Священномученики Дионисий Ареопагит, епископ Афинский, пресвитер Рустик и диакон Елевферий — Православная женщина

ДРУГИЕ СТАТЬИ

Священномученики Дионисий Ареопагит, епископ Афинский, пресвитер Рустик и диакон Елевферий - Православная женщина0

Дни памяти: 16 октября

Священномученики Дионисий Ареопагит, епископ Афинский, пресвитер Рустик и диакон Елевферий убиты в Галлийской Лютеции (древнее название Парижа) в 96 году (по другим данным — в 110 году), во время гонения при императоре Домициане (81-96). Святой Дионисий жил в городе Афины. Там же воспитывался и получил классическое эллинское образование. Затем отправился в Египет, где в городе Илиополе изучал астрономию.

Вместе с другом Аполлофоном он был свидетелем солнечного затмения в момент распятия на Кресте Господа Иисуса Христа. «Это или Бог, Создатель всего мира, страждет, или этот мир видимый кончается»,- сказал тогда Дионисий. В Афинах, куда он возвратился из Египта, его избрали членом ареопага (верховного афинского суда).
Когда святой апостол Павел проповедовал в афинском ареопаге (Деян. 17, 16-34), Дионисий принял это спасительное благовестие и стал христианином. В течение трех лет Дионисий был сподвижником святого апостола Павла в проповеди Слова Божия. Впоследствии апостол Павел поставил его епископом города Афин.
В 57 году святой Дионисий присутствовал при погребении Пресвятой Богородицы.

Еще при жизни Матери Божией Дионисий Ареопагит, специально приезжавший в Иерусалим из Афин, чтобы увидеть Богоматерь, писал своему учителю апостолу Павлу: «Свидетельствуюсь Богом, что, кроме Самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел.

Исповедую пред Богом: когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и Небесной славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил».
После кончины апостола Павла, желая продолжить его дело, святитель Дионисий отправился с проповедью в западные страны, сопровождаемый пресвитером Рустиком и диаконом Елевферием. Многих он обратил ко Христу в Риме, а затем в Германии, Испании. В Галлии, во время преследования христиан языческими властями, все три исповедника были схвачены и ввергнуты в темницу. Ночью святой Дионисий совершил Божественную литургию в сослужении Ангелов Божиих. Наутро мученики были обезглавлены. Святой Дионисий взял свою главу, прошествовал с ней до храма и только там пал мертвый. Благочестивая женщина Катулла погребла останки мученика.

Большое значение для Православной Церкви имеют творения святого Дионисия Ареопагита. До нашего времени из них сохранились четыре книги: «О Небесной иерархии», «О церковной иерархии», «О Именах Божиих», «О мистическом богословии», а также десять посланий к разным лицам.
Книга «О небесной иерархии» написана, вероятно, в одной из стран Западной Европы, где проповедовал святой Дионисий. В ней излагается христианское учение о мире ангельском. Ангельская (или небесная) иерархия состоит из девяти ангельских чинов: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы, Ангелы. (Сведения о Соборе Небесных сил бесплотных помещены 8 ноября.)

Цель Богоучрежденной ангельской иерархии — восхождение к Богоподобию чрез очищение, просвещение и совершенствование. Высшие лики становятся носителями и источниками
Божественного Света и Божественной жизни для ликов подчиненных. Не только умные, бесплотные силы включены в светоносные духовные иерархии, но и род человеческий, воссоздаваемый и освящаемый в Церкви Христовой.

Книга святителя Дионисия «О церковной иерархии» является продолжением его книги «О небесной иерархии». Церковь Христова в ее всемирном служении зиждется, как и ангельские лики, на Богоучрежденном священноначалии.

В мир земной, к чадам церковным, Божественная благодать нисходит прикровенно — в святых церковных таинствах, духовных по существу, но чувственных по образу. Лишь немногие святые подвижники прозревали земными очами огнеобразную природу Святых Таин Божиих. Но вне церковных таинств, вне Крещения и Евхаристии, нет для человека светоносной спасающей благодати Божией, нет Богопознания, нет обожения.

Книга «О именах Божиих» излагает пути Богопознания чрез Лествицу Божественных имен.

Книга святителя Дионисия «О мистическом Богословии» также излагает учение о Богопознании. Богословие Православной Церкви все основано на опытном Богопознании. Чтобы познать Бога нужно к Нему приблизиться, достичь состояния Богообщения и обожения. Это более всего достигается молитвой. Не потому, что молитвой мы приближаем к себе Непостижимого Бога, но потому, что чистая сердечная молитва нас приближает к Богу.

Творения святого Дионисия Ареопагита (их называют «Ареопагитики») имеют исключительное значение в Богословии Православной Церкви. На протяжении почти четырех веков, до начала VI столетия, творения святого отца сохранялись лишь в тайном предании, преимущественно богословами Александрийской Церкви. Они были известны Клименту Александрийскому, Оригену, Дионисию Великому, преемственно возглавлявшим огласительное училище в Александрии, и святому Григорию Богослову. Святой Дионисий Александрийский писал святителю Григорию Богослову толкования на «Ареопагитики». Общецерковное признание творения святого Дионисия Ареопагита получили в VI-VII вв. Особую известность имеют комментарии к ним, написанные преподобным Максимом Исповедником († 662; сведения о нем помещены 21 января).

В Русской Православной Церкви учение святого Дионисия о духовных священноначалиях и обожении человеческой природы было известно сначала по «Богословию» преподобного Иоанна Дамаскина. Первый славянский перевод самих «Ареопагитик» был сделан на Афоне ок. 1371 года монахом Исаией. Списки его были широко распространены в России. Многие из них доныне сберегаются в отечественных книгохранилищах — в том числе пергаментная рукопись «Творения святого Дионисия Ареопагита», принадлежавшая святителю Киприану, митрополиту Киевскому и всея Руси († 1406) и писанная его рукой.

На русском языке издано:

1. О Небесной иерархии. Пер. свящ. Моисея Гумилевского. М.. 1786. Изд. 2-е М.. 1898.

2. О церковной иерархии. Пер. свящ. Моисея Гумилевского. М.. 1784. То же. С примечаниями Максима Исповедника «» толкованием Георгия Пахимера — «Христианское чтение». 1855.
1 (в прилож.). То же. В кн.: Писания святых отцов. относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. 1, СПб.. 1855. с. 1-260.

3. К Тимофею о таинственном Богословии. Пер. архимандрита Гавриила Воскресенского.- «Христианское чтение». 1825.. ХХ, с. 3 алл.

4. (Письма): Гаю Ферапевту. Дорофею диакону. Сопатру священнику . Демофилу монаху. Пер. архимандрита Гавриила Воскресенского.-«Христианское чтение». 1825, ХIХ. с. 239-247.

5. (Письмо), Иоанну Богослову, Апостолу и Евангелисту, во время заточения его на острове Патмосе.- «Христианское чтение», 1838, IV, с. 281 слл.

6. (Письмо): Священноначальнику Поликарпу.- Там же. с. 283-285).

7. (Письмо): Священноначальнику Титу, который вопрошал святого Дионисия чрез письмо, что такое дом Премудрости, что ея чаша. ея пища и питие.- «Христианское чтение». 1839. 1. с. 3 слл.

Священномученики Дионисий Ареопагит, епископ Афинский, пресвитер Рустик и диакон Елевферий - Православная женщина1

Был ли первым епископом Парижа святой Дионисий Ареопагит?

Существуют два взаимоисключающие друг друга предания относительно происхождения и личности святого Дионисия Парижского.

Первое, самое древнее, признавалось всеми без исключения за соответствующее действительности вплоть до XVII века. Вот что оно утверждает.

Святитель Дионисий, первый Парижский епископ, является не кем иным, как святым Дионисием Ареопагитом. Да, именно тем Дионисием, о котором говорится в книге Деяний апостолов. Он, будучи членом афинского Ареопага, уже в преклонном возрасте стал учеником апостола Павла – во время пребывания последнего в Афинах (Деян. 17). Оставив жену и детей, он три года был спутником первоверховного апостола.

По свидетельству основоположника в изучении истории Церкви Евсевия Кесарийского, Дионисий стал первым Афинским епископом. Затем, повинуясь вышней воле, возвещенной ему в откровении, он оставил на Афинской кафедре своего преемника Публия и пришел в Рим. И уже из Рима, по поручению римского епископа Климента, отправился с Рустиком и Елевферием просвещать светом Христовым Галлию.

Так святой Дионисий пришел в Париж и многих обратил от идолослужения к вере во Христа. Во время гонения на христиан, воздвигнутого императором Домицианом, святых Дионисия, Рустика и Елевферия схватили и предали на мучения.

Дионисия долго и жестоко били, клали на раскаленное железо, кидали на съедение зверям, требуя, чтобы он согласился принести жертвы языческим богам. Ни он, ни Рустик, ни Елевферий, которых тоже нещадно мучили, не повиновались, но чудесным образом оставаясь в живых, исповедовали Христа, Истинного Бога. Их осудили на усечение мечом.

И по смерти святого Дионисия Бог явил преславное чудо. Тело святого, будучи обезглавленным, по действию силы Божией, встало на ноги и, взявши в руки свою главу, прошло с нею около шести километров до поселения, которое впоследствии стало носить имя Сен-Дени. Там, отдав главу одной благочестивой женщине по имени Катулла, из римской знати, оно пало на землю, указывая тем самым место, где должны быть погребены святые останки.

Многие из язычников, видя сие чудо, уверовали во Христа. Впоследствии, когда гонения на христиан прекратились, на месте захоронения святого Дионисия устроили церковь. При гробнице святого совершились во славу Божию многие чудеса.

Таково первое предание.

Второе предание возникло уже в XVII веке, но именно оно изложено в современных энциклопедиях и учебниках и считается историческим, а первое если и упоминается, то как легенда, как чистый вымысел. Выводы, которые может сделать современный читатель, познакомившись с существующими ныне справочными изданиями, будут носить, скорее всего, негативный характер, поскольку согласно второму преданию о жизни первого Парижского епископа ничего не известно, кроме того, что он был епископом во второй половине III века и мученически окончил свое служение.

Если мы согласимся с этим расхожим ныне воззрением, то не сможем с духовной точки зрения объяснить причины столь великого почитания святого Дионисия на Западе, и в частности, во Франции.

Он почитался королями – так, Людовик VI в 1120 году присвоил святому Дионисию титул “вождь и защитник монархии”.

Святые разных времен совершали паломничество в Сен-Дени, чтобы поклониться могиле первого Парижского епископа, – в их числе были святая Геновефа (V век), святой Елигий, епископ Нуайонский (VII век), преподобный Медерик (VIII век). Почитался святой Дионисий и такими благочестивыми личностями, как Бернард Клервосский (XII век), Жанна Д’Арк (XV век), и, конечно же, простым народом. Главное свидетельство этому – огромная базилика, построенная некогда в маленьком поселении, поскольку было необходимо, чтобы она вмещала многочисленных паломников.

Если принять, что нам ничего не известно о личности и событиях жизни первого епископа Парижского, то как будем вдохновляться, чтобы обратиться к святому Дионисию с молитвой? Второе, более позднее предание не дает нам также возможности объяснить, почему, начиная с IX века, западные богословы предпринимали поистине титанические усилия, для того, чтобы понять сложные мистические сочинения, приписываемые святому Дионисию Ареопагиту (со всей очевидностью можно сказать, что эти ученые вдохновлялись и подвигом его служения здесь, в Западной Европе, во Франции).

Но когда, засучив рукава, дерзнешь разобраться в доводах отрицателей парижской страницы биографии святого Дионисия Ареопагита, то обнаруживаешь, что их научная база очень слаба. Более того, их основные аргументы были опровергнуты скрупулезными исследованиями историков второй половины XIX – начала XX века.

Однако в современной западной агиографии и тем более в светской науке по-прежнему господствует взгляд о сравнительно поздней христианизации Галлии (Франции) – не ранее III века. И тому есть несколько причин. Главная состоит в том, что в современной Католической Церкви, в духе свойственной новому времени рационализации, произошла ревизия церковного Предания. Этот пересмотр был сделан, как утверждают ревизионисты, с учетом научных и исторических данных. И вот, например, одно из досадных с православной точки зрения следствий “ревизии”. Святитель Николай Мирликийский, великий наш Николай Чудотворец, был “понижен в ранге”: из вселенски чтимых святых он был переведен в разряд местночтимых. И в отношении даже такого прославленного святого нам фактически предлагается: хочешь – верь, а не хочешь – не верь. Святой великомученице Екатерине посчастливилось еще меньше: ее вообще вычеркнули из церковного календаря. Жития этих святых показались современным западным богословам слишком “легендарными” (синоним: наполненными вымыслами), и вдобавок “сочиненными” – появившимися слишком поздно, через несколько столетий после отшествия Святителя Николая и великомученицы Екатерины из мира.

Вторая причина заключается в том, что полемика относительно личности святого Дионисия возникла в обстановке критики “разумом” всего института Церкви, включая и сомнения в том, что составляет основы христианского вероучения. Чтобы легче было представить эту обстановку, скажем, что ее естественным продолжением и развитием явилась эпоха Просвещения, когда уже открыто начали издеваться, “без всякого разума” (безумно) над Церковью, Христом, Богом, над религиозными чувствами верующих, церковными таинствами и обрядами, провозгласив все это “обскурантизмом”, “мракобесием” и т. п.

И вплоть до сего дня западное общество вдохновляется скорее идеями “Просвещения”, нежели самим христианством. “Смены вех” и тем более “перестройки” светского сознания здесь пока не видно.

Имея все это в виду, мы можем понять и то, почему сегодня в Католической Церкви не возвышаются голоса о “реабилитации” святого Дионисия Парижского, и то, почему общественное и научное сознание скорее враждебно, нежели сочувственно относится ко всякой “реституции” Церкви – вопреки истине.

Необходимо поднять вопрос о возвращении первому Парижскому епископу его подлинного места в сонме святых как ученику Апостола Павла, свидетелю и участнику погребения Пресвятой Богородицы, а парижской Церкви ее апостольского достоинства.

Результат многовекового умалчивания об истинном достоинстве такого святого, как Парижский епископ Дионисий, налицо: в посвященном ему кафедральном соборе пусто – базилику посещают в лучшем случае из любопытства, но не из благочестия.

Должны ли православные христиане оставаться пленниками “выводов” западной исторической науки, которая противопоставляет себя традиции, а вместе с тем принижает Церковь и веру перед “рационалистическим разумом”?

Тем более мы не должны принимать за истину позицию умалчивания, которой придерживается ныне Католическая Церковь по отношению к своей собственной средневековой истории: в ней действительно много противоречий доводам рационалистического “разума”, но “тьмы” все-таки неизмеримо меньше, чем об этом трубили деятели эпохи “Просвещения”.

Предание о славном происхождении святого Дионисия Парижского было уже известно великим святым Православной Церкви. Они в своих сочинениях подтвердили подлинность древнего парижского предания о первом Парижском епископе.

Святой Мефодий, Патриарх Константинопольский, стал автором первого жития Дионисия Ареопагита на греческом языке, которое содержит повествование о его мученической кончине в Лютеции (ныне – Париже).

Священномученик Михаил Синкел, пострадавший от иконоборцев, был автором Панегирика святому Дионисию Ареопагиту: он преклонялся перед славной кончиной первого афинского епископа.

Преподобный Симеон Метафраст был замечательным автором “Житий святых”. Изучив источники, где говорится о жизни святого Дионисия Ареопагита, он также включил в его жизнеописание рассказ об апостольском служении Дионисия в галльской земле.

Святитель Димитрий Ростовский, церковный иерарх, был выдающимся автором самого полного собрания житий святых. Он уже был осведомлен о существующих на Западе сомнениях относительно того, что первым епископом Парижа был святой Дионисий Ареопагит, но тем не менее он в его житии рассказал о “западной странице” его жизни, а также поведал о чуде “кефалофории” (главоношения), которое вызвало столько толков и недоумений у исследователей и мыслителей нового времени.

После того как 19 октября 1997 года впервые за много лет в кафедральном соборе на улице Сен-Дени православным духовенством был совершен молебен, протоиерей Марк-Антоний познакомил присутствовавших во время богослужения французских паломников с основами учения Православной Церкви о святых мощах.

Святые останки являются, с одной стороны, знаком присутствия среди нас, в этом мире, наших Небесных покровителей. С другой стороны, пропитанные благодатью, полученной этими святыми за их прижизненные подвиги, их мощи сами становятся источником чудес, могучим средством помощи всем верующим в их духовной жизни.

Знакомство со славным житием святого Дионисия Парижского, с историей его почитания оказалось самым ярким впечатлением для паломников, посетивших в этот день базилику на улице Сен-Дени.

Большая часть православных, живущих на Западе, по происхождению либо русские, либо греки. Для тех из них, кто услышал в тот день о святом Дионисии, особенно утешительно было узнать, что основателем Церкви в Париже был выходец с Востока. А для православных парижан было радостным открытием то обстоятельство, что Небесным покровителем французской монархии, их государственности, был не кто иной, как… “ученик до третьего небесе достигшего апостола, прошедший сам небесныя врата духом, отче всемирный” святой Дионисий Ареопагит.

Имея рядом с собой незримых духовных союзников, будем молиться, братия и сестры, чтобы святой Дионисий по-прежнему не забывал Францию и ее народ, чтобы он простил нам наше нерадивое отношение к его святым мощам, наше забвение его памяти и его спасительных заветов.
Святый священномучениче Дионисие, моли Бога о нас!

Диакон Николай Никишин

Оцените статью
Добавить комментарий