Пророк Илия — Православная женщина

ДРУГИЕ СТАТЬИ

Пророк Илия - Православная женщина0


Пророк Илия

3 Цар. 16:29-34; 17-19:21; 4 Цар. 12:1-15

Святой пророк Илия жил в Израиле в период правления нечестивого царя Ахава. Это были мрачные времена в истории израильского народа. Под влиянием жены-язычницы Иезавели Ахав по всей стране насаждал культ поклонения Ваалу, Астарте и Молоху, а ревностных сторонников истинной религии преследовал и убивал.

Однажды к Ахаву в Самарию явился грозный пророк Илия. Он был родом из города Фесвы и с юных лет вел строгую подвижническую жизнь в пустыне. Стоя перед царем в перепоясанной веревкой простой одежде отшельника, Илия гневно упрекал его в вероотступничестве и предсказал, что за отступление от Истинного Бога страну постигнут засуха и голод. «Жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! — воскликнул Илия грозным голосом. — В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» (3 Цар. 17:1).

После этого пророчества Илия удалился из столицы, опасаясь мести царя, и скрылся в горах за Иорданом, у потока Хорафа. Места там были пустынные, однако Илия не испытывал голода. Вороны два раза в день приносили ему хлеб и мясо, а воду он брал из потока. Но вот наступила предсказанная засуха. Дожди прекратились, и поток высох совершенно. Тогда Илия по повелению Божию переселился в языческий городок Сарепту, около Сидона. Одна бедная, добрая вдова приютила его в своем доме и делилась с ним скудной пищей. Когда пришел к ней Илия, у ней была всего лишь горсть муки в кадке и немного масла в кувшине. Но по слову Илии совершилось чудо: все время пребывания пророка у вдовы не уменьшилось ни количество муки в кадке, ни масла в кувшине.

Вскоре у вдовы случилось несчастье: ее сын тяжело заболел и умер. Тогда Илия взял мертвого мальчика к себе в комнату, положил на свою постель и с пламенной молитвой обратился к Богу, прося Его даровать отроку жизнь. Господь услышал молитву Своего избранника, и мальчик ожил. Вдова, преисполненная радости, сказала: «Теперь-то я узнала, что ты человек Божий, и что слово Господне в устах твоих истинно» (3 Цар. 17:24).

Прошло три с половиной года засухи и голода и тогда «…было слово Господне к Илии: пойди и покажись Ахаву, и Я дам дождь на землю» (3 Цар. 18:1). Царь, увидев пророка, стал упрекать его: «Ты ли это, смущающий Израиля?» На этот упрек Илия смело ответил царю: «Не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего, тем, что вы презирали повеления Господни и идете вслед Ваалам» (3 Цар. 18:17-18). Затем пророк предложил Ахаву собрать народ и жрецов Ваала на гору Кармил и испытать, кто истинный Бог — Иегова или Ваал. На вершину горы в назначенный срок собрались четыреста пятьдесят пророков Ваала, которых содержала царица Иезавель. Илия один, с помощью Божией вступил в борьбу с ними. Многочисленные толпы израильтян и ханааненян с напряжением ждали исхода этого своеобразного поединка. Грозный пророк прежде всего обратился к народу с обличительной речью: «Долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте». Затем он предложил народу приготовить две жертвы — одну Иегове, а другую Ваалу, но огня на жертвенники не подкладывать. Тот Бог, Который пошлет огонь с неба на жертвенник, и есть Истинный Бог. Царь и народ согласились с этим предложением. Первыми стали приносить жертву жрецы Ваала. Они плясали вокруг жертвенника, истязая себя ударами ножей и копий, исступленно кричали: «Ваале, услышь нас!» Наступил полдень, а телец все не загорался; Илия советовал им с иронией: «Кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется!» Но не было ни голоса, ни ответа, ни слуха (3 Цар. 18:21:26:27:29). Когда прошел полдень и наступило время вечернего жертвоприношения, Илия построил жертвенник из двенадцати камней, вокруг него вырыл канаву, сложил дрова, разрезал своего тельца и велел лить воду на жертвенник. Когда канава наполнилась водой, пророк возвел руки к небу и произнес пламенную молитву, прося Господа показать идолопоклонникам, что Он есть единый Истинный Бог, Бог отцов заблудившегося народа. Еще молитва была на устах пророка, как с неба сошел огонь и поглотил не только тельца, но даже камни жертвенника и воду из канавы. Увидев это, весь народ пал на лице свое и сказал: «Господь есть Бог, Господь есть Бог!» (3 Цар. 18:39).

Но Илия не ограничился всеобщим покаянием народа. Он велел поймать лжепророков и за то, что они вводили в заблуждение и развращали народ, казнил всех до единого у потока Киссон. Затем он вернулся на вершину горы Кармил и молился до тех пор, пока на горизонте не показались дождевые тучи. Спустя некоторое время все небо затянулось тучами, и хлынул долгожданный ливень.

Царица Иезавель, узнав о том, что произошло на горе Кармил, поклялась убить Илию. Спасаясь от преследования закоренелой язычницы, Илия бежал в Иудею, где спрятался в одной из горных пещер. Здесь ему явился Господь и велел идти в Израиль помазать на царство Ииуя, который был военачальником у Ахава, а также помазать Елисея, сына Сафатова, «в пророка вместо себя» (3 Цар. 19:16). Илия послушно пошел исполнить волю Божию. По пути он встретил израильтянина по имени Елисей. Он в это время пахал свое поле упряжкой в двенадцать пар волов. Пророк накинул ему на плечи свою милоть (плащ) в знак того, что берет его к себе в ученики. Елисей, взволнованный этой неожиданной милостью, сказал пророку: «Позволь мне поцеловать отца моего и мать мою, и я пойду за тобою» (3 Цар. 19:20). Затем он заколол двух волов, раздал мясо своим землякам и, попрощавшись с родителями, пошел за своим учителем.

Земная жизнь великого пророка подходила к концу. Господь звал Своего избранника к Себе. Предчувствуя конец своей земной жизни, Илия желал закончить ее наедине с Богом и с этой целью несколько раз пытался разлучиться со своим неразлучным спутником и учеником Елисеем. Но Елисей тоже, предчувствуя скорую разлуку со своим учителем, не отлучался от него. Господь звал Илию в пустыню за Иордан. Когда Илия в сопровождении Елисея подошел к реке, он ударил своим пророческим плащом (милотью) по водам Иордана. Река сразу расступилась, и они перешли посуху на другую сторону. Идя по дороге, Илия сказал Елисею: «Проси, что сделать тебе прежде нежели я буду взят от тебя…» — «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне», — ответил Елисей. Илия сказал ему: «Трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так» (4 Цар. 2:9-10). Разговаривая, они продолжали свой путь по дороге. Вдруг огненная колесница, запряженная огненными конями, разделила собеседников, и Илия в вихре понесся на небо. Елисей разодрал свои одежды и воскликнул в отчаянии: «Отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его!» (4 Цар. 2:12). В это время к его ногам упала милоть Илии, и с ней Елисей получил от Бога пророческий дух.
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/03v/veniamin1/biblehistory/117.html


Проповедь

Немного найдется таких славных святых, в чьей жизни так тесно переплелись бы судьбы Ветхого и Нового заветов, как у пророка Илии. Родившийся за девять веков до пришествия в мир Иисуса Христа, пророк уже тогда предвидел славу Его Преображения на горе Фавор: «и вот явились им Илия и Моисей с Ним беседующие» /Мф. 17, 3/. Святой пророк первым из всех совершил чудо воскрешения ребенка бедной вдовы /3 Цар. 17, 20-23/ и сам был взят живым на небо, прообразуя этим грядущее Воскресение Христа. Его часто сравнивают с «величайшим из рожденных женами Предтечей Иоанном Крестителем, о котором сказано, что он пришел в духе и силе Илии» /Лк. 1, 17/.
Святой пророк Илия родился в 10 веке до пришествия Христова в Фесвии Галадской. По преданию, его отец при рождении сына видел, как светлые ангелы беседовали с младенцем. Пеленали его огнем и питали огненным пламенем. С юных лет святой Илия удалился на пустынную гору Кармиль, где возрастал и укреплялся духовно, проводя жизнь в строгом посте, молитве и богомыслии. После смерти царя Соломона государство разделилось на два царства — Иудейское и Израильское. И если в Иудее в какой-то мере сохранялось прежнее благочестие, то Израильское царство очень быстро уклонилось от веры отцов к служению языческим богам. Особенно же возросло нечестие при царе Ахаве, жена которого Иезавель, будучи язычницей, усиленно насаждала культ Ваала.
Святой пророк Илия, ревнуя о славе Истинного Бога, выступил на общественное служение грозным и смелым обличителем резко усилившегося идолопоклонства и нравственной распущенности. Он бесстрашно объявил царю: жив Господь, Бог Израилев, пред Которым я стою. За твое нечестие пред Господом три года не будет в стране ни дождя, ни росы по молитве моей /3 Цар. 17, 1/. Ахав не послушался пророческого гласа и не раскаялся. Тогда грозный приговор св. Илии был приведен в исполнение. Три с половиной года народ израильский страдал от зноя, засухи и голода. И было к Илие слово Божие: пойди отсюда на восток и скройся от гнева царского у потока Хорафа, что против Иордана. Из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя. И пошел Илия. И сделал все по слову Божию. Пошел и остался у потока Хорафа, что против Иордана. И вороны приносили ему хлеб и мясо дважды в день — утром и вечером, а из потока он пил.
По прошествии некоторого времени поток высох по причине бездождия. И было к нему слово Господне: встань и пойди в Сарапету Сидонскую и оставайся там. Ибо Я повелел там женщине вдове кормить тебя. И встал он, и пошел в Сарапету. И когда пришел, встретил там женщину, собирающую дрова. Пророк Илия, желая испытать добродетель вдовицы и веру ее, подозвал ее и сказал: дай мне напиться воды немного. И пошла она в дом за водой, а он закричал ей вслед: возьми для меня и кусок хлеба. Она же сказала: жив Господь, Бог твой. Но у меня нет ничего печеного, кроме горсти муки в кадке и немного масла в кувшине. Подожди немного. Вот я наберу немного дров и тогда пойду и приготовлю. И сказал Илия ей: не бойся, ибо говорит Господь, Бог Израилев: мука в кадке твоей не истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь ниспошлет дождь на землю вашу.
И пошла она, и сделала все по слову пророка. И с того времени мука в кадке ее не истощалась, и масло в кувшине не убывало по слову Божию. И кормилась она и весь дом ее некоторое время. Вскоре Господь послал вдове новое испытание веры: внезапно заболел сын этой женщины. И болезнь его была так сильна, что не осталось в нем дыхания и он умер. В безутешном горе она решила, что святость пророка Илии, несовместимая с ее греховной жизнью, стала причиной смерти сына. И обратилась женщина в слезах к пророку: что мне и тебе, человече Божий? Ты пришел ко мне, чтобы напомнить мне грехи мои и умертвить сына. И сказал он ей: дай мне сына твоего. И взял его, и понес в горницу, где сам жил. И положил его на постель свою. И воззвал ко Господу, и сказал: Господи, Боже мой! Неужели Ты и вдове, у которой я проживаю, сделаешь зло, умертвив сына ее? Да возвратится душа отрока в тело его! И услышал Господь голос Илии. И возвратилась душа отрока в тело его, и он ожил. И взял Илия отрока за руку и, выведя его из горницы, отдал матери. И сказала та женщина Илие: теперь я узнала, что ты человек Божий. И что слово Господне в устах твоих истинно.
По прошествии многих дней, когда голод в стране усилился до последней крайности, было слово Господне к Илие: пойди и покажись царю, и Я дам дождь на землю. И пошел Илия. Когда царь Ахав увидел пророка, то сказал ему: ты ли это, по слову которого Господь не дает дождя уже третий год? Ты ли это, смущающий народ Израиля? И сказал Илия: не я смущаю народ, а ты и дом отца твоего тем, что презрели закон Божий и повеления Его. Предались вере языческой и идете вслед Ваала, бога вашего. Теперь пошли и собери ко мне весь народ и жрецов твоих на гору Кармиль, чтобы принести жертву Богу Истинному.
И послал царь ко всем сынам Израиля и пророкам своим, чтобы все пришли на гору Кармиль. И обратился Илия к народу, и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? Зачем служите идолам вашим и забыли Господа Бога вашего? В земле вашей я один остался пророк Божий, служащий Ему. Устроим испытание: пусть дадут нам двух тельцов. И пусть жрецы и пророки ваши выберут себе одного тельца ирассекут его. И положат на дрова, но огня пусть не подкладывают. А я приготовлю другого тельца и положу на дрова, но огня не подложу. И пусть пророки ваши призовут имя бога вашего, а я призову имя Господа, Бога моего. И тот Бог, Который даст ответ посредством огня на жертвы наши, тот и есть Бог Истинный. И отвечал весь народ и сказал: хорошо! Пусть будет по слову твоему.
И взяли пророки языческие тельца, который был дан им, и приготовили по слову Илии. И призывали они имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услыши нас и ниспошли огонь с небес на жертву нашу. Но не было ни голоса, ни ответа на вопли их. И прыгали, и скакали они у жертвенника, вопия и беснуясь. И кололи тела свои ножами и копьями так, что кровь лилась по ним потоками. Прошел полдень, и они бесновались до времени вечернего жертвоприношения. Тогда Илия сказал народу: подойдите ко мне. И подошли все к нему. И повелел он восстановить разрушенный жертвенник Божий. И сделали все по слову пророка. И сделали жертвенник из 12 камней по числу колен сынов Иакова. И положил дрова на жертвенник. И рассек Илия тельца и возложил на дрова. И сказал: возьмите четыре ведра воды и вылейте на дрова и жертву. И сделали так. Потом сказал: повторите. И они повторили. И сказал: сделайте то же самое и в третий раз. И сделали то в третий раз. И полилась вода вокруг жертвенника так, что наполнила весь ров. И подошел Илия к жертвеннику, и сказал: услыши меня, Господи, Бог Израилев. Да познают в сей день люди эти, что Ты один Бог в Израиле и я, раб Твой, сделал все по слову Твоему.
И ниспал с неба огонь Божий на жертвенник. И пожрал всесожжение и дрова, и камни, и поглотил воду вокруг жертвенника. Увидев это, весь народ пал на лицо свое и сказал: Господь, есть Бог Израилев! И повелел им Илия: схватите всех жрецов и пророков Ваала и умертвите их, чтобы ни один из них не сохранился. И сделали все по слову пророка. И сказал Илия царю: садись в колесницу твою и поезжай, чтобы не застал тебя дождь в пути, ибо я слышу приближение его. Между тем небо стало мрачно от ветра и туч, и вскоре пошел сильный дождь.
Вернувшись в город, царь Ахав пересказал жене своей Иезавели все, что сделал Илия. Что по приказу его умертвлены все языческие жрецы и пророки, которые находились там. И вознегодовала Иезавель великим гневом. И послала посланца к Илие сказать: завтра я сделаю с твоей душой то же самое, что сделал ты с моими пророками. И убоялся Илия угрозы Иезавели. Он встал и пошел, чтобы спасти жизнь свою. Ушел в пустыню и сел под можжевеловым кустом. И просил смерти себе у Господа, говоря: возьми, Господи, душу мою, ибо я не лучше отцов моих. Ибо сыны Израилевы оставили завет Твой. Разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих избили. И остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее.
И сказал ему Господь: пойди обратно дорогой твоей через пустыню в Дамаск. И, когда придешь, помажь Елисея, сына Сафатова в пророка вместо себя. И пошел Илия в Дамаск. И нашел в поле Елисея, сына Сафатова, когда он пахал землю. И, проходя мимо, бросил на него милоть — верхнюю одежду свою, сказав: следуй за мной. И оставил Елисей волов, и пошел за Илией, и стал служить ему. И сказал Илия Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух твой, который есть в тебе, пусть будет на мне вдвойне. И сказал Илия: трудного просишь ты. Но, если дано будет тебе увидеть очами твоими, как я буду взят от тебя, то будет тебе по просьбе твоей, а если не увидишь, значит, не достоин ты дара того. И вот, когда они шли дорогой, разговаривая, вдруг явились колесница огненная и кони огненные, и разлучили их. И понесся Илия в вихре огненном. И поднял Елисей с земли милоть Илии, упавшую с него. И пошел назад. И, подойдя к реке Иордан, стал на берегу ее. И взял он милоть Илии, и ударил ею по воде. И расступилась она туда и сюда. И перешел Елисей на другую сторону реки по сухому дну.
К памяти святого пророка Илии русский православный народ всегда относился с большим благоговением. Он почитался славянами еще в дохристианскую эпоху нашей истории. Первый храм в Киеве еще при князе Игоре /945г./ был посвящен святому пророку Илие. В Константинополе, где на службе у греческих императоров было много варягов-русов, также была устроена церковь во имя пророка Илии, которая предназначалась для крещения русских людей.
После крещения Руси в 988 году Илиинские храмы стали во множестве воздвигаться по всей стране. В лице святого пророка Илии верующий русский народ с древних времен почитает покровителя урожая, и потому с особым усердием и любовью обращается к угоднику Божию в день памяти его с молитвой о благословении нового богатого урожая. О глубине почитания праздника Илии свидетельствуют и рукописные церковные календари, в которых этот праздник называется «святое, огненное восхождение на небо пророка Илии». В день праздника совершаются крестные ходы и водоосвящение в тех местах, где находятся храмы во имя пророка.

ТРОПАРЬ
Во плоти Ангел, пророков основание, вторый Предтече пришествия Христова, Илия славный, свыше пославый Елисееви благодать недуги отгоняти и прокаженные очищати, тем же и почитающим его точит исцеления.

КОНДАК
Пророче и провидче великих дел Бога нашего Илие великоимените, вещанием твоим уставивый водоточные облака, моли о нас Единого Человеколюбца.

МОЛИТВА
О прехвальный и пречудный пророче Божий Илия, просиявый на земле равноангельским житием твоим, пламеннейшею ревностью по Господу Бозе Вседержителе. Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред твоею святою иконою и усердно прибегающих к ходатайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о грехах наших. И всесильною Своей благодатью да помощет нам оставить пути нечестия, преуспевати же во всяком деле блазе. Да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими. Да всадит в сердце наше дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и спасению ближних.
Упраздни молитвами твоими, пророче Божий, злые обычаи мира паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественной Православной вере, к уставам Святой Церкви и заповедям Господним. Непочтением к родителям и властям предержащим и низвергающий людей в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас, пречудный пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий. Избави все грады и веси от бездождия и глада, и от страшных бурь. От смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобной брани. Да тако возвратившеся от стезей нечестия на правый путь добродетели, ходим во свете заповедей Божиих и достигнем обетованных нам причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего. Ему же подобает честь и слава во веки веков. Аминь.

http://orthodox.etel.ru/2000/15/2avg.htm

Оцените статью
Добавить комментарий