Савл, впоследствии апостол Павел, по происхождению своему принадлежал к колену Вениаминову. Он родился в Тарсе, главном городе Киликии, цветущей приморской области Малой Азии. Родители Савла были люди состоятельные, из благородного звания; предки их издавна пользовались правами римского гражданства. Первоначальное воспитание Савл получил в родном городе — Тарс в древности славился просвещенностью. Родители Савла желали дать сыну лучшее образование в духе отечественной религии и послали Савла для обучения в Иерусалим, известный как средоточие иудейской мудрости.
Учителем Савла стал знаменитый Гамалиил, считавшийся славой закона, человек мудрый и просвещенный. Между сотоварищами Савла был Варнава, впоследствии апостол Христов и сотрудник апостола Павла. Особенные дарования Савла отличили его между сверстниками, которые не могли равняться с ним в разумении премудрости иудейской. Под руководством своего знаменитого учителя Савл тщательно изучил закон Моисеев, книги пророческие и все отеческие предания.
Из училища Гамалиила Савл вышел тем, чем надлежало выйти ученику фарисея, — пламенным ревнителем иудейских преданий и горячим приверженцем секты фарисеев. В это время в Иерусалиме и окрестных городах и селениях апостолы и их последователи ревностно распространяли учение Христово. Как строгий ревнитель закона, Савл не терпел апостолов и проповедуемого ими учения и хулил даже Самого Христа. И вот, когда иудеи осудили на смерть и стали побивать камнями первомученика Стефана, Савл не только не пожалел о пролитии невинной крови, но и сочувствовал убийству, стерег одежды убийц. Это убиение Стефана положило начало жестоким гонениям и преследованиям учеников Христовых. Враги Иисуса с ожесточением ополчились на благовестников, надеясь стереть с лица земли само учение. Верующие рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии. Савлу казалось, что он принесет Богу отцов самую приятную жертву, если будет преследовать новую, по его мнению, ересь. Так смотрел Савл на христианство.
Несмотря на юные годы, он начал неутомимо гнать верующих. С разрешения первосвященников, Савл ходил по всем синагогам, врывался в дома христиан, мучениями принуждал их хулить имя Иисуса, заключал в темницы, не щадя ни пола, ни возраста, и когда намеревались убивать верующих, подавал на то свой голос. Успехи рассеявшихся, которые всюду, где ни проходили, благовествовали имя Христово, подали Савлу мысль распространить гонение на верующих за пределы Палестины. Исполненный ярости, дыша угрозами и убийством, он испросил у первосвященников письменное предписание к дамасским синагогам, чтобы препровождать тамошних христиан в Иерусалим для суда (Деян. 9:1-2).
Так Савл быстро шел по гибельному пути. Но Господь, благоволивший уготовить в нем избранный Себе сосуд, чудесно призвал к обращению. Савл отправился в Дамаск со своим кровавым поручением. И вот на пути, среди дня, внезапно увидел он свет с неба, превосходивший солнечное сияние, который осиял его и шедших с ним. Все в страхе пали на землю. «Савл! Савл! — раздался кроткий голос, — что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна». — «Кто Ты, Господи?» — спросил смущенный Савл. — «Я Иисус, Которого ты гонишь», — отвечал ему Господь.
Страх и ужас объяли Савла. Но Гонимый явился не наказать гонителя, но избрать его Своим апостолом. «Господи! что повелишь мне делать?» — с сердечным трепетом промолвил Савл. — «Встань и иди в город, — ответил Господь, — и сказано будет, что тебе надобно делать». Воины, шедшие с Савлом, все это время были в оцепенении: они слышали, что Савл с Кем-то говорит, но никого не видели. С открытыми глазами, незрячий, Савл не знал, куда идти. Спутники взяли его за руку и привели в Дамаск. Слепота Савла продолжалась три дня — и он провел их без пищи и питья. Состояние его духа в это время было самое мучительное, все силы ума и сердца как бы перерождались для новой жизни во Христе; одну отраду находил он в молитве.
В видении Савлу было открыто, будто один из христиан, апостол Анания, возвратит ему зрение. В это же время Сам Христос явился Анании и повелел идти к Савлу. Анания ужаснулся, начал прекословить, зная о ненависти Савла к христианам и жестокости; но Господь возвестил, что прежний гонитель — теперь уже избранное орудие славы Христовой. Тогда Анания пошел к Савлу и, возложив на него руки, сказал: «Брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа». И тотчас как бы чешуя спала с глаз Савла, и он прозрел. Анания продолжал: «Итак, что ты медлишь? Встань, крестись, и омой грехи свои, призвав имя Господа Иисуса». Савл немедленно крестился (Деян. 22:6-16). Так совершилось его призвание и обращение.
Савл имел все необходимые качества для своего высокого служения. Апостолу надлежало быть самовидцем Иисуса — он видел Христа, и видел в состоянии не уничижения, а — славы; апостол должен быть избран Самим Господом — он получил жребий служения от Самого Христа; апостол должен принять Духа Святаго — он сподобился Святаго Духа и стал постоянным его храмом. Так непосредственным призванием Христовым Савл присоединен был к лику двенадцати верховных апостолов.
Покоряясь божественной воле, апостол Павел в Дамаске же без отлагательства начал проповедовать об Иисусе по синагогам. Все удивлялись и говорили: «Не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя Христа? да и сюда не затем ли пришел, чтобы связать их и вести к первосвященникам?». Наконец, удивление уступило место злобе — иудеи решили тайно схватить Павла и умертвить. Градоначальник дамасский, благоприятствуя врагам апостола, окружил стражей все выходы из города, и сами иудеи бдительно стерегли у ворот. Но злой умысел стал известен верующим. И вот ночью братия спускают Павла в корзине по городской стене. Так в самом начале служения Павла открылся ряд опасностей и скорбей, сквозь которые он должен был проходить до конца своей жизни.
Прошло уже около трех лет со времени обращения Павла ко Христу, и он решился побывать в Иерусалиме. Там Павел попытался было пристать к ученикам Христовым, но те боялись и сторонились его. Все живо помнили смерть Стефана, никто еще не забыл уз и темниц, в которые ввергал Савл, без всякого милосердия, последователей Христа. Но апостол Варнава, пользовавшийся доверием всей Иерусалимской церкви и еще с юности знакомый с Павлом, привел его к апостолам и рассказал о чудесном обращении будущего апостола языков. Тогда возрадовались благовестники Христовы и прославили Господа. Недоверие к Павлу уступило место братской любви — и с тех пор Павел стал иметь общение с апостолами.
Иудеи, особенно первосвященники и члены синедриона, тоже хорошо помнили Савла и обращение его ко Христу считали великой изменой. Вдохновенная проповедь апостола Павла о Спасителе приводила их в ярость. Но Павел не знал страха и безтрепетно возвещал всем, что распятый Иисус, Которого он прежде хулил, есть истинный Мессия, Сын Божий. Душа святого проповедника горела одной мыслью: Иерусалим, бывший свидетелем его гонения на христиан, должен стать свидетелем и его ревности по Бозе. Он готов был своею кровью омыть позор соучастия в убийстве первомученика Стефана. Озлобленные иудеи составили заговор на жизнь апостола. Но Промысл Божий судил иначе.
Однажды Павел горячо молился в храме ; там явился ему Христос и сказал: «Поспеши и выйди скорее из Иерусалима; потому что здесь не примут твоего свидетельства о Мне. Иди. Я пошлю тебя далеко к язычникам» (Деян. 22:17-21). После этого видения Павел удалился сначала в Кесарию, а потом в Тарс. Здесь и нашел его апостол Варнава, вместе с которым Павел отправился в Антиохию. Рассеявшиеся от гонений христиане пронесли слово Евангелия до Кипра и Антиохии, где образовалась значительная христианская община из язычников. Тут Павел вместе с Варнавою целый год трудился над образованием Церкви.
Но уже наступало время, когда ему надлежало явиться на великом поприще учителя язычников. Он и прежде проповедовал им Евангелие, но голос его сливался с голосами других благовестников: Павел назидал на основании, положенном предшественниками; между тем ревность к истине побудила его проповедовать там, где еще не было известно имя Христово. К столь великому подвигу Павел был подготовлен новым, чрезвычайным откровением, о котором упоминает в своем Послании к Коринфянам (2 Кор. 12:2).
Апостол пришел как бы в исступленное состояние; не знал, находился ли тогда в теле, или вне тела. И восхищен был до третьего неба, и там в блаженном жилище небожителей слышал неизреченные слова, которые пересказать невозможно.
Само путешествие было предпринято по внушению свыше некоторым из учителей Антиохийской церкви. Когда они служили Господу и постились, Дух Святый чрез пророков сказал: «Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян. 13:2). Напутствованные молитвами и благословениями церкви, апостолы Павел и Варнава отправились на Кипр. Пройдя весь остров с проповедью о Христе, они достигли противоположного берега, где лежал главный город — Паф. В Пафе некий волхв-лжепророк Вариисус, родом иудеянин, выдавал себя за чудотворца и посланника Божия. До прихода апостолов Вариисус имел большое влияние на проконсула Кипра, Сергия Павла — мужа разумного, пытливо искавшего истинной веры. Сей правитель пожелал услышать от апостолов Слово Божие. Вариисус же, боясь утратить свое влияние, всеми мерами противился этому. Но Павел, по внушению Духа Святаго, сказал: «О, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды, перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени» (Деян. 13:10-11). Волхв тотчас ослеп, а проконсул, увидев это чудо, уверовал и немедленно принял крещение.
Из Пафа Павел с Варнавою и Иоанном Марком отплыли в Малую Азию и прибыли в Антиохию Писидийскую. В день субботний апостол явился в тамошней синагоге. После обыкновенного чтения из закона Моисеева и пророческих книг, начальник ее предложил посетителям сказать что-нибудь в назидание и утешение братии. Нельзя было ожидать лучшего случая для проповеди Христовой, и Павел произнес вдохновенную речь. «Мужи израильтяне и боящиеся Бога, послушайте! Жители Иерусалима и начальники их, не узнав Спасителя и осудив, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу, и, не найдя в Нем никакой вины, достойной смерти, просили Пилата убить Его. Но Бог воскресил Его из мертвых. И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, как и во втором псалме написано: «Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя». Ради Него возвещается вам прощение грехов» (Деян. 13:16-41).
Эта речь произвела сильное впечатление на слушателей. В следующую субботу почти весь город собрался слушать Слово Божие. Но иудейские раввины и учители, исполнившись зависти, начали злословить апостола. Тогда Павел с силою и властью сказал им: «Вам первым надлежало быть проповедану слову Божию; но как вы отвергаете его, и сами себя делаете недостойными вечной жизни; то вот, мы обращаемся к язычникам. Ибо так заповедал Господь: «Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли». Слова эти расположили язычников; многие из них уверовали и прославили Господа. Но тем больше возрастала ненависть иудеев. По их настоянию апостолов изгнали из города.
Павел и его спутники, отряхнув прах от ног, пошли в Иконию. И здесь иудеи так ополчились против апостолов, что весь город разделился: одни почитали Павла и Варнаву за великих посланников Божиих, другие хотели побить их камнями. Но апостолы, узнав об этом, успели удалиться в ликаонские города Листру и Дервию.
В Листре речи Павла внимал один нищий, не владевший ногами от рождения. Увлеченный проповедью апостола, он готов был обратиться ко Христу и пламенно ожидал исцеления. Увидев веру его, Павел воскликнул: «Тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо». И хромой от рождения тотчас вскочил и начал ходить. Но это великое дело Божие, совершенное апостолом, породило печальное недоразумение в горожанах-язычниках. Они решили, что боги во образе человеческом сошли к ним, и называли Варнаву Зевсом, а Павла Гермием. Весть об этом разнеслась немедленно. Жрец идола Зевса, находившегося перед городом, привел к воротам волов и принес венки, желая вместе с народом совершить жертвоприношение Павлу и Варнаве. Апостолы были поражены, и, разодрав свои одежды, бросились в гущу народа, восклицая: «Мужи! что вы это делаете? И мы — подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу живому, Который — сотворил небо и землю, и море, и все, что в них» (Деян. 14:15-17).
Наконец благовестники возвратились в Антиохию Сирийскую, откуда начали свой путь. Немедленно собрались все верующие: каждый желал слышать об успехе проповеди. Повествование Павла наполнило сердца радостью и живой благодарностью милосердному Господу, Который отверз двери веры для язычников. Так окончилось первое апостольское путешествие Павлово. Полагают, что продолжалось оно около двух лет.
Через некоторое время христиане иудействующие начали проповедовать, что без обрезания невозможно получить спасение. Павел с Варнавою ревностно восстали против этого заблуждения, столь несовместимого с христианской свободою. Чтобы разрешить недоумение, юная церковь Антиохийская поручила отправиться в Иерусалим Павлу, Варнаве и некоторым из братии.
С вестью об успешном обращении язычников прибыли они к апостолам и пресвитерам старейшей церкви и были радушно приняты. На общем церковном собрании сначала долго не приходили к согласию. Неразумные ревнители закона Моисеева много спорили с защитниками свободы христиан. Однако первоверховный апостол Петр сказал, что не должно возлагать на язычников того ига, которого не могли понести сами иудеи. Павел, вместо рассуждений и доказательств, поведал историю своего апостольского путешествия — когда Дух Святый в излиянии даров на учеников его не полагал никакого различия между обрезанными и необрезанными. Наконец апостол Иаков сказанное Петром и Павлом подкрепил пророчествами из Ветхого Завета и тем утвердил торжество истины над предрассудком. Во имя Святаго Духа решено было даровать язычникам свободу от обрядового закона: воздерживаться лишь от блудных дел, идоложертвенного, нанесения обид ближнему. Такой ответ вручен был Павлу и Варнаве для церкви Антиохийской.
Вскоре началось второе апостольское путешествие в страны языческие. В ночном видении предстал Павлу некоторый муж и молил его прийти в Македонию для подания духовной помощи. Повинуясь Промыслу, апостол со спутниками прибыл в Филиппы, первый город Македонии. Здешние иудеи имели у себя при реке молитвенный дом. Утром в субботу апостол Павел отправился туда и вступил в собеседование о благочестивых предметах с городскими женщинами, собравшимися на молитву. Слова его падали на добрую землю. Особенно тронута была ими одна богатая и набожная женщина из города Фиатир, торговавшая багряницей, именем Лидия. По совершении субботнего богослужения она крестилась от Павла со всеми домашними и дала проповедникам Христовым пристанище в своем доме. От семейства Лидии христианство распространилось в Филиппах.
Одна служанка, имевшая в себе духа тьмы, предсказывала будущее и открывала сокровенное. Следуя за апостолом Павлом и спутником его Силой, она вслух народа говорила: «Сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения». Павел, подобно великому Учителю своему, не хотел, чтобы божественное достоинство учения получало свидетельство из нечистых уст. Именем Иисуса Христа он повелел злому духу выйти.
Лишившись богатых доходов от предсказаний, господа исцеленной служанки возмутили народ, схватили Павла и Силу со спутниками и представили городским начальникам как нарушителей покоя общественного и проповедников тайной религии. Не исследовав дела, апостолов подвергли публичному телесному наказанию и заключили в темницу.
Благовестники благодушно приняли все это за имя Христово. Ни темница, где закованы они были в узах, ни безславие, ни болезнь от ран, ни ожидание новых истязаний — ничто не повергло их в уныние. Они славословили Бога, воспевая Ему хвалебные песни; узники же слушали их. Вдруг в полночь землетрясение поколебало темницу, разверзло все двери, расторгло узы. Пробужденный страж темницы, думая, что заключенные бежали, в ужасе извлек меч и хотел умертвить себя. Но Павел воскликнул: «Не делай себе никакого зла: ибо все мы здесь». При свете огня страж убедился в истине его слов и, трепеща от происшедшего чуда, пал в ноги Павлу и Силе, вопрошая, как спастись. Они отвечали: «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой». После краткого наставления страж темничный был крещен со всеми домашними. В чувстве благодарности он взял апостолов из темницы в дом свой, омыл раны и предложил трапезу.
Между тем городские начальники, вероятно, извещенные о необыкновенном происшествии в темнице, прислали стражу приказание освободить пленников. Но Павел ответил: «Нас, римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? Нет, пусть придут и сами выведут нас». Начальники испугались и извинились перед апостолами. Однако, боясь народных волнений, просили их удалиться из города. Павел и Сила не противились.
После этого Павел пришел в Фессалоники, самый большой из городов македонских. По обыкновению проповедь его первоначально обращена была к единоплеменникам. В продолжение трех суббот он в синагоге разъяснял по книгам пророческим, что Иисус есть истинный Мессия. То же проповедовал он и язычникам в особых местах. Павел не только благовествовал в публичных собраниях, но и посещал верующих в их семействах — и здесь в частных беседах снова возвещал им важнейшие истины Евангелия. Он обращался с ними, как отец с детьми, как нежно любящая кормилица со своим младенцем (1 Фес. 2:7-13). Апостол устремлял взор новообращенных от скорбей земной жизни к тому времени, когда придет Христос, чтобы торжественно открыть Свое царство на земле. Вместе с тем благовестник предостерегал христиан от ложной мысли, будто одна вера без изменения жизни может иметь значение; увещевал, что они становятся еще виновнее, если, посвятив себя Богу истинному, возвращаются к прежним языческим порокам (1 Фес. 4:2-6).
Проповедь не оставляла апостолу Павлу времени на другие занятия, но он не хотел получать пропитания от учеников своих и содержался собственными трудами (по ночам занимался плетением палаток), а также милостыней, которую присылали ему филиппийцы. И фессалоникийцы чувствовали апостольское безкорыстие Павла и принимали слово его не как человеческое, но как Слово Божие. Но и в Фессалониках нашлись упорные враги истины, которые произвели возмущение в народе. Неистовая толпа с криком устремилась к дому Иасона, где жил Павел. Самого апостола не нашли; но Иасон и некоторые другие из христиан были представлены судилищу. «Эти всесветные возмутители, — кричала толпа, — пришли и сюда; а Иасон принял их; и все они поступают против повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса». Градоначальники были приведены в великое смущение; но вскоре убедились, что это клевета. В ту же ночь Павел с Силой оставили город.
В Иерусалиме Павел был принят верующими со всеобщей радостью. Первым делом его было разделение милостыни, принесенной бедным братьям. На другой день он посетил апостола Иакова, предстоятеля церкви Иерусалимской, куда собрались и все пресвитеры. Павел рассказывал подробно обо всем, что сотворил Бог у язычников служением его. Все с радостью слушали апостола и славили Бога.
Однако непримиримые ревнители закона и ветхозаветного обрезания продолжали поносить Павла. Они видели при нем в Иерусалиме христианина из еллинов, Трофима, и в фанатическом озлоблении заключили, что Павел брал с собою в храм и язычника и тем осквернил его.
Открылось сильное возмущение, и Павел только при помощи отряда войск римских был вырван из рук разъяренной толпы. Тысяченачальник велел сковать Павла двумя цепями и приказал вести в крепость. При входе в крепость апостол, стоя на лестнице, испросил позволения говорить к народу и поведал историю своего чудесного обращения ко Христу. Иудеи терпеливо и со вниманием слушали. Но когда он сказал, что Сам Господь, явившись в храме, послал его с проповедью к язычникам, вся толпа снова пришла в неистовство и стала яростно кричать: «Истреби от земли такого! ибо ему не должно жить».
Тысяченачальник повелел ввести апостола в крепость и, чтобы узнать, в чем он виновен, хотел подвергнуть пытке. Но когда растянули Павла для бичевания, он спросил: «Разве вам позволено бичевать римского гражданина, да и без суда?» Тысяченачальник, испугавшись, смущенно проговорил: «Я за большие деньги приобрел это гражданство». Павел же сказал: «А я и родился в нем». Тогда тотчас отступили от него хотевшие пытать и освободили от оков.
На другой день тысяченачальник повелел собраться первосвященникам и синедриону и, выведя Павла из крепости, поставил его пред ними. Сознание своей невинности наполнило душу апостола. «Мужи братия! — воскликнул он, устремив твердый взор на собрание. — Я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня».
Первосвященник Анания счел эти слова выражением дерзости и приказал бить Павла по устам. Такая явная несправедливость исторгла из кротких уст великого апостола строгий упрек: «Бог будет бить тебя, стена подбеленная (то есть лицемер), — сказал он первосвященнику, — ты сидишь, чтобы судить по закону, и вопреки закону, велишь бить меня». И Павел громко воскликнул: «Мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят».
Между судьями произошла распря, так как саддукеи отрицали воскресение мертвых. Книжники-фарисеи, хотя и не были расположены к апостолу, приняли его сторону, чтобы только идти против своих врагов — саддукеев, говоря: «Ничего худого мы не находим в этом человеке. Если же дух или ангел говорил ему, не будем противиться Богу». Но так как раздор увеличился, тысяченачальник, опасаясь, чтобы иудеи не растерзали Павла, повелел воинам отвести его в крепость.
В таком трудном положении апостол ободрен был особым откровением Господа. Явившись ему ночью, Христос сказал: «Дерзай, Павел; ибо как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме». Пронести свою проповедь до Рима было давнишним желанием апостола язычников.
Между тем некоторые фанатики из среды иудеев, числом более сорока, дали обет не пить и не есть, пока не умертвят Павла. Под предлогом повторного суда они намеревались убить его по пути в синедрион. Но замысел их был открыт и доведен до сведения тысяченачальника племянником апостола Павла.
Продолжая уважать и охранять в Павле римского гражданина, тысяченачальник спешно и в тайне от всех отправил его под сильной охраною в Кесарию к прокуратору Иудеи с таким письмом: «Сего человека иудеи схватили и готовы были убить; я, придя с воинами, отнял его, узнав, что он римский гражданин. Нет в нем никакой вины, достойной смерти или оков».
Павел провел в узах в Кесарии два года. Один суд сменял другой, но тяжкие обвинения иудеев так и остались бездоказательны. Желая угодить первосвященникам, прокуратор Фест спросил апостола, не хочет ли он, чтобы суд над ним перенесен был в Иерусалим. Но Павел отвечал: «Иудеев я ничем не обидел, как и ты хорошо знаешь. Требую суда кесарева». Фест отвечал: «К кесарю и отправишься».
Между тем в Кесарию прибыл, для поздравления Феста с должностью иудейского правителя, царь Халкидский Агриппа, с сестрой своей Вереникой. Фест предложил высокому гостю, сведущему в делах веры иудейской, дело Павлово. Назначили собрание, в котором присутствовали Агриппа, Вереника, тысяченачальники и все почетные граждане кесарийские.
Когда Павлу дали позволение защищать себя, он сказал: «Ныне я стою перед судом за надежду на обетование, данное от Бога нашим отцам. Всей земле иудейской и язычникам проповедовал, чтобы они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния. За это схватили меня иудеи в храме и покушались растерзать. Но получив помощь от Бога, я до сего дня стою, свидетельствуя малому и великому, ничего не говоря, кроме того, о чем пророки и Моисей говорили, что это будет, то есть что Христос имел пострадать и, восстав первый из мертвых, возвестить свет народу иудейскому и язычникам».
Фест, которому слова его показались странными и несбыточными, громким голосом сказал: «Безумствуешь ты, Павел. Большая ученость доводит тебя до сумасшествия». — «Нет, достопочтенный Фест, — отвечал апостол, — я не безумствую, но говорю слова истины и здравого смысла. Ибо знает об этом царь, пред которым и говорю смело, — ибо это не в углу происходило. Веришь ли, царь Агриппа, пророкам? Знаю, что веришь». Слова эти так сильно подействовали на Агриппу, что он как бы невольно сказал: «Ты немного не убеждаешь меня сделаться христианином». — «Молил бы я Бога, — отвечал на это Павел, — чтобы все слушающие меня сегодня сделались такими, как я, кроме этих уз». Агриппа решительно объявил Фесту, что, по его мнению, Павел совершенно невиновен, и его можно освободить, если бы он не потребовал суда кесарева. Поэтому правитель решил отправить апостола в Рим.
Плавание было неблагоприятно. Противные ветры непрестанно усиливались. Корабль подвигался медленно, с большой опасностью и затруднениями. Когда пристали к одному месту, называемому «Хорошие пристани», Павел советовал перезимовать здесь. Но сотник Юлий более доверял кормчему, чем апостолу Павлу. Решились идти на зимовку до критской пристани Финик, наиболее сохранной от ветров. Но вскоре поднялся ураган и начал носить судно по волнам. Многие дни не видно было ни солнца, ни звезд, и наконец исчезла всякая надежда на спасение. Несчастные не вкушали пищи, каждую минуту в отчаянии ожидая смерти. Один Павел не знал страха и утешал спутников. «Мужи! — говорил он им. — Надлежало послушаться меня и не отходить от Крита. Теперь же убеждаю вас ободриться; потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль».
После четырнадцати дней бурного плавания завидели отлогий берег какого-то залива и туда направили корабль; но попали на косу, и корабль сел на мель. Чтобы узники не разбежались, воины хотели их умертвить; но сотник, желая спасти Павла, удержал их. Путешественники, кто вплавь, кто на досках, кто на обломках корабля, устремились к берегу — и все спаслись.
Земля, на которую буря выбросила Павла, был остров Мелит (нынешняя Мальта). Развели на берегу костер. В то время, как Павел вместе с другими клал хворост на огонь, из сухих прутьев выползла ехидна и обвилась вокруг его руки. Увидев это, местные жители говорили друг другу: «Верно, этот человек — убийца, когда его, спасшегося от моря, суд Божий не оставляет жить». Но Павел, стряхнув змею в огонь, не потерпел никакого вреда. После этого мелетийцы переменили свои мысли и говорили про Павла, что он — Бог. Публий, начальник острова, принял потерпевших кораблекрушение к себе в дом и дружелюбно угощал. В это время отец Публия лежал, страдая горячкою и болью в животе. Павел вошел к нему, помолился и, возложив на него руки, исцелил. После этого к апостолу стали стекаться все больные острова — и он исцелял их. В благодарность островитяне оказывали путешественникам много почестей и при отъезде снабдили всем нужным.
Когда узники достигли Рима, сотник передал их военачальнику, который позволил Павлу жить особо, в наемном доме с воином, стерегущим его. Чрез три дня Павел созвал знатнейших из иудеев и сказал им: «Мужи братия! не сделав ничего против народа или отеческих обычаев, я в узах из Иерусалима предан в руки римлян. За надежду Израилеву обложен я этими узами».
Иудеи отвечали: «Желательно нам слышать от тебя, как ты мыслишь; ибо известно нам, что об этом учении везде спорят». Исполняя желание иудеев, апостол целый день беседовал с ними, излагая истинное понятие о Царствии Божием и свидетельствуя об Иисусе из закона Моисеева и пророков. Одни убеждались его словами, а другие не веровали, — и все среди споров уходили в нерешительности и недоумении. Тогда Павел сказал им: «Хорошо Дух Святый сказал отцам нашим чрез пророка Исайю. Пойди к народу сему и скажи: слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце людей сих, …и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Итак да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат» (Деян. 28:25-28).
Апостол Павел стал принимать к себе всех приходящих, иудеев и язычников, всем проповедовать Царствие Божие и учить о Господе Иисусе. Так он действовал в Риме целых два года, живя на своем иждивении, которое ему доставляло усердие верующих, и проповедуя о Христе с дерзновением невозбранно. Само положение апостола в Риме, как узника, способствовало успеху евангельской проповеди. «Обстоятельства мои, — писал он филиппийцам, — послужили к большему успеху благовествования, так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим» (Флп. 1:12-14). Даже между придворными кесаря были обращенные им ко Христу.
О дальнейшей жизни и деятельности апостола до нас не сохранилось прямых известий. Есть основание думать, что по прошествии двух лет он был освобожден от уз. После этого снова предпринимал путешествия апостольские, во время которых был, между прочим, в Ефесе, где оставил епископом Тимофея (1 Тим. 1:3), и на Крите, где оставил епископом Тита (Тит. 1:5) и, по свидетельству Климента Римского, доходил с проповедью о Христе до Испании.
«От иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, — так сам апостол Павел пишет о своем безпримерном подвиге. — Три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (2 Кор. 11:24-27).
Наконец, около 67-68 года, в царствование жестокого Нерона, апостол снова был заключен в узы в Риме и усечен мечом. Священные останки Павла погребены близ Рима. Впоследствии над его гробом, для поклонения которому верующие стекались со всех стран, император Константин Великий воздвиг церковь.
«Так скончал течение свое сосуд Христов избранный, Учитель языков, всемирный проповедник небесных высот и райских доброт видец, ангелов и человеков позор и удивление, великий подвижник и страдалец, язвы Господа своего на теле своем понесый, святый верховный апостол Павел», — славословит Церковь.
Ни один апостол не оставил нам столько поучений и назиданий, как святой первоверховный апостол Павел. В разное время он написал четырнадцать посланий: к Римлянам, Коринфянам, Галатам, Ефесянам, Филлипийцам, Колоссянам, Фессалоникийцам, к Тимофею, Титу, Филимону и к Евреям. Они всегда признавались Церковью источником богодухновенной мудрости.
Память святого первоверховного апостола Павла совершается Церковью одновременно с памятью апостола Петра (29 июня) 12 июля.
Путь благовестников лежал в Афины, этот центр языческой мудрости. Роскошная столица Греции была переполнена идолами, и это глубоко возмутило дух апостола Павла. Повсюду видя вокруг себя следы языческой лжи и развращения, он без промедления открыл проповедь среди афинян, погруженных во тьму заблуждений и пороков. По субботам он рассуждал в синагоге с иудеями, а чтобы и язычников не оставлять без вразумления, апостол, пользуясь любовью афинян к новостям, беседовал ежедневно на площади с горожанами. Некоторые из философов, эпикурейцы и стоики, вступали с ним в споры. Одни с гордым презрением спрашивали: «Что хочет сказать этот суеслов?» В других же проповедь Павла возбудила лишь любопытство: «Кажется, он проповедует о чужих божествах». Движимые интересом, они привели апостола в ареопаг (верховный суд) и попросили его пред собранием образованнейших людей страны раскрыть подробнее новое учение, которое показалось им весьма странным и неслыханным. В ответ апостол Павел обратился к афинянам с речью, в которой выразилась вся его богодухновенная мудрость.
«Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны, — говорил Павел. — Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: неведомому Богу. Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. Мы Им живем, и движемся, и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: мы Его и род. Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого. Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться. Ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную» (Деян. 17:22-31).
Но не успел апостол произнести даже имени Спасителя мира, как речь его была прервана. Слова о воскресении из мертвых показались представителям языческой мудрости смешными, безсмысленными, и некоторые из них открыто и прямо засмеялись, а другие, сохраняя серьезное выражение, снисходительно сказали: «Об этом послушаем тебя в другое время». Апостол Павел вынужден был прекратить свою речь. Но на некоторых членов ареопага она произвела впечатление, и они уверовали. Таковы были Дионисий Ареопагит, женщина, именем Дамарь, и другие.
Из Афин Павел отправился в столицу Ахаии Коринф. Здесь он поселился в доме Акилы и Прискиллы, родом иудеев, занимавшихся, как и Павел, плетением палаток. В Коринфе апостол каждую субботу посещал синагогу и проповедовал. Но так как иудеи противились и злословили Павла, то он, отряхнув прах ног своих, сказал: «Кровь ваша на главах ваших; я чист, отныне иду к язычникам».
Проповедь апостола в Коринфе принесла богатые плоды; многие уверовали во Христа и крестились. Однажды ночью Господь явился апостолу в видении и, ободряя к дальнейшим подвигам, сказал: «Не бойся, но говори, и не умолкай; ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много людей в этом городе». После этого Павел продолжительное время проповедовал Евангелие коринфянам. Но наконец иудеи возмутились против апостола, схватили и привели на судилище, обвиняя, что он учит о Боге противно закону иудейскому. Однако Галлион проконсул, брат знаменитого философа Сенеки, сказал: «Когда идет спор об учении и именах, и о законе вашем, то разбирайте сами; я не хочу быть судьею в этом».
Вскоре Павел предпринял третье путешествие апостольское. Апостол прибыл в Ефес, где уже было небольшое число учеников Господних, принявших только Иоанново крещение. Апостол Павел скоро заметил неполноту их христианского просвещения и спросил: «Приняли ли вы Святаго Духа?» Они отвечали: «Мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый». Тогда Павел сказал: «Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Иисуса Христа». И они крестились во имя Господа Иисуса, а Павел возложением рук низвел на них Духа Святаго, после чего они стали говорить иными языками и пророчествовать.
Апостол находился в Ефесе около двух лет. Оставив иудеев, злословивших Господа, Павел перешел для проповеди в училище некоего Тиранна, язычника, где учил не по субботам только, как доселе в синагоге, но ежедневно. Так благовестием о Христе огласилась вся Асия. Руками Павла Бог творил немало чудес: на больных и бесноватых возлагали платки и опоясания с тела его, и они исцелялись.
Услыхав о чудесах, совершаемых Павлом во имя Иисуса Христа, некоторые из скитающихся иудейских чародеев, семь сынов первосвященника Скевы, стали употреблять при заклинаниях над бесноватыми имя Господа Иисуса. Они суеверно думали, что чудодейственная сила заключается в самих звуках этого имени. Но злой дух, находившийся в бесноватом, отвечал: «Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?»
И бросился на них бесноватый и, одолев, взял такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из дома. Весть об этом событии скоро разнеслась по городу и произвела сильное действие на жителей Ефеса. На всех напал страх пред всемогущей силой Господа, а верующие радостно прославляли это святое имя. Устрашенные ефесяне приходили к апостолу и приносили ему раскаяние в своих порочных делах. Многие из чародеев и занимавшихся волшебством, собрав свои магические книги, сожгли их пред народом. С такою силою возрастало слово Господне в Ефесе!
В городе делали серебряные и золотые модели знаменитого языческого храма Артемиды, здесь находившегося, которые рассылались повсюду и доставляли богатые доходы. Некто серебряник Димитрий, видя могущественные успехи Евангелия в Малой Азии, пришел в опасение, что его ремесло совсем потеряет ход. Созвав художников и подобных себе мастеров, он сказал им: «Друзья! Не только в Ефесе, но почти во всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги. А это нам угрожает тем, что не только ремесло наше придет в презрение, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить».
Толпа корыстолюбивых лицемеров исполнилась ярости и стала кричать: «Велика Артемида Ефесская!» Возмущение быстро распространилось по городу. Двое из спутников Павловых были схвачены. Павел хотел было явиться пред разъяренною толпою; но верующие удержали его. Блюститель порядка, утишив народ, сказал: «Мужи ефесские! Вы привели этих мужей, которые ни храма Артемидина не обокрали, ни богини вашей не хулили. Есть судебные собрания, и есть проконсулы: пусть там жалуются друг на друга».
Пробыв в Эфесе три года, посетив Македонию, Ахаию, Сирию, апостол вознамерился плыть в Иерусалим. Перед отъездом он призвал к себе пресвитеров Ефесской церкви, главной среди церквей Малоазийских.
Трогательное это было прощание. Павел, проникнутый нежною, отеческой любовью, преподал пастырям последнее личное наставление. «Иду в Иерусалим, — говорил он им. — Дух Святый по всем городам свидетельствует, что узы и скорби ждут меня. …Я знаю, что уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, проповедуя Царствие Божие. Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада, и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас. Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал. Сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: Блаженнее давать нежели принимать» (Деян. 20:18-35).
Слова апостола произвели глубокое впечатление. Все плакали. Все повергались на выю Павлову. Все целовали его. Насилу вырвались путешественники из рук их. Особенно тяжко было слышать верующим, что они не увидят более лица апостола. То же зрелище повторилось потом в Тире и наконец в Кесарии Филипповой. В Кесарии пророк Агав, войдя в дом Филиппа благовестника, где находился Павел, взял его пояс и, связав себе руки и ноги, сказал: «Так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме иудеи и предадут в руки язычников». Когда верующие услыхали это, все обратились с мольбой к апостолу Павлу, чтобы он не ходил в Иерусалим. Но Павел сказал в ответ: «Что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? Я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса».