Многие люди в последнее время все больше тянутся в монастыри — эти лечебницы души, которые отличаются более строгой дисциплиной, более длинными службами, чем приходские храмы. Кто-то приезжает сюда как паломник, кто-то — как трудник, чтоб поработать над восстановлением обителей, укрепиться в вере.
Человек, оказавшийся на какое-то время среди сестер или братии обители, тем или иным образом «примеряет» себя к монашеской жизни, старается быть более благочестивым.
Но следует помнить, что при реальном прикосновении к монастырской жизни страсти и греховные наклонности, до поры дремавшие в глубине души, обостряются и выходят наружу. Чтобы избежать многих искушений и проблем, надо настроить себя на то, что в монастыре ничего не делается без благословения, каким бы разумным и обоснованным ни казалось ваше желание сделать то или иное дело. В монастыре надо отсечь свою волю и полностью быть в подчинении у сестры или брата, которые отвечают за послушание, на которое вас поставили.
Возглавляет мужской монастырь священноархимандрит — архиерей епархии, практическое же управление поручено наместнику (архимандриту, игумену или иеромонаху). Его называют «отец игумен», «отец архимандрит» или «отец наместник» — в зависимости от его должности, либо с употреблением имени, как приходского священника: «отец Досифей» или просто «батюшка».
Так же, как к приходским батюшкам, обращаются к монахам, имеющим- священнический сан. К благочинному, который занимается размещением паломников, в случае, если он не имеет священнического сана, можно обратиться «отец благочинный», к эконому — «отец эконом». К монаху обращаются обычно «отец», к послушнику — «брат», присоединяя имя.
Женский монастырь управляется игуменией, которая носит наперсный крест и имеет право благословлять, но не как священник, а тремя перстами или наперсным крестом, к которому следует приложиться. Можно приложиться после благословения и к руке игумений. К ней обращаются, называя ее «мать игумения» или полным церковнославянским именем, данным при постриге в монашество, с прибавлением слова «матушка»: «матушка Иоанна», например, или же просто «матушка» — кстати, так обращаться в женском монастыре принято только к игумений. К другим же монахиням или инокиням (имеющим «малый» постриг) обращаются: «мать Феодора», «мать Никона», «мать Севастиана», «мать Сергия». Мужские имена сестер в постриге означают, что монашество — ангельский чип, не имеющий пола… К послушницам можно обратиться «сестра».
Естественно, что приехавшие в монастырь должны оставить курение, сквернословие и другие греховные привычки. Неуместны здесь разговоры о мирских делах, вольное обращение, смех. При встрече мирянин первый кланяется священнику, иночествующим.
Если возникли какие-то недоразумения на послушаниях, не надо стремиться «восстанавливать справедливость», тем более поучать кого-то. Надо помочь немощному, любовью покрыть огрехи неопытного, со смирением перенести обиды, если они возникли, когда же страдает общее дело, обратиться за разрешением недоразумения к сестре или брату, па то поставленным.
Трапеза в некоторых монастырях, обычно небольших, бывает общая у сестер с паломниками, но чаще приезжие пользуются специальной паломнической трапезной. За стол садятся по старшинству. После общей молитвы не сразу приступают к пище, но ждут благословения сидящего во главе стола, между блюдами -звона колокольчика или слов: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». Во время трапезы не положено вести никаких разговоров, но внимательно слушать чтение житий святых.
Не принято в монастыре и «кусочничать», есть что-либо вне общей трапезы, выражать недовольство пищей, послушаниями, местом для сна.
Монастырь — не место для прогулок, купаний, загораний. Здесь не только нельзя обнажать тело, но и заниматься чем-то для самоуслаждения, а также покидать самовольно обитель для какой бы то ни было цели — будь то сбор цветов или грибов. За пределы обители можно выйти только, по благословению.
Не принято в монастыре и ходить «в гости» — то есть в чужие кельи, за исключением послушания. При входе в келью, в мастерскую или другое монастырское помещение вслух произносится молитва: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». Войти разрешается только в том случае, если из-за двери услышите: «Аминь».
При встрече в монастыре обычно приветствуют друг друга поклонами и взаимными приветствиями «благословите», иногда говорят: «Спасайся, сестра (брат)». Отвечать принято: «Спаси, Господи».
Мирской человек, понимающий свою немощь и греховность и смиряющий себя в «лечебнице души», несомненно вынесет из пребывания в монастыре большую духовную пользу!