Прежде детей специально обучали хорошим манерам в обществе. И даже в советские времена «правила хорошего тона», хоть и в несколько усеченном виде, старались соблюдать.
Насколько необходимы православному эти мирские правила? Если исключить сугубо светские или надуманные моменты, то приобщение христианина к культуре поведения просто необходимо. И хотя общий культурный и нравственный уровень парода сейчас резко падает, православный человек не должен поддаваться стихии «расчеловечивания» человека и проявлять ставшие «традиционными» неуважение к женщине, например, необязательность, невнимательность и прочие «современные достижения». Такие признаки бескультурья, как фамильярное отношение к собеседнику (похлопывание по плечу, желание перебить другого и высказаться самому), скверная привычка неделями не отвечать на письма, занудство и сварливость и пр. особо неприглядно выглядят в православном человеке, к которому неверующие люди предъявляют особые требования.
Как приятно бывает встретить внутренне интеллигентного человека, чье поведение, даже в мелочах (вежливости, внимательности, учтивости, доброжелательности, тактичности, культуре речи) говорит об особом благородстве, достоинстве, внутренней культуре!
Посему нелишне напомнить некоторые из мирских «правил хорошего тона», следовать им самим и научить своих детей.
Отношение к женщине. Оно должно быть уважительным и милосердным. Надо помнить, что женщина слабее мужчины и нуждается в помощи. Потому помочь поднести тяжелую сумку, уступить место в автобусе, пожилым — подняться в общественный транспорт, оказать иную помощь — долг мужчины, юноши. Мальчика надо с малолетства приучать заботиться о женщине как о матери.
Иногда можно видеть неприглядную картину, когда мужчина? христианин не решается защитить женщин от сквернословия, из ложного «смирения» не замечая потока грязной* брани, все чаще звучащей на улице, в общественных местах. Ему следует помнить, что поскольку он поставлен Богом главой своего семейства, то он должен защищать его от всякого насилия, от всякой скверны, беречь целомудрие своей жены и детей. Не на словах, а •па деле являющийся главой мужчина найдет способ угомонить хулигана и сквернослова, не будет стыдливо молчать, если его детям предложат в школе нечто непотребное — например, растлевающие уроки «сексуального просвещения» или иную скверну.
Взрослые и дети. Несмотря на то, что сейчас в общественное сознание внедряется установка на воспитание «независимости» детей от родителей, делается акцент на их «правах» на личную, независимую от родителей жизнь, в православной семье должны приложить все усилия для ограждения детей от этого тлетворного духа.
Очень важно, чтобы дети с раннего возраста привыкли даже в мелочах оказывать уважение старшим: не сидеть в присутствии взрослых развалясь, не отвечать, держа руки в карманах, не перебивать разговора взрослых, не высказывать своих суждений по всякому поводу при гостях, если их о том не попросят.
Надо приучить чад внимательно реагировать на замечания взрослых, если они касаются их поведения — будь то соседи, родные или просто старшие по возрасту. Ни в коем случае нельзя смиряться с дерзостью, пренебрежением к ‘словам взрослого человека, которые так распространились в наше время.
Пропустить взрослого в дверях вперед, вежливо уступить дорогу, поздороваться с учительницей па улице, встать, если в комнату входит взрослый, и поприветствовать его, уступить место пожилым в транспорте, быть приветливым и предупредительным с соседями — все это не мелочи, а важные моменты взаимоотношений с ближними, уроки любви. Юный христианин, которому не приходит в голову помочь пожилой соседке донести тяжелую сумку до ее квартиры, вряд ли может считаться христианином. Это серьезный «брак» в воспитании, какой бы православной ни считала себя его семья.
Знакомство. Случается, что в православных домах, где по случаю праздника собирается иногда немало людей, среди которых есть и незнакомые друг другу, хозяева не считают нужным их представить, полагая, что здесь все «свои», а потому «излишняя» манерность ни к чему. Это невежливо и говорит о неуважении к гостям.
Представление гостей друг другу — обязанность хозяина и хозяйки. Причем более правильным будет не просто сказать: «Познакомьтесь», а: «Разрешите вам представить» — при этом называют имя, отчество и фамилию. Принято младшего представлять старшему, мужчину — женщине. Если у вас па празднике присутствует священник, сначала представляют незнакомых гостей ему. Хорошо бы, конечно, при представлении сообщить какой-то минимум сведений о человеке. Не просто сказать, например: «Это Владимир из нашего храма», а сообщить какие-то значимые моменты, скажем: «Знакомьтесь — Владимир Нечаев, наш регент» или: «Разрешите представить Ирину Викторовну Сидорову, детского доктора». Иногда среди прихожан храмов этому не придается значение — и люди годами могут общаться, не зная ничего друг о друге; кроме имен. Вряд ли такая отстраненность будет способствовать глубине общения. Православному человеку вне храма надо проявлять свои таланты, данные Богом, обращать их на пользу ближним, создавать теплую среду общения. Это важно и с той точки зрения, чтобы создавать среду общения для подрастающих детей, для церковной молодежи.
Начальство и подчиненные. Посетители. Очень важно руководителю во взаимоотношениях с подчиненными соблюсти верный топ — деловой требовательности в сочетании с доброжелательностью. Православные взгляды начальника должны выражаться не в том, что он с показным смирением просит прощения у подчиненных всякий раз, когда вынужден делать замечания (чем может вести в соблазн нецерковного человека, дать ему повод распуститься), а в справедливости, уважительности, милосердии — тогда даже резкий тон выговора при нерадении работника допустим.
Очень хорошо, если руководитель возьмет за правило говорить каждому новичку напутственное, ободряющее слово, не забудет в дальнейшем искренне вникать в его проблемы.
Естественно, что начальник должен обращаться к подчиненным на «вы», поскольку подчиненный обычно не может ответить «ты» обращающемуся к нему так руководителю. Одностороннее «тыканье» выглядит крайне пренебрежительно. Бывают, конечно, ситуации, когда очень пожилой руководитель по-отечески говорит «ты» совсем молодому сотруднику, но и здесь надо избежать барского, покровительственного тона.
Как должен подчиненный реагировать па требования и замечания руководителя? Стараться делать порученное ему дело наилучшим образом. Проявлять обязательность, скромность, четкость, предупредительность, расторопность, но не заискивать, не лебезить, не угодничать.
На работе нередко возникают ситуации несправедливой обиды, ссор, различных нестроений. Как православному на них реагировать? В первую очередь — молитвенно. Бывает, даже после кратких слов «Господи, вразуми!» наступает ясность, какой лучше найти выход. Надо взять за правило — не «выяснять отношений», не «восстанавливать справедливость», не обсуждать серьезных проблем, не помолившись, хотя бы кратко про себя. В случае несправедливых обвинений действовать просто м. искрение, без длинных разговоров «в кулуарах» спокойно добиться четкости претензий: «Давайте более детально, по пунктам сформулируем, в чем, на ваш взгляд, я неправ». Мирный, доброжелательный тон в затруднительных ситуациях умиряет страсти, разгорающиеся при многословных и пустых обсуждениях проблем. И надо не стесняться в затруднительных случаях, обращаться к духовнику.
Если вам по роду работы приходится иметь дело с посетителями, старайтесь быть предельно внимательным, вежливым, терпеливым к раздраженному тону. Если посетитель обратился не по делу, а чтобы «отвести душу», поскандалить из-за недовольства всевозможными беспорядками нашей жизни, нельзя раздраженно выпроваживать его, умножая зло. Надо попытаться выяснить действительную нужду этого человека и дать совет, куда ему обратиться и как вести себя дальше.
В деловых отношениях па работе, прежде всего, ценится точность, обязательность, аккуратность, умение держать слово. И если рядом с вами в большинстве работают разболтанные, необязательные люди, это не повод расслабляться и снижать требования к себе. Дело чести православного создать себе репутацию человека, на которого всегда можно положиться. По нашим отношениям с другими людьми нецерковный мир судит о всем Православии.