Не следует ждать вопросов. Нужно самому приложить усилия, чтобы сформулировать свои грехи. Ведь не даром же исповедь называется подвигом. Говорить нужно точно, не затемняя неприглядность греха общими выражениями (например, согрешил против 7-й заповеди). Трудно избежать самооправдания, попыток объяснить духовнику “смягчающие обстоятельства”, ссылок на третьих лиц, введших нас в грех. Все это признаки самолюбия и отсутствия глубокого покаяния. Иногда на исповеди ссылаются на слабую память. Но происходит ли это только от слабой памяти? Ведь случаи, особо задевшие наше самолюбие или польстившие нашему тщеславию, удачи и похвалы мы помним долгие годы. Все, что производит на нас сильное впечатление, мы долго и отчетливо помним. И если мы забываем свои грехи, то не значит ли это, что мы не придаем им серьезного значения?
А ведь раскаяние не будет полным, если мы не утвердимся в решимости больше не возвращаться к исповеданному греху. Говорят: как это возможно? Как я могу обещать кому-либо, что не возвращусь к этому греху? Не будет ли ближе к истине то, что я вернусь к прежней жизни? Ведь по опыту каждому известно, что мы часто возвращаемся к старым ошибкам. И так из года в год.
Но не может быть, что при наличии доброго желания исправиться, исповедь не произвела в душе никаких перемен. Более того, человек не может правильно судить о себе: стал он лучше или хуже. Это видно только со стороны.
Часто бывает так, что человек продолжает грешить по-прежнему. В данном случае только частые исповеди могут расшатать и ослабить его корни. “Не бойся, — говорит Иоанн Лествичник, — хотя бы ты падал каждый день, стой мужественно, и ангел, тебя охраняющий, почтит твое терпение”. Если же не становится легче, надо иметь силы снова вернуться к исповеди, чтобы до конца освободить душу от нечистоты.
Сегодня многих волнует вопрос о духовнике. К кому идти? Держаться одного или можно менять? Если можно менять, то, в каких случаях? Многие утверждают, что менять не нужно. Бывает, правда, что после удачной исповеди последующие получаются какими-то вялыми. Тогда появляется мысль о перемене духовника. Но это — недостаточное основание для столь серьезного шага. Тем более, что недостаточный духовный подъем во время исповеди бывает знаком лишь нашего духовного неблагополучия.