Высокое значение женщины в русском обществе — Православная женщина

ДРУГИЕ СТАТЬИ

Высокое значение женщины в русском обществе - Православная женщина0Обратимся к очень светлому и вдохновляющему отрывку из книги архиепископа Нафанаила (Львова) «Ключ к сокровищнице», опубликованном на «Православии.ru». Речь в нем идет о судьбах русских женщин в истории. «Летопись говорит, что у древних славян отец, а потом муж был высшим правителем, над которым не было высшей власти. На женщин, наравне с рабами, возлагались самые тяжелые работы. После смерти мужа женщина часто следовала за ним в могилу, не только по принуждению, но и добровольно, потому что после ухода из семьи ее единственного защитника жизнь в чужом семействе становилась невыносимой. В сколько-нибудь обеспеченных семьях было принято многоженство, делавшее положение женщины еще более тяжелым.

И вдруг все изменилось с принятием христианства русским народом, с того момента, когда впервые на всю Русскую землю прозвучали слова апостола Павла на понятном народу церковно-славянском языке: «Несть мужеский пол, ни женский, вси бо вы едино есте во Христе Иисусе» (Гал 3, 28)».

По мнению автора, женщины на Руси в домонгольский период пользовались очень большой свободой и уважением: «По свидетельству древнерусских песен, женщины участвовали вместе с мужчинами в пирах княжеских, похваляясь своей хитростью и мудростью». В качестве примера приводится красочный эпизод из жизни жены князя Ярослава, дочери шведского короля Олафа, носившей княжеское имя Ингигерды, в крещении Ирины и в монашестве, которое она приняла позднее, — Анны.

«Когда Ярослав объединил под своей властью русский народ, кроме дальних мест, на него предпринял нападение его младший брат Мстислав, князь Тмутараканский. В первой решительной битве он разбил ополчение Ярослава и захватил всю левую сторону Днепра.

Тогда он послал предложение Ярославу: «Зачем нам проливать русскую кровь, выйдем на поединок, кто одолеет, тот и будет владеть всей Русской землей».

Но Мстислав был опытный боец, а Ярослав был хромым и, будучи талантливым полководцем, был неспособен к единоборству. Поэтому, когда Мстислав подъехал к назначенному им месту на Днепровском острове, вместо князя его ждала там княгиня, которая сказала:

— Мужу моему недосуг сражаться с тобою, вот я приехала, чтобы вместо мужа сразиться с тобою.

Мстислав смутился и решил:

— С тобой я сражаться не буду, отменим поединок. Пусть брат Ярослав владеет землей по ту сторону Днепра, а я буду владеть этой стороной».

«Этот высокий культурный уровень и высокое значение женщины в русском обществе сохранились до монгольского нашествия, — пишет архиепископ Нафанаил. — Татарское иго изломало все. Культурный уровень неизмеримо упал. Внешне воцарилась грубость и примитивность. Женщины в высших слоях были загнаны в терема, в низших слоях они стали предметом пренебрежения. Русское общество стало подражать татарскому.

Но внутренне, духовно русские не опустились, не сдались. Если мы сравним судьбу русских людей с другими народами, попавшими под власть монголов, особенно с более богатыми культурно, чем русские, с народами Средней Азии, мы увидим, насколько более глубоко они внутренне поработились монголо-татарам, приняв их обычаи. Русский народ был от этого спасен Православной Церковью, и русские женщины, в наибольшей степени сохранившие верность Православию, сыграли в этом большую роль.

Хотя, сравнивая число святых мужей с числом святых жен, мы видим значительное превосходство числа мужчин, но надо помнить правило, отмеченное у церковного писателя С.А. Нилуса, что в подвиге каждого святого незримо заключается и подвиг его матери, воспитавшей его».

http://www.matrony.ru/life/obzor001.html

Оцените статью
Добавить комментарий