Обладатель многочисленных ученых регалийи степеней — магистр богословия, доцент Московской духовной академии, профессор Православного Свято -Тихоновского богословского института — отец Сергий известен православным москвичам прежде всего как опытный духовник, серьезный пастырь. И еще как яркий, увлекательный проповедник Слова Христова. Среди предков отца Сергия, происходящего из старинного священнического рода — новомученики, причисленные Русской Православной Церковью к лику святых. Отец Сергий — настоятель древнего, замечательной красоты храма Живоначальной Троицы , расположенного в Троицком — Голенищеве, неподалеку от известной киностудии «Мосфильм».
— Почему православный челове отдает в Церковь десятину, и что такое десятина? Это, еще ветхозаветное, понятие не для всех ясно. Должен ли человек, получающий немалые доходы, например, предприниматель, отдавать в Церковь не меньше десяти процентов своих денег? А если, скажем, президент какой-нибудь фирмы отдает в Церковь всего сто долларов в месяц — значит , он скупой? Или он должен отдавать точно десять процентов, да еще, как это водится, включая НДС? . .
— Такие требования были еще в Ветхом Завете… Да и князь Владимир после крещения Руси отдавал десятину. Не знаю, отдавали ли десятину другие князья: возможно, было и это. Если это есть и сегодня, если человек хочет это правило исполнять — он совершает большой подвиг.
Евангельская вдова пожертвовала на храм две лепты — две мелкие монетки. Но ведь, как сказал Господь, она больше всех положила. Она пожертвовала всем своим пропитанием, она больше ничего не получала. Ведь здесь неважно, большие или маленькие деньги ты получаешь. Ну, кто же из нас и наших современников может решиться на такой подвиг? Да никто.
Могу сказать о своем личном опыте. Я десятину никогда отдавать не мог — это так много. Я отдавал пять процентов. Потом перешел на два с половиной процента. Я тогда закончил Духовную Академию, служил дьяконом — откуда же такие деньги я возьму, десять процентов — я просто не проживу. Но какой-то процент я установил для себя как правило и его выполняю.
Сегодня Церковь очень сильно нуждается. Она не имеет ни своей земли, способной приносить доход, ни сдававшихся прежде, до революции, в аренду паломникам монастырских домов. На что она существует? Да ни на что.
Если есть такая возможность — соблюди десятину. Если нет — дай меньше, но не забывай про это совсем. Соблюдай хотя бы небольшой процент, но твердо, решительно и определенно. Это будет хорошо и для тебя, и для Церкви.
Во всяком случае, старые русские купцы, предприниматели твердо знали: если Богу не отдашь, то плохо будет и с твоим делом.
— Предприниматели, как правило, люди состоятельные. И их, естественно, беспокоит вопрос: а как сохранить в целости свой капитал и свое имущество, как достичь безопасности не только от капризов бирж и фондовых рынков, но и от злоумышленников. Не могли бы вы, отец Сергий, дать им какие-нибудь уховные советы на этот счет?
— Дам только один добрый совет тем, кто хочет уберечь свой дом от воров. Об этом способе мне рассказала мама. Мне тогда уже было много лет, но до этого ни мама, ни папа об этом со мной не говорили.
Есть одно охранное устройство, не требующее никаких капиталовложений: сигнализации, охраны и так далее. У нас в доме лежала маленькая коробочка. На ней было написано: «Взаймы Богу» . Я однажды спросил: «Мама, а что это такое у тебя здесь лежит?» Она говорит: «Коробочка». Я спрашиваю: «А зачем она нужна?» Мама удивилась: «А ты что, не знаешь?» Я отвечаю: «Конечно, не знаю». — «Так об этом же говорит святой Иоанн Златоуст».
Если ты хочешь, чтобы к тебе не залез вор, заведи у себя в доме такую коробочку и положи туда деньги. И вот ты какой-то процент отчисляй в эту коробочку. Причем совсем небольшой процент — не десятину и не пять процентов, а меньше. Отчисляй туда, клади, а в конце месяца раздавай эти деньги нищим и клади новые. И никто никогда в твой дом не залезет!
Мама мне обо всем этом рассказала и говорит: «Вот сколько мы живем с папой — к нам в дом никто не залезал». Я тогда подумал: «Вот это да! »
При этом папа с мамой были настолько малоимущими, что, положив денежку в эту коробочку, они оттуда же и брали — до следующей получки, чтобы потом снова положить туда новые деньги. Так что уже они брали у Бога взаймы. И вот, все эти деньги ими раздавались нищим, многодетным, страждущим, болящим, погорельцам — людям, которым нужно было помочь. И действительно, за все то время, что мы жили с папой и с мамой, ни один вор к нам не залез.
Как-то у меня в доме лежала такая коробочка, а денег в ней не было — так уж получилось на какое-то краткое время. И вот вор стал взламывать нашу дверь, взломал почти до конца, но коробочка в последний момент все-таки сработала, и он не залез в нашу квартиру. Он увидел очень красивый замок на соседской двери и решил, что лучше будет взломать ее. Там жили совершенно неимущие люди. Вор у них ничего не нашел, абсолютно ничего, а потом его спугнули, и он убежал.
Это правило — еще от Иоанна Златоуста, с четвертого века — действует в течение тысячи шестисот лет подряд. Причем никаких тебе технических устройств, проводов — ничего. Кто хочет проверить — пожалуйста. В нашей семье этот способ действует уже на протяжении пятидесяти лет.
— Большое вам спасибо, отец Сергий, за интересные, поучительные и яркие ответы. Надеюсь, что и в дальнейшем вы найдете время и силы разрешить те вопросы, что возникают у читателей нашего журнала — представителей русского предпринимательства, все более и более серьезно прислушивающихся ныне к голосу Православной Церкви.
http://www.pravmir.ru/article_823.html