Год назад в антикризисное подразделение медико-психологического центра, в котором я работаю, позвонила плачущая женщина. Её тринадцатилетний сын дважды пытался покончить жизнь самоубийством и грозит довести своё намерение до конца.
Приглашаю маму прийти ко мне в центр. Она прибегает через пятнадцать минут и начинает рассказывать о скандалах с сыном и мужем. Эта женщина стремится всей душой уберечь своего сына от пагубного желания «быть, как все», принимать в своё сердце всю ту грязь, которая широким потоком льётся на наших детей из окружающей действительности.
Единственную защиту от разрушающего воздействия современной молодёжной культуры она видит в воцерковлении своего сына, но тот не хочет идти в храм, исповедоваться, причащаться, поститься, молиться, с ненавистью и слезами встречает любые разговоры матери на эту тему.
Ситуация усугубляется тем, что муж не является её союзником в деле воспитания сына и крайне отрицательно относится к тому, что жена ходит в церковь. А теперь любимый сын заявляет, что ему всё надоело, он не хочет жить и все равно покончит с собой. Что делать?
Спрашиваю, давно ли она воцерковилась.
Отвечает: «Два года назад».
Интересуюсь, как её жизнь складывалась до этого.
Рассказывает, что была красивой женщиной, следила за собой, хорошо одевалась. Семья была дружная: хороший муж, сделал неплохую карьеру, послушные дети были… И вот сейчас семья разваливается.
«Может быть, неправильно воцерковляетесь?» — говорю я. До воцерковления — интересная, ухоженная женщина, сейчас — небрежно одета, кое-как причёсана, лицо унылое, во взгляде тоска и смятение. Разве так должен выглядеть человек, увидевший красоту и благодать православной веры? Раньше для мужа она готовила вкусные обеды, было живое, радостное общение в семье, а теперь, оказывается, «всё нельзя», в доме — напряжённая обстановка, следствие позиционной войны. Вкусные обеды — большая редкость. Как бедному мужу это вынести? В общем, получается, что, как только мама стала ходить в церковь, всем стало плохо. Но если всё стало хуже, то как же могут относиться к церкви муж и сын?
Очевидно, что отсюда и неприятие ими Церкви вообще и нового маминого образа серой суетливой мышки в частности.
Обратились к Евангелию: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 16-18).
«Радуйтесь» — обращаются к нам св. апостолы в своих посланиях.
«Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» (Иак. 3, 13-18).
Многие наши женщины в начале своего воцерковления совершают одну и ту же ошибку. Начиная осознавать греховность прошедшей жизни, они плачут безмерно, впадают в некое постоянно присутствующее скорбное состояние духа, которое проявляется в выражении лица, в одежде, в невнимании к семейному быту и работе. Возникает парадоксальная ситуация: женщина приходит в Церковь, а её семья при этом начинает рушиться. Понимая это как «искушение», она начинает по своему разумению бороться со своими домашними, которых ей очень хочется любым способом привести в церковь, а если они не идут, то заставить всех хотя бы поститься.
Такая «новоначальная» христианка, проявляя «ревность не по разуму», сама становится сильнейшим искушением для своих домашних и делает их отношение к Церкви из безразличного резко отрицательным. А должно быть иначе: мамочка воцерковляется , и всем в доме становится лучше — обеды вкуснее, квартира чище, ругани меньше, радости больше.
Давайте вспомним, как ранее одевались наши православные женщины: сходим в исторический музей, посмотрим фотографии святой Царской Семьи. Мы увидим, что русские православные женщины, во всех сословиях по-разному, всегда одевались красиво, со вкусом.
Ныне определился уже некий «псевдоправославный» стиль в одежде наших женщин: невзрачно-балахонного вида кофты, юбки, куртки-плащи, в основном турецкого производства. Может быть, для Турции это традиционный стиль одежды, но история русского национального костюма доказывает, что одеваться скромно — не значит одеваться серо и бесформенно.
И пост всех видов трудно ввести в семье волевым решением, лучше это делать, по словам апостола, «по взаимному согласию». Я, например, знаю хорошие семьи, где мама и дети постятся и спокойно переносят то, что папа при них ест жареную отбивную и борщ с мясом. В семье мир и согласие. Есть семьи, где постится только мама, но покой и любовь сохраняются.
Расскажу ещё о супруге св. великого князя Димитрия Донского — преподобной княгине Ефросинии Московской. Оставшись вдовой, она всё равно должна была для всех быть достойной великой княгиней. Потому под пышными княжескими одеждами, а не в одеянии инокини, носила вериги и власяницу и изнуряла тело своё строгим постом так, что оно почернело и иссохло и «плоть прилипла к костям». Скрывая даже от близких свои подвиги, она украшалась драгоценными камнями и устраивала в великокняжеском тереме званые обеды, хотя сама и не прикасалась к изысканным яствам.
«Если ты хочешь помочь Церкви, то старайся лучше исправить себя самого, а не других. Если ты исправишь себя самого, то сразу же исправится частичка Церкви. И понятно, что если бы так поступали все, то Церковь была бы приведена в полный порядок. Но люди сегодня занимаются всем, чем угодно, кроме самих себя, потому что заниматься другими легко, а для того, чтобы заниматься самим собой, нужен труд» (Паисий Святогорец).
Недавно опять пришла ко мне эта женщина, уже с сыном, посоветоваться о некоторых его школьных проблемах. Лицо светлое, радостное. Сын очень дружен с мамой, советуется с ней, но решения старается принимать самостоятельно. Мальчик постится, причащается, летом ездил в паломнические поездки, хорошо учится в школе, очень ответствен и активен. Воцерковился ребёнок не по принуждению, а по любви. Слава Богу за всё!
Автор: Людмила Фёдоровна Ермакова.
Источник: http://ric.orthost.ru/rus/rz/psm/19/