ дал мне этот духоносный афонит.
Старец согласился на беседу лишь при условии, что с моей стороны не будет записи на видео, на аудио и без фотографирования, а весь разговор будет записываться только на бумагу. Когда после беседы геронда, простившись, ушёл к себе в келлию, я подумал, что позже обязательно найду его фото в интернете или в буклетах об Афоне и всё-равно поставлю в фильм.
Однако, буквально через пару минут после этой мысли отец Лука внезапно вернулся и сказал переводчику, что…«если даже Сергиос найдёт его фото где-то в других источниках, то и их ставить в фильм он не разрешает!»
Вот и работай в таких условиях!…

ГЕРОНДА, КАК СПАСТИСЬ?

— Христос – Спаситель хочет спасти всех людей, но только если они сами того захотят. Господь Бог щедр и многомилостив, но того, кто сам не хочет каяться, не может помиловать даже Он!
Если грех искажает образ Божий в человеке, то церковное Таинство Покаяния человека преображает, очищает и ведёт к Божиему образу и подобию. Чтобы затем он смог бы стоять пред Господом в час Суда и войти в радость, которую Бог приготовил для людей, прежде сложения мiра.

А ЧТО ТАКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ?

— И это Вы меня спрашиваете? (старец удивлённо улыбнулся)… Согласно древнему идеалу греков, Православие – это возможность иметь в сердце правильное представление о Боге и о человеке после вочеловечивания Бога. Это — возможность славить и служить истинному Богу в Троице!
Таким образом, человек всем своим существом тянется и стремится к Богу и, в любви к Богу, его ум и сердце становятся едиными! Православие, то есть Правая вера, ведёт человека к препрославленному Богу и христианин, приобщаясь этой Славе, движет своё сердце на служение Богу. Вера же исходит от сердца, а не от холодного рассудка, как у протестантов.

КАК СОЗДАТЬ ПРАВОСЛАВНУЮ СЕМЬЮ?

— Если Христос, Который живёт в каждом из супругов, будет в их семье и между ними самими, а также между ними и их детьми, то такой брак устоит.
Господь сказал — «двое да будут в плоть едину…». Святитель Иоанн Златоуст добавляет: «…рождение детей, которые следуют за родителями – образ Воскресения Христова». А святитель Симеон Новый Богослов толкует так — «от двоих будет происходить новый человек». Цель первой брачной ночи – рождение дитя, которое продолжит род.
Дети, родившись, принимают от своих родителей и их духовное состояние. Вообще, дети и их родители – как сообщающиеся сосуды: то, что есть хорошего и плохого у родителей – всё переходит на их детей. Поэтому всегда нужно помнить, что дети не столько слушают родителей, сколько берут с них пример. Это имеет определяющее значение. Видимо, Господь хочет являться детям не в словах, а в родительских делах.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОБ ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЕ

— Святитель Григорий Богослов говорит: «человеку больше необходимо молиться, нежели дышать». Если дыхание сохраняет душу в теле, то молитва соединяет душу с Богом через Его нетварные энергии. Как естественно для человека дышать, так по слову апостола Павла, и молитва должна быть естественной и непрестанной как дыхание. Когда человек посредством молитвы вдыхает Благодать Божию, то он оживает на творение Божиих дел.
Уровни Иисусовой молитвы бывают следующие:
— устная молитва
— умная молитва
— сердечная молитва
Границу между ними не надо стараться понять — Благодать Божия сама расширит ваше понимание этого вопроса. Тем более опасно пытаться это понять аналитически, умом, сухо. Если кратко, то можно сказать и так: «от делания – к созерцанию».
Уровни молитвы подобны пище для тела. Как аппетит приходит во время еды, так и у молящегося идёт непрерывное преуспеяние в молитве. Образно говоря, лестница молитвы стоит на земле, но достигает Неба. Тот, кто хочет по ней подниматься, должен встать на её первую ступень – презрение к земному. Чтобы земное не тянуло его к земле, а чтобы небесное тянуло кверху.
Также особое внимание необходимо уделить и посту. Без него молитва родиться и развиваться не может. Ведь Господь сказал, что никто не может освободиться от ветхого человека, от мiрского мудрования и от влечения мiродержца, кроме как постом и молитвой.

ГЕРОНДА, ЧТО ТАКОЕ ХРАНЕНИЕ УСТ, ТРЕЗВЕНИЕ?

— Пророк Аввакум однажды сказал: «…услышу, что глаголет во мне Господь!» Отсюда видно, что каждый кто хочет услышать глас Господень в себе, должен молчать. Нужно отстраниться от слов, сосредоточиться, на минимум свести свои действия и помыслы.
В молчании человек научается от Бога — как говорить, как делать, как думать. Когда человек от этого упразднится, тогда он познает слова Господни: «…упразднитесь и разумейте, яко Я есмь Господь Бог». Следовательно, познать величие Бога человек может в молчании и молитве.

КАК СПАСАТЬ СВОЮ ДУШУ В ТИСКАХ НАРАСТАЮЩЕЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ?

— Логическим рассуждением эта проблема не решается. Апостол Павел говорит, что «когда нарастает грех, преизобилует Благодать Божия». И не столько человек содействует Благодати Божией, сколько он просвещается рассуждением и вооружается мужеством делать то, что хочет от него Бог, чтобы пребывать тому человеку под Его всемогущим покровом.
Действовать надо на базе своего внутреннего состояния, которое накапливалось годами. Когда христианин каждый день посильно духовно трудится, то это, увеличиваясь в нём каждодневно, помогает противостоять завтрашним трудностям. Такие духовные труды делают его способным правильно встретить грядущие испытания. Сколько человек, каждодневно общаясь с Богом, живёт, столько он стяжает уверенность в том, что «Тот, Кто в нас, больше и сильнее того, кто в мiре, снаружи».
Даже скорби Господь попускает нам лишь по нашим силам и при этом подаёт дополнительные силы, чтобы эти скорби мы преодолели. Для примера поучительно вспомнить житие одной святой I-III веков. Находясь перед языческим судом, она боялась – сможет ли устоять под пытками и достойно исповедать Христа?! Судья-язычник спросил её – «мы ещё тебя не мучим, но уже видим, как ты нас боишься. Что же с тобой будет, когда мы тебя будем мучить на самом деле?» Святая отвечала – «сейчас, в своём стоянии за Христа я одна. Но когда придёт время мучений, то Сам Христос придёт сюда дать мне сил, чтобы я была твёрдой в своём исповедничестве».
Следовательно, когда мы сейчас ежедневно, как бы одни, исповедуем Христа, то когда придёт час или мучений, или просто исповедания веры (например, непринятия биометрических паспортов) – то нам обязательно поможет Сам Христос. Сейчас мы действуем без видимой поддержки Божией, но когда столкнёмся с трудностями, Благодать обязательно придёт и поддержит!

О 15 ПРАВИЛЕ ДВУКРАТНОГО СОБОРА И О НЕПОМИНАНИИ ПАТРИАРХОВ АЛЕКСИЯ II И ВАРФОЛОМЕЯ

Этот вопрос батюшка считал настолько важным и деликатным, что даже после окончания нашей беседы в Филофее продолжал размышлять о нём. В том, что это именно так, меня убедил неожиданный телефонный звонок у меня дома, в Ульяновске, уже после моего прибытия с Афона! Старец сам позвонил и через переводчика – отца Иеремию, ещё раз уточнил и выверил свою позицию по этому вопросу. Вот она…
— Этот конкретный канон имеет характер условный, но не вынуждающий, не приказной. Пятнадцатое правило Поместного собора Константинопольской Церкви (двукратного), даёт людям свободу действий и к категорическим решениям не принуждает. Если люди поминают Патриарха – они имеют на это право. Если люди не поминают Патриарха – они тоже имеют на это право. Но это их дело нехорошее, т.к. несёт в себе опасность раскола Церкви. Данному процессу надо по возможности препятствовать. Наша цель – остаться в единстве, а не бежать в их тень. Надо быть хладнокровным и всё должно строиться вокруг единства Церкви. Раскол быстро сделать, но трудно убрать. Возможно, что это происки лукавого – его зависть по причине воссоединения Русской Церкви: РПЦ МП и РПЦЗ. Лукавый снова хочет внести разлад. Считаю, что необходимо давать отпор малейшей тенденции к расколу Церкви. Ведь к чему человек внимателен, то на него и воздействует.

О ЯВЛЕНИИ КРИПТОХРИСТИАНСТВА В ГРЕЦИИ ПРИ ТУРКАХ, БЫЛО ЛИ ОНО ТОТАЛЬНЫМ И ОПРЕДЕЛЯЮЩИМ?

— Охи!!! (старец решительно провёл рукой — Нет!!!). Ведь есть даже иконы греческих новомучеников.

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, В РОССИИ БУДЕТ ВОЙНА?


Об этом говорят пророчества. То и будет.

РЕЗКОЕ СБЛИЖЕНИЕ МП И РПЦЗ – ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС?

— Если не нарушается ничего догматического, то это хорошее дело. От любочестия тех, кто мыслит и живёт духовно – священников и мирян, единая Русская Церковь будет расти духовно. Этому росту поможет возрождённое с обеих сторон монашество.

КАКОВО БУДУЩЕЕ АФОНСКОЙ ГОРЫ, ГОВОРЯТ, ЧТО ОНА УЙДЁТ ПОД ВОДУ?

— А что, об этом надо говорить? – старец строго и испытующе посмотрел на меня. В эту минуту он перестал быть таким, каким является всегда – мягким и улыбчивым.

— Воля Божия познаётся так – после горячей молитвы к Богу Господь может особым образом открыть человеку Свой Промысел о нём.
А фотографию отца Луки я так и не нашёл. Пришёл в иконную лавку монастыря за буклетом — она закрылась у меня перед самым носом и в интернете всё осмотрел — ничего нет. Может быть кто-то из Вас мне её пришлёт — просто, для себя, на память?..
Задавал вопросы и фотографировал – Серюбин Сергий. г.Ульяновск (Симбирск) Перевод – насельник монастыря, русский монах Иеремия и племянник о.Луки — иеромонах Стефан

Оцените статью
Добавить комментарий